Обобщение опыта «Формирование коммуникативной компетенции учащихся путем развития их письменных речевых умений»
Формирование коммуникативной компетенции учащихся путем развития их письменных речевых умений.
Сегодня нашему государству – Республике Казахстан нужны высокопрофессиональные специалисты, творческие люди, конкурентоспособные личности. Воспитание таких людей ставит перед нами, учителями, новые задачи. В наше время особенно активно развиваются и укрепляются международные связи, в том числе и общение школьников с их сверстниками за рубежом. Приобретение навыков и умений практического владения английским языком играет существенную роль. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своей программе “Казахстан 2030”особо подчеркнул, что гражданам Республики, помимо государственного языка и языка межнационального общения, необходимо знать английский язык.
Владение иностранным языком способствует формированию развитой, социально активной личности, открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов, обеспечивает установление деловых и культурных связей. В нашей школе проблеме значимости языков (казахского, русского и иностранного) уделяется особое внимание. В данное время для нас актуальна проблема полиязычия, в центре которой находится личность. Воспитание образованной, конкурентоспособной личности – одна из задач современной школы. Конкурентоспособная личность – личность, которая может успешно конкурировать в рыночных условиях, готовая к приобретению новых знаний. Какие факторы важны для воспитания конкурентоспособной личности? Конечно же, в первую очередь это сам учитель. В настоящее время учитель должен быть сам творческой личностью, заниматься исследовательской работой, быть в поиске решения поставленных задач, постоянно заниматься самообразованием. Я считаю, что ярким примером этому подтверждению может служить наш коллектив единомышленников. Многие учителя нашей школы успешно работают по различным современным технологиям. В школе для этого созданы все условия. Работая в ногу со временем, учитывая сегодняшние проблемы в обучении, наши учителя и учащиеся добиваются положительных результатов. Выпускники нашей школы учатся в высших учебных заведениях нашей страны и России. Они ежегодно по разным предметам занимают призовые места в городских и областных олимпиадах. Участвуют в различных конкурсах таких, как Сатпаевские чтения, американский конкурс “Акт в поддержку свободы”, в научных городских и областных конференциях. Таких талантливых учеников могут воспитывать и обучать только талантливые учителя.
В такой творческой атмосфере нельзя оставаться на одном месте, не изучая и не внедряя новое. Работая в школе не первый год, я не устаю удивляться нашим детям. Как им все хочется познать, как легко они входят в век компьютерных технологий, как легко они могут говорить на трех, четырех языках, сколько нужной информации они могут получить и сколько полезной информации могут дать. Сегодня мне дети не дадут, да и совесть, не позволит работать традиционными методами. Ушли в прошлое обязательные программы и учебники, которые не давали широкий выбор методов и приемов для учителя в обучении языку. Как хорошо, что время диктует обучение по учебникам нового поколения с использованием эффективных методов обучения по новейшим технологиям. Работая в течение ряда лет над проблемой “Коммуникативный подход в обучении английскому языку “ я прочитала много методической литературы, апробировала разные приемы этого подхода, начала создавать свою методическую копилку. Но не хочется останавливаться на достигнутом, и вот уже третий год я работаю над новой темой “Развитие творческой деятельности учащихся на уроках английского языка”. Изучив на теоретическом уровни несколько технологий, я остановилась на стратегии “ Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Комплексная программа развития критического мышления включает в себя более шестидесяти приемов. Уроки, построенные по методам и приемам этой технологии, богаты по содержанию, разнообразны по заданиям и разноуровневые по характеру. Применяя на практике наиболее эффективные приемы, дающие положительный результат, я заметила, что эта стратегия тесно связана с технологией “Коммуникативного подхода в обучении” и с моей темой самообразования: «Развитие творческой деятельности через чтение и письмо». Почему я выбрала стратегию “Развития критического мышления?”. Она позволяет строить урок:
Во-первых, как активный и познавательный процесс, определяющий целенаправленную задачу обучения.
Во-вторых, делать основной упор на уроке на развитие устной и письменной речи.
В-третьих, развивать творческую деятельность учащихся.
В-четвертых, создавать высокую плотность урока, что позволяет увидеть и оценить каждого ученика на уроке.
В-пятых, создавать условия учащимся самостоятельно искать нужную информацию, сравнивать, анализировать, а это очень важно для воспитания творческой личности.
Работая по учебникам нового поколения, применяю на своих уроках не только стратегии критического мышления, но и блочную подачу материала, коммуникативный подход в обучении английскому языку. Синтез этих технологий дает положительный результат в обучении, позволяет систематизировать и обобщить свой небольшой опыт, которым и хочется поделиться. На своих уроках я реализую такие цели, как:
практическая: учащиеся друг у друга учатся;
воспитательная: влияют друг на друга при обучении;
развивающая: только тогда ребенок развивается, когда сам что - то делает;
образовательная: взаимодействие всех целей.
