Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания дисциплины «Охрана труда», как средства наглядности

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания дисциплины «Охрана труда», как средства наглядности

В настоящее время существует несколько разновидностей электронных обучающих средств: энциклопедии, справочники, учебники, пособия, компьютерные игры, тренажеры, экспертные электронные средства, инструментальные среды.
Разработка электронных средств обучения производится в команде с программистами. Возможна их разработка на основе уже имеющейся электронной оболочки, которая приобретается у производителей. Процесс разработки и ввода в эксплуатацию ЭСО сложный и довольно длительный, даже при наличии готовой электронной оболочки. Т.е. даже тогда, когда решена самая сложная проблема – программное обеспечение.
Чтобы разработать обучающее средство на основе электронной оболочки необходимо вооружиться знаниями: типы электронных средств обучения; этапы разработки ЭСО; структура и содержание электронного обучающего средства; теория мультисенсорного обучения; теория и методика создания тестовых заданий. Иметь навыки работы на ПК на уровне продвинутого пользователя: владеть текстовыми редакторами, программами обработки цифрового видео, фотошопом, Corel drow, Paint, или другими программами обработки графики, видео и звука.
Научно-педагогические требования к ЭОР:
По назначению электронные образовательные ресурсы должны служить формированию у студентов систематических прочных и осмысленных научных знаний, способствовать формированию умений работать с информацией, создавать собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность, служить повышению качества и эффективности педагогического труда.
Желательно включение в ЭОР разнообразных познавательных заданий, связанных с предлагаемым экранным материалом.
Содержание ЭОР должно включать научно достоверную информацию, в нашем случае полностью соответствовать материалу учебника. Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности обучающихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
Учебный материал должен быть доступен для экранизации и передачи информации с помощью комментариев преподавателя. При отборе материала для зрительного ряда преимущество следует отдавать крупным и средним планам, по возможности избегая дальних планов и мелких деталей.
Информация должна преподноситься в живой эмоциональной форме. Однако, недопустимы кадры, вставки, эпизоды, не связанные с учебной темой, даже в том случае, если они интересны сами по себе.
При создании пособия должны соблюдаться гигиенические требования, направленные на сохранение зрения и предупреждение переутомления обучающихся. Размеры букв, цифр, знаков (кегль), их гарнитура, цвет, а также расстановка знаков в словах, а слов в предложениях должны способствовать четкому различению и хорошему восприятию информации. Кегль основного текста должен быть не менее 14 пунктов для серифного шрифта (например, Times New Roman) и 12 пунктов для рубленого шрифта (например, Arial). Заголовки лучше выделять увеличением кегля.
Следует избегать больших текстовых фрагментов. Оптимальная длина строки составляет 40 – 42 знака. В более длинной строке следует применять серифные шрифты, помогающие “держать” строку. Недопустимо использование для чтения текста полос прокрутки или кнопок перехода от экрана к экрану.
На различимость объектов влияют цвет фона и цвет изображений на нем, их контрастность. Лучшими соотношениями фона и изображений являются белый-синий, черный-желтый, зеленый-белый, черный-белый.
Компьютер как средство обучения не может быть объектом изучения. Поэтому интерфейс программы должен быть интуитивным и не требовать специального обучения работе с программой. Представляется рациональным использование стандартного интерфейса программ для Windows. При этом следует стремиться к максимальному использованию стандартных меню и кнопок на панелях инструментов, по возможности сохраняя их расположение на экране.
Для выделения в текстах наиболее важных частей можно использовать полужирное и курсивное начертание знаков, выделение цветом знаков и фона, рамки, а также их сочетания. Для смысловых выделений не следует использовать подчеркивание, которым по умолчанию выделяются гиперссылки.
Отбор учебного материала должен обеспечивать комплементарность диска с учебником, входящим в состав УМК и являющимся системообразующим в нем.
В максимальной мере использовать возможности современной компьютерной техники для организации интерактивной работы обучающегося с пособием. Это следует учитывать не только при разработке контрольных заданий, но и при подготовке сообщаемой учебной информации.
Источниками для изучения теоретического материала по конкретной дисциплине могут быть:
Один или несколько ЭОР (электронных учебников или учебных пособий), разработанных в учебном заведении.
Находящиеся в свободном доступе ЭОР либо Интернет-ссылки на них.
Сочетание ЭОР учебного заведения и ЭОР находящихся в свободном доступе в Интернет.
В случае использования нескольких основных ЭОР либо единственного ЭОР внешнего разработчика, обязательным элементом УМКД становится руководство по изучению теоретической части дисциплины, в котором должны быть четкие указания для каждого раздела дисциплины, по какому ЭОР необходимо его изучать (с указанием конкретных глав и параграфов). При использовании единственного источника собственной разработки соответствующие рекомендации могут быть включены в его состав.
При создании собственных ЭОР с теоретическим материалом дисциплины главным критерием качества, как и в случае создания традиционного учебника (печатного), является достижение учащимися целей, ради которых он написан. При этом текст должен оцениваться следующими параметрами: 
удобочитаемость (технические характеристики текста);
сложность или трудность текста (отношение вида выбранного стиля текста и языковой компетентности автора);
доступность или читабельность текста (текст должен быть написан доступным языком);
функциональность (в комплексе должны достигаться все возложенные на него цели);
авторство и соавторство создателей.
При создании ЭОР всегда следует помнить, что компьютерные технологии - это только средство предоставления информации и, несмотря на массу дополнительных возможностей предоставляемых этими технологиями, они не отменяют, а только дополняют опыт, накопленный при создании традиционных учебников. Данный принцип (дополнения) имеет особое значение при разработке материалов теоретической части учебного курса. Поэтому остановимся на основных принципах формирования текста учебника или конспекта лекций по конкретной дисциплине.
