РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ
Новикова Наталья Николаевна, учитель немецкого языка МБОУЛомовская СШ

« играть можно в любое время,
если это пойдет на пользу вашим
ученикам. Игры делают процесс
обучения, порой трудный и
утомительный, веселым, а это
усиливает мотивацию к учению»
(Д. Стайнберг)
В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования, что обусловлено целым рядом причин.
Коренным образом изменился социальный статус «иностранного языка» как учебного предмета. Глобализация, поликультурность, информатизация, взаимозависимость стран и культур в совокупности с переменами, произошедшими в последние десятилетия внутри страны (изменение социально-экономических и политических основ российского государства, открытость и интернационализация всех сфер общественной жизни, расширение возможностей международного и межкультурного общения, необходимость интеграции в мировое сообщество), привели к возрастанию роли иностранного языка в жизни личности, общества и государства. Из предмета, не имевшего реального применения и находившегося в сознании учащихся на одном из последних мест по степени значимости, ИЯ превратился в средство, реально востребованное личностью, обществом и государством.
Стало очевидно, что существование и успешное развитие современного общества возможно только при определенном уровне иноязычной грамотности его членов. Иноязычная грамотность способствует:
повышению конкурентоспособности государства, перестройке экономики внутри страны;
вхождению, интеграции государства в мировое экономическое и культурное сообщество;
доступу к информационной мировой системе и новейшим информационным технологиям.
Роль ИЯ как учебного предмета возрастает также в связи с введением ФГОС НОО, «где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования». Переход от познавательной парадигмы к образовательной делает огромный образовательный потенциал предмета «иностранный язык» особо востребованным. «Иностранный язык» уникален по своим образовательным возможностям и способен внести свой особый вклад в главный результат образования – воспитание гражданина России.
ИЯ является важнейшим средством воспитательного воздействия на личность. Являясь частью, инструментом культуры, ИЯ формирует личность человека через заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т.п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.
ИЯ открывает непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает уровень гуманитарного образования ученика, способствует будущему вхождению в мировое сообщество благодаря воспитанию уважения к иным культурам. Знакомство с культурой народа изучаемого языка способствует более глубокому осознанию своей родной культуры, воспитанию патриотизма и интернационализма. Знание ИЯ и культуры устраняет барьеры недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру, создавать положительный образ своей страны за рубежом.
Школьники овладевают рациональными приемами изучения ИЯ и универсальными учебными действиями (УУД): пользоваться различными словарями и другой справочной литературой, находить информацию в Интернете, использовать электронные образовательные ресурсы, ориентироваться в информационно-образовательной среде и т.д.
Изучение ИЯ вносит заметный вклад в культуру умственного труда. «Иностранный язык» как учебный предмет готовит учеников к успешной социализации после окончания образовательного учреждения, учит успешно выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе. Владение общением на иностранном языке стало сегодня одним из условий профессиональной компетенции специалиста, поскольку знание ИЯ может существенно повлиять на его образовательные и самообразовательные возможности, выбор профессии и перспективу карьерного роста.
В связи с этим интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении ,чтении и письме.
     Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: учитель – класс (группа), учитель – ученик, ученик – класс (группа), ученик – ученик и т.д.
Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель с обучающимися вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. Широкие возможности для активизации учебного процесса и развития коммуникативной компетенции дает, по моему мнению, использование игр и игровых приемов.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжение эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности?
Многие авторы отмечают богатые обучающие возможности игры. При овладении немецким языком (Бим И.Л., Л.И. Рыжова, В.М. Филатов), видоизменяя игровую ситуацию в процессе обучения, создаются условия для автоматизации запоминания языкового материала. После его усвоения можно провести минипредставление с песенками и танцами, с перевоплощением, с созданием пластических образований. Естественно, такие приемы способствуют общему развитию ребенка, развитию слуха, памяти, внимания, умения общаться. А сам факт изучения иностранного языка открывает новый этап в развитии ребенка. Он начинается прислушиваться к иностранной речи, вычленять отдельные элементы, задавать вопросы и т.п.
В методике обучения иностранному языку Н.Д. Гальсковой игровые приемы – приемы, имеющие обучающий и развивающий характер, расширяют кругозор учащихся, стимулируют познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психологическому развитию.
По мнению М.Ф. Стронина, игра на уроке иностранного языка – это ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения РО в условиях максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками: эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. То есть, в ходе игры у учащихся формируются произносительные, лексические, грамматические навыки, учащиеся приобретают опыт речевого общения.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