Государственным стандартом по иностранному языку предусмотрено овладение учащимися основными коммуникативными умениями в чтении, устной речи и письме. Отсюда следует, что основная цель обучения английскому языку - помочь учащимися овладеть знаниями и умениями на репродуктивном уровне и развивать умения устной и письменной речи на продуктивном уровне. Для этого на своих уроках я использую коммуникативный подход, который осуществляется через четыре вида деятельности:
Умение слушать Умение читать Умение говорить Умение писать
( ( ( (
работа с текстом работа с текстом устное высказывание анкету, открытку
( ( (монологи, дискуссии) (
извлечение полной извлечение полной ( письмо
и частичной и частичной коммуникативные (
информации. информации ситуации эссе
(диалоги, ролевые игры) (
сочинение
Свой урок я делю на три этапа:
Мотивационный этап
Этап осмысления
Рефлексия
Первый этап – мотивационный.
На этом этапе я чаще всего использую метод ассоциации. Он мне помогает активно развивать мыслительную деятельность учащихся, заставляя сразу же включать в работу всех учащихся. Он еще называется «Кластеры» или «Мозговая атака». Чем интересен этот этап? На данном этапе пробуждается интерес у учащихся и определяется тема. Интерес и цель важны для того, чтобы поддерживать творческую активность учащихся на уроке. Например, при изучении темы «Geography» в восьмом классе авторы Т.Д. Кузнецова и П.К. Козлов в разделе «Reading and speaking» предлагают работу с текстами «London» и «Astana». Для дополнительной информации и реализации повышенного стандарта в восьмом гимназическом классе я предлагаю ребятам текст «Washington, D.C.» по учебнику «Happy Englush –2» авторы Т.Б. Клементьева и Д. Шэннон. Перед чтением текста, учащиеся отвечают на вопросы:
Who was the first presidend of America?
What do you know about George Washington?
What does «D.C.» stand for?
Ребята на английском языке сообщают информацию, которую они знают об этом городе и выясняется, что этого недостаточно и они хотят узнать больше. Также на этом этапе я использую такие виды работы, как предсказание, выявление темы по заголовку, составление вопросов к тексту. В восьмом гимназическом классе, работая по теме «The Pleasure of Life» для дополнительного чтения я использую текст «Thanksgiving Day» по учебнику «Happy Englush –2» Т.Б.Клементьевой и Д. Шэннон. Сначала на доске я пишу ключевые слова «November», «Turkey», «Holiday». По ключевым словам ребята догадываются, что речь пойдет о Дне Благодарения. Тема урока сформулирована. Затем я предлагаю ребятам взглянуть на текст и предположить, о чем он. Ребята выдвигают разные версии, и определяют проблему, над которой они будут работать: почему этот праздник так называется. Перед чтением текста учащиеся составляют вопросы к нему, и после прочтения отвечают на свои вопросы, анализируя, смогли ли они найти ответы в тексте. В конце урока учащиеся в парах составляют кластеры по этой теме, которые им помогут сделать сообщение.
Crops November Turkey
Survive Thanksgiving Day Holiday
Pilgrims Thankful Fall
Второй этап – осмысление.
Основной задачей этого этапа является увлеченность учащихся на уроках, создание интереса к учебному процессу, а так же стремление учащихся создавать собственное мнение. На этом этапе работы во время чтения текста я использую Insenrt метод, он означает мониторинг процесса понимания. В седьмом гимназическом классе при чтении текста «Sport in Britain» по теме «Pleasures of Life» авторы Т.Д.Кузнецова и П.Г.Козлов для расширения государственного стандарта и повышения коммуникативных особенностей я использую на уроке учебник «Happy Englush –2» авторы Т.Б.Клементьева и Д. Шэннон. При чтении по этому учебнику текста «Популярные американские виды спорта» по теме «Спорт и хобби» учащиеся читают и делают записи у себя в тетради. Ребята чертят таблицу и заполняют ее.
Popular American Sports.
Sports
“v” знал
“-” не знал
“+” новое
“?” хочу знать
Baseball
Softball
Basketball
Football
Soccer
Two teams
-
five players, orange ball, the players can throw or pass the ball to each other
between two teams
between two teams
Nine players
Similar to baseball
-
The quarterback starts by throwing
-
Nine “innings”
Popular among American women and co – ed
-
-
-
Time of game
-
Time of game
-
-
После заполнения таблицы идет обмен информации в парах. Учащиеся на английском языке сообщают об этих видах спорта и о том, что они не знали и хотели бы узнать. На дом я задаю учащимся составить свое описание популярных английских, американских и казахстанских видов спорта. На следующем уроке ребята читают, а класс должен назвать какой это вид спорта.
В шестом классе с углубленным изучением английского языка (5 часов в неделю) при чтении сказок по книге “Reader” я делаю так:
Делю класс на группы по четыре – пять человек;
Один из учеников группы читает абзац, и вместе прорабатывают все трудности;
Другой ученик берет на себя роль «учителя», суммирует и выделяет главное из абзаца, продумывает вопрос по абзацу и учащиеся в группе отвечают на него;
Этот метод называется «взаимообучение». Проработав весь текст по очереди, по абзацу, учащиеся пересказывают только что прочитанный текст. Здесь я использую дифференцированный подход обучения. Слабые учащиеся в группе при пересказе текста могут использовать главные мысли, которые они выделили из абзаца. Средние учащиеся помимо этой информации добавляют, что они еще запомнили. Сильные ученики дают полную и наиболее точную информацию, которую они запомнили.
