Конспект урока по теме Географическая широта и долгота, географические координаты (адрес на глобусе)


ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ТЕМА: ЦВЕТ В НАТЮРМОРТЕ

План конспект урока
Тема: Цвет в натюрморте
Цель урока: Нарисовать цветочный натюрморт
Задачи:
1. Расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей; учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен.
2. Развивать технику работы кистью, умение накладывать цветовые мазки разной формы: мазок-кирпичек, мазок-точка, мазок-штрих, техника по-сырому, техника лессировка.
3. Воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков, любовь к окружающему мир.
2356485368300423100542926021405853263900Зрительный ряд: 1) Репродукции картин с изображением натюрмортов;
В.Серов «Девочка с персика»(фрагмент)
42367202476503810018415М.Сарьян «Виноград»
А.Матисс «Красные рыбки»
-114935138430Петров-Водкин «Утренний натюрморт»
Петров-Водкин «Скрипка»
Коровин «Рыба, вино и фрукты»
Машков «Синие сливы»
2) Учебные работы детей;
3133725177165
3232785170179
22117053917953) Образец педагогического рисунка«Цветочный натюрморт»
40608258509029146531750
406527055880216535025402914653810
4) Схема последовательного изображения натюрморта;
41700459525
4170045111760224980559801
30727651651066484512065
5) Мультимедийная презентация;

Оборудование и материалы: Бумага, краски, карандаш, ластик, кисти, доска для просмотра презентации и т.д.
План урока:
Организационный момент. 2 минута
Тема, постановка целей урока.2 минуты
Изучение нового материала.7 минут
Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта. 3 минуты
Подводящая часть (упражнения). 5 минут
6. Практическая работа. 20 минут
7. Подведение итогов и рефлексия.5 минут
Ход урока:
1. Организационный момент.
1) Приветствие
Учитель. Послушайте описание картины и определите ее жанр. Правильное выполнение этого задания подскажет вам тему нашего урока.
Две девочки на выставке остановились перед картиной с букетом цветов сирени. Казалось бы, в такой картине нет ничего особенно увлекательного. Но как мастерски написал цветы художник! Они стоят в высокой прозрачной вазе, и стекло, освещенное ярким солнцем, так и искрится, так и горит веселыми золотистыми и красными огоньками. Рядом с вазой, на узорчатой скатерти, - блюдо с фруктами. Одно яблоко скатилось на скатерть. Оно такое сочное, такое спелое, кожица блестит, словно натертое воском; а рядом персик – так и чувствуешь, какая у него мохнатая шкурка. Надо быть большим мастером, чтобы так живо написать фрукты.
Что это за картина?
Ученики. Натюрморт. Значит, урок будет посвящен расширению знаний о натюрморте и колорите.
2) Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Введение в тему урока.
Учитель. Вспомните, какие основные компоненты составляют живописное полотно.
Ученики. Композиция, рисунок, колорит.
Учитель. Действительно, первый слог живописной азбуки – расположение фигур на картине - художники называют композицией. Композиция – это основа живописи. Она выражает главную мысль художника, идею картины.
Вторым слогом живописной азбуки является рисунок – это главный рассказчик. Он подробно рассказывает о каждом герое, об его прошлом и настоящем, рассказывает обо всех событиях картины. С рисунка, как вы знаете, начинается дальнейшая творческая работа над картиной.
Третий слог живописи – это все разнообразие красок, оттенков, тонов, пятен света и тени, которыми говорит с нами картина, или, как называют художники, колорит живописи.
Овладение рисунком лучше начинать не с живой модели, а с «мертвой», неподвижной – с натюрморта (от французского – мертвая природа, натура). Как вы думаете почему? (Ответы учащихся.)
Натюрморт можно рисовать как угодно долго, внимательно изучая его с разных точек, не опасаясь, что он устанет стоять и уйдет или изменит положение.
Вот почему сегодня на уроке, рисуя натюрморт, мы будем учиться строить форму предметов, передавать цветом настроение.
3. Изучение нового материала.
1).Сообщение теоретических сведений.
Учитель. Вспомните, какие предметы изображаются в натюрмортах. (Ответы учащихся.)
Натюрморт как самостоятельный жанр искусства зародился и получил широкое развитие в Голландии и соседней Фландрии (теперь это часть Бельгии) в 17 веке. (Показ слайда), репродукции.
В голландских натюрмортах, плотно, густо написанных масляными красками, чаще всего изображались всевозможные явства: хлеб, фрукты, эффектно нарезанная сочная ветчина, дичь, вино в хрустальных бокалах, бывшие главным наслаждением в жизни.
2).Построение натюрморта.
Рассмотрим на таблице последовательность работы над рисунком натюрморта.(Объяснение построения натюрморта).
3).Ознакомление с цветовым решением в натюрморте.
Учитель. Натюрморт включает изображения богатства природного мира и мира вещей, окружающих человека. И каждый из этих предметов не бесцветен. Цвет в натюрморте не только выражает объективную сущность вещей, но и показывает личное отношение к нему живописца, открывает индивидуальность художника, понимание им чувства прекраснрго.
К натюрморту обращаются мастера самых различных художественных взглядов и направлений. Рассмотрим работу талантливого русского художника К.А.Коровина.
Замечательный колорист, Константин Коровин великолепно «оркестровал» свои картины. Краски, подобные голосам различных инструментов в оркестре, дополняя и обогащая друг друга, сливаются на его полотнах в гармоническое звучание целого.
В натюрмортах использовал широкие, быстрые, как бы торопящиеся и в то же время положенные в определенном порядке мазки красок «вылепливают» форму и объем. Форма предметов подчас теряет четкость, но она сама по себе не интересует художника. Он анализирует их цвет, усложненный, измененный и обогащенный под влиянием солнечного света и соседних предметов. Кажется, что художник буквально упивается красочным богатством окружающего мира. Его восторженно-чувственное, чисто эмоциональное восприятие мира передается зрителю – от полотна К.А.Коровина исходит ощущение радости жизни.
4.Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня на уроке вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.
Компоновка предметов должна быть тщательно продумана. Далее делается рисунок, в котором не только отражается форма рисуемых предметов, но и показывается направление светотени, темные и светлые места, и только после этого работают с красками.
5.Подводящая часть (упражнения).





6.Практическая работа.
Задание. Выполните рисунок-натюрморт в каком либо из эмоциональных состояний (грусть, таинственность, праздничность и т. д.); работа с красками.
Во время практической работы проводятся целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
7.Итог урока и рефлексия
1).Выставка работ учащихся.
2). Рефлексия.
-- Что нового для себя вы открыли на уроке?
-- Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?
***(-- Натюрморт какого художника вам больше понравился?)
3). Заключительное слово.
Учитель: Серьёзные задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними, решив правильно и вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции, и задачи выбора палитры красок. Но кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем эмоциональном состоянии в этот день.

Список используемой литературы
Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. - М., 1968
Беда Т.В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1969
Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. - М., 2003
Милюков А.А. Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе. - М., 1978
Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" для средних общеобразовательных учебных заведений разработана под руководством Неменского.
Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. - М., 1975
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М., 1973
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 1980
Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. - М., 1981
Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. - М., 1975