созданию психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
тренировке обучающихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Поэтому игра должна занимать не только важное место на уроке иностранного языка, но и быть его стержнем. Поводы для игровых моментов можно и нужно находить на всех этапах урока. Дети могут и не заметить, что они играют, им просто будет интересно. Но дело не в количестве используемых игр на уроке. Чувство меры важно соблюдать и здесь. Речь идет об общей игровой атмосфере, позволяющей учителю увлечь учащихся, эмоционально их настроить на восприятие немецкого языка.
Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника (преобладание эмоциональной сферы над интеллектуальной, преобладание непроизвольного запоминания) нельзя не оценить потенциальных возможностей игры.
На уроке мы имеем дело с особым видом игр – учебными играми. Они отличаются от развлеательных тем, что имеют второй план или узко методическую цель. Учитель всегда четко и точно представляет себе, какую учебную цель преследует та или иная игра. Однако, ему ни в коем случае не следует показывать учащиемся что его интересует учебная цель. Он должен смеяться и радоваться вместе с учениками, подчеркивая тем самым, что его волнует игровой смысл упражнения, а не учебный.
Существует огромное количество самых разнообразных игр различных категорий и разновидностей: устных и письменных, грамматических и орфографических, лексических и фонетических, игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие, деловые игры, индивидуальные и командные, спокойные и подвижные.
В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку М.Ф. Стронин подразделяет игры на:
подготовительные;
творческие.
Подготовительные игры включают в себя грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры. Целью этих игр является формирование произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировка употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.
К творческим играм относятся аудитивные и речевые игры. Их цель –дальнейшее развитие речевых навыков и умений .
Я стараюсь использовать игры на разных этапах урока и при изучении разных видов речевой деятельности :игры на закрепление алфавита ,игры на закрепление лексики, игры на закрепление грамматики ,игры на отработку структуры немецкого предложения, игры на отработку орфографических навыков, игры на отработку фонетических навыков ,ролевые и дидактические игры,неподвижные игры (бинго ,домино, лото, кубик).
Занимаясь разработкой игр, я стараюсь учитывать требования к организации игры на уроках немецкого языка:
формулировка игровой ситуации, правил игры, рассказ о том, что получается в результате, должна даваться на родном языке;
игра должна вызвать положительный эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в игру;
игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание;
игра не должна быть образцом для механического подражания – это образец творчества;
игра организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал;
роль учителя в процессе подготовки и проведения игры постоянно меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность обучающихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем.
По моим наблюдениям, регулярное использование игр и игровых приемов на уроках немецкого языка способствует успешному решению не только практических, но также воспитательных и образовательных задач.
Игровые упражнения не только оживляют занятия иностранного языка, но и способствуют овладению языком в занимательной форме, воспитывают внимание, память, быстроту реакции, эстетические чувства, доставляя при этом ученикам и учителям большое удовольствие. Обучающиеся раскрепощаются, происходит их само - и взаимообучение, у них появляется возможность проявить такие качества, как толерантность, доброжелательность, взаимопомощь, дружеская поддержка, уважение к мнению товарищей, активность, креативность. А это значит, что учащиеся овладевают новым средством коммуникации, то есть приобретают навыки и умения общения с помощью изучаемого языка.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия для равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе обучающимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Таким образом, игра может стать эффективным средством для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков на уроках немецкого языка. Интересные приемы объяснения и тренировки грамматического и лексического материала способствуют формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся. Радость от результатов мыслительной деятельности формирует положительный настрой на изучение иностранного языка, поддерживает интерес к предмету
Все имеющиеся в моем арсенале игры я постаралась систематизировать по видам речевой деятельности. (Приложение)


Литература:
Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1988.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрос-пресс, 2004.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1992.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос.пед. агенство, 1996.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие – М.: Народное образование, 1998.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. М.: Просвещение, 1984.



































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15