Третий этап – рефлексия.
Важность данного этапа в том, что учащиеся начинают выражать свои мысли и понятия через информацию, которую они получили. На этом этапе происходит обмен мыслями и обогащение словарного запаса, создание собственного мнения по данной информации. На уроках английского языка в восьмом гимназическом классе при прохождении темы «Education» учащиеся читают тексты о школах в Великобритании и Казахстана, а также изучают систему образования этих старан. Для расширения кругозора и лексического запаса на спецкурсах «Речевой этикет» мы изучаем тему «Американская школа» по учебнику «Happy Englush –2» авторы Т.Б.Клементьева и Д. Шэннон.. Учащимся предлагается построить «диаграмму Венна», различное и общее в нашей школе и в школе Америки. Ребята могут работать индивидуально, а затем в парах или в группах сравнить свои диаграммы.
Our school An American school
Разное
Общее
Разное
Uniforms
Theatre
Canteen
Big building
Week of subject
Extra lessons
Lessons
Tests
School newspaper
School rules
Time of lesson
Report cards
Home teacher
School bus
Parking lot
Musical
Two foreign languages
Marks (A, B, C, D, F)
После составления диаграммы я делю класс на три группы и использую прием «Speaking Debate». Одна группа – ученики из нашей школы, другая из Америки, третья из Великобритании. Задание каждой группе: докажите, что в вашей школе лучше учиться, запросите нужную информацию, сообщите то, что есть у вас и чего нет в другой школе.
Our school: Students in our school should wear school uniforms.Girls wear white blouses and black skirts or trousers. Boys wear light shirts and black trousers or black suits.What about you? Should you wear a uniform to school?
An American school: Our school is a public school. Only students who attend private schools wear uniforms to school. Our school day begins at 8:00 a.m.. Each class lasts 45 minutes and ends at 2 p. m .. When do you begin to study?
An English school : We begin to study at 9 o’clock. Out lessons are over at 4. We have time for lunch.
На этом этапе рефлексия в шестом классе с углубленным изучением английского языка после прочтения сказок по книге “Reader” Клементьевой Т.Б., я задаю на дом нарисовать ситуацию или момент, который им наиболее запомнился или понравился. Дети с удовольствием дома рисуют и на следующем уроке мы делаем выставку “Gallery walk”. Учащиеся проходят по классу, смотрят картинки и по желанию описывают их, вспоминая эти фрагменты из текста.
Пятиминутное эссе – еще один прием по развитию творческой деятельности. Пятиминутное эссе проводится в конце урока для того, чтобы помочь ученикам проанализировать свои мысли по изученному материалу. В пятиминутном эссе ученики выполняют два задания. Записывают то, что они делали на уроке, что изучили по теме и задают один вопрос учителю. Это задание творческого характера дает полную свободу ученику выразить свои мыли и получить письменный ответ на вопрос. Эта работа по нраву старшеклассникам: во-первых, я им не снижаю оценку за грамматические ошибки в написании эссе, а ставлю за более подробное описание темы. Во – вторых, они всегда с нетерпением ждут ответа учителя на вопрос.
Говоря о новых технологиях, используемых на моих уроках, нельзя не сказать о мониторинге. Для учета знаний по каждой теме, я делаю анализ в котором фиксируются оценки учащихся за:
Усвоение теоретических знаний по теме (лексические и грамматические тесты);
Специальные умения ( чтение и аудирование);
Умения творческой деятельности (говорение и письмо);
Возможный уровень;
Мониторинг позволяет отслеживать достижения обязательного уровня знаний учащихся по каждой теме и вести учет выполнения возможного уровня. Сравнивая процент качества обучения с прошлым годом можно заметить положительную динамику в обучении. Результатом нашей совместной творческой работы с учениками стал альманах, где собраны лучшие творческие работы учащихся.
В заключении я хочу сказать, что на своем опыте я убедилась в эффективности стратегии критического мышления и коммуникативного подхода в обучении. Эти технологии не допускают монотонности, однообразия на уроках, развивают творческую личность, учат детей сопоставлять и анализировать, спорить и доказывать. Технологизация учебного процесса позволяет открывать классы с углубленным и ранним изучением английского языка. Для шестого класса я составила адаптированную программу по углубленному изучению английского языка. Создание ее вызвано необходимостью расширения основы практического владения английским языком и реализации повышенного стандарта образования. Для достижения целей образования учителю самому надо совершенствоваться и повышать свой профессиональный уровень. Я стараюсь не жалеть ни времени, ни сил принимать участие в различных семинарах, конкурсах, повышать свой профессиональный уровень.