Урок географии на тему Географические координаты. Определение географических координат
Урок географии в 6 классе
по теме: «Географические координаты.
Определение географических координат по глобусу»
Планируемые результаты:
Предметные – должны знать о градусной сети, содержание понятий «географическая широта» и «географическая долгота», приемы определения географических координат объекта;
Метапредметные – должны уметь определять широту и долготу точки по глобусу; идет обогащение словарного запаса названиями новых географических объектов;
Личностные – проявляют интерес к новым знаниям, положительно относятся к предмету.
Тип урока: изучение нового материала, практикум.
Методы обучения: беседа, рассказ, сообщения учащихся, работа с глобусом.
ХОД УРОКА
Повторение изученного.
Повторение домашнего задания, рзбор вопросов рабочей тетради (с. 11).
Расстояние от Южной Америки до Африки по экватору; от Москвы до экватора по 40˚ в.д.; от Северного полюса до Москвы по меридиану.
Признаки меридианов, параллелей.
Граница Северного и Южного полушария. (Линия экватора)
Граница Западного и Восточного полушарий. (Нулевой меридиан и 180-й меридиан.)
Изучение нового материала.
Подумайте пожалуйста, и скажите где находиться ваш дом или квартира.
А что нам нужно знать, чтобы найти ваш дом или квартиру? (Адрес места жительства)
- Мы познакомились с важными линиями на глобусе. На сегодняшнем уроке мы узнаем, что у каждой линий есть свое название, а вместе параллели и меридианы помогают определить «точный адрес» любой точки на глобусе. Так и в географии у каждого географического объекта есть сов адрес он называется – географические координаты.
1. ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Рассмотрите параллели. Найдите, где на глобусе подписывают каждую параллель, проставляют градусы? (На нулевом меридиане.) Градусы обозначают географическую широту, то есть удаление точки от экватора к северу или югу.
- Какова широта экватора? (Нулевая, то есть 0˚ широты). На экваторе начинается отчет широт. Все северные параллели означают северные широты, а параллели расположенные южнее экватора, указывают южные широты. Города, вулканы, озера, экватор, и любые другие объекты, если они находятся в Северном полушарии, имеют северную широту. Если искомую точку, остров, вершину и любой другой объект мы обнаруживаем на глобусе в Южном полушарии, значит, широту они имеют южную.
- Назовите точки, у которых географическая широта самая большая, максимальная. (Это полюса Земли. 90˚ с.ш. – широта, Северного полюса Земли, у Южного полюса - 90˚ю.ш.)
2. БЕСЕДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РИС. 15 И ВОПРОС К НЕМУ.
ОТВЕТЫ:
- параллели на глобусе проведены через 10˚;
- Сидей расположен на широте 34˚ ю.ш.;
- Дели – 29˚ с.ш.;
- Мурманск – 69˚ с.ш.;
- Итак, о чем говорят нам данные географической широты точки? (Географическая широта показывает, как удалена точка от экватора: в каком направлении и на сколько градусов).
Работа с таблицей 1 (с. 28).
- Покажите на глобусе важнейшие параллели Земли. Рассмотрите, что их показывают пунктиром. Мы будем обрушаться к этим линиям всегда, когда станем говорить о климате и природе территории.
СХЕМА В ТЕТРАДИ
С.Ш.
0˚ широты
Ю.Ш.
3. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
- Определите географическую широту следующих объектов.
(I вариант – Объекты Северного полушария, II вариант – объекты Южного полушария).
г. Санкт-Петербург (69˚ с.ш.);
Магелланов пролив (54˚ ю.ш.);
г. Берлин (53˚ с.ш.);
станция Мирный (70˚ ю.ш.);
вулкан Фудзияма (53˚ с.ш.);
г. Лондон (52˚ с.ш.);
самая крайняя южная точка Африки (34˚ ю.ш.);
вулкан Котопахи (2˚ ю.ш.).
4. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАСКАЗА УЧИТЕЛЯ.
- Теперь поговорим о другой важной характеристики местоположения объектов – географической долготе. Она не менее важна, так как чтобы наитии неизвестные объект на глобусе или карте, нужно знать не только широту, но и долготу точки.
Для определения географической долготы мы обратимся к линиями меридианов. Вспомним, что такое меридиан? (Это линии на глобусе и карте, соединяющие полюса Земли.)
- Какой меридиан географы считают самым важным, от которого начинают отчет всех долгот? (Нулевой, он же Лондонский, начальный, Гринвичский). На каком меридиане долготы заканчиваются? (На 180-м меридиане). Итак, все меридианы которые проведены на глобусе к востоку от нулевого и до 180-го меридиана, обозначают восточные долготы. Наоборот, западные долготы обозначают меридианы, расположенные западнее нулевого меридиана. Западные долготы тоже заканчиваются на 180-м меридиане.
СХЕМА В ТЕТРАДИ:
З.Д. В.Д.
180˚ 0˚ 180˚
5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
- Определите географическую долготу следующих географических объектов.
(I вариант – Объекты Восточного полушария, II вариант – объекты Заподного полушария).
г. Сан-Франциско (121˚ з.д.);
г. Лондон (0˚ в.д.);
г. Багдат (44˚ в.д.);
г. Буэнос-Айрес (59˚ з.д.);
г. Алжир (3˚ в.д.);
влк. Орисаба (97˚ з.д.);
влк. Эребус (168˚ в.д.).
Закрепление материала в форме викторины.
По физической карте мира определите географические координаты:
г. Каир (31˚ с.ш. 32˚ в.д.);
г. Париж (48˚ с.ш. 3˚ в.д.);
г. Мельбурн (38˚ ю.ш. 146˚ в.д.);
г. Вашингтон (39˚ с.ш. 3˚ в.д.);
Суэцкий канал (31˚ с.ш. 33˚ в.д.);
Панамский канал (9˚ с.ш. 79˚ з.д.);
вулкан Камерун (4˚ с.ш. 9˚ в.д.);
вулкан Ключевская сопка (57˚ с.ш. 162˚ в.д.);
Кейптаун (33˚ ю.ш. 19˚ в.д.);
вулкан Эльбрус (79˚ ю.ш. 169˚ в.д.);
устье реки Амазонка (6˚ с.ш. 61˚ з.д.).
Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг? (На Северном полюсе.)
Какие меридианы в Западном полушарии является продолжением 20-го, 40-го, 70-го меридианов Восточного? (Меридианы 160˚ з.д., 140˚ з.д., 110˚ з.д.)
Батискаф «Триест» совершил рекордное погружение на глубину 7 025 метров в точке с координатами 13˚ с.ш. и 145˚ в.д. В таком океане это произошло? Покажите это место на глобусе. (В Тихом)
На 54˚ с.ш. и 27˚ в.д. находиться столица дружественной нам страны. Какая? (Минск, столица Белоруссии).
Какие острова расположены между: 12-26˚ ю.ш. и 43-51˚ в.д. (Мадагаскар); 53-55˚ ю.ш. и 65-71˚ з.д. (Огненная Земля)
Итог урока.
- С каким важным географическим объектом мы познакомились на уроке?
- В каких случаях вы будите применять его, как определять географические координаты?
Домашнее задание (самостоятельная внеурочная деятельность): изучить § 5,6; в рабочей тетради на печатной основе ответить на задания с. 15-17; придумать свое задание на определение географических координат.