Усвоение теоретических материалов во многом зависит от композиционной структуры текста учебника и его объема. Для максимального обеспечения понимания и усвоения теоретического материала необходимо выполнить следующие работы:
провести четкую структуризацию текста, дробление учебного материала на небольшие, легко воспринимаемые объемы информации (примерно 2-3 экрана монитора);
тщательно выверить текст на наличие орфографических и стилистических ошибок;
правильно и в разумных пределах использовать нумерацию структурных составляющих учебно-методического комплекса;
использовать интересные и точные заголовки;
шире использовать примеры, так как с их помощью можно приблизить объясняемое (предмет, явление, процесс) к студентам. Примеры целесообразно включать в основной текст в виде гиперссылок; использовать формы наглядности, способствующие повышению степени умственной активности студентов, которые не только дополняют изложенную информацию, но и сами выступают носителями информации [18].
По содержанию наглядные средства делятся на средства изобразительной, условно-графической и предметной наглядности. Студент, читая текст и видя обозначаемый в нем предмет или явление в форме иллюстрации, усваивает этот фрагмент текста быстрее и лучше запоминает содержание.
Графические элементы делят текст на смысловые куски, повышают интерес студентов, подчеркивают смысл и придают теоретическому материалу особый вид. Наиболее часто для иллюстраций используются два формата графических файлов: GIF и JPEG . Рисунки также могут быть выполнены в форматах * bmp , * pcx , * tif , * cdr . Во всех случаях, в том числе и при использовании графических редакторов, необходимо принять меры по минимизации объема графического файла. При необходимости вставки в текст математических формул часто используется редактор MS Equation ( MathType) .
Как уже отмечалось, при подготовке ЭОР типа учебного пособия, на него действуют принятые для печатных изданий требования с некоторыми особенностями, обусловленными компьютерными технологиями. В целом, структура учебного пособия для изучения теоретического материала дисциплины состоит из типовых составных частей:
титульный лист;
аннотация;
оглавление;
введение;
части, главы, темы, параграфы;
заключение;
список рекомендуемой литературы;
приложения;
список условных обозначений и сокращений;
предметный указатель.
Кратко рассмотрим каждую часть.
На титульный лист выносится название учебного пособия, фамилия и инициалы автора (авторов), вид пособия, год издания и полное наименование учебного заведения. На обороте титульного листа приводится информация о рецензентах (если они есть), аннотация, знак охраны авторского права и некоторая дополнительная информация.
Аннотация  краткая характеристика пособия с точки зрения содержания, целевого назначения, категории обучающихся, формы и других его особенностей. Рекомендуемый объем аннотации около 500 печатных знаков.
Оглавление  перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста. В отличие от типографских учебников, где указываются номера страниц на которых начинаются разделы, в ЭОР каждое наименование является гиперссылкой на начало соответствующего раздела.
Введение  вступительная, начальная часть авторского текста. Во введении отражаются основные характеристики учебной дисциплины, ее цели и задачи, раскрывается логика ее построения, обозначаются межпредметные связи, а также связь с будущей профессией. 
Основной текст разбивается на отдельные рубрики: части, разделы, главы, параграфы, пункты.
Часть структурная единица текста, представляющая собой наиболее крупную ступень деления, которая состоит из разделов.
Раздел крупная рубрика, являющаяся одной из высших ступеней деления основного текста, раздел может объединять главы.
Глава крупная рубрика, имеющая самостоятельный заголовок. Главы нередко объединяются в разделы или части текста и в свою очередь могут делиться на параграфы.
Параграф небольшая рубрика, имеющая специальное условное обозначение (§). Параграф может входить в часть, раздел, главу и в свою очередь делиться на пункты.
Пункт часть текста рубрики низшего уровня, которую требуется выделить. 
Обозначается порядковым номером со скобкой или строчной буквой со скобкой в алфавитном порядке.
Содержательная часть основного текста должна соответствовать рабочей программе дисциплины. По желанию автора каждый раздел или глава могут завершаться вопросами для самопроверки. Ввод вопросов в состав разделов позволяет обучающемуся лучше понять степень усвоения им пройденного материала. 
Заключение  часть учебного пособия, в котором содержатся обобщения, нерешенные вопросы той или иной отрасли знания, существующие научные направления, основные направления дальнейшего развития данной науки. Необходимо показать, какие полученные знания будут использоваться при изучении последующих дисциплин и решении практических задач. 
Список рекомендуемой литературы содержит библиографические описания рекомендуемых типографских и Интернет-источников в соответствии с правилами библиографического описания.
Библиографическое описание любого источника осуществляется на языке его издания. В библиографическом списке источники должны быть приведены в алфавитном порядке и пронумерованы. Нормативно-правовые акты располагаются по юридической силе. Через интервал после русскоязычного списка должен быть приведен также в алфавитном порядке иноязычный список.
Приложения  это дополнительные к основному тексту материалы справочного, документального или иного характера, обогащающие пособие. Задача приложения дополнить основное содержание материалами, которые либо нецелесообразно, либо невозможно ввести в основной текст в полном объеме, либо удобнее выделить в самостоятельный справочный раздел.
Список условных обозначений и сокращений приводится при необходимости. В него включают используемые при изложении текста обозначения, аббревиатуры и их разъяснение. Список составляют в алфавитном порядке соответствующего языка (русский, английский и др.; символы латинские, греческие и др.).
Предметный указатель отражает терминологию предметной области дисциплины. Данный раздел вводится в состав при необходимости. Термины с указанием страниц, на которых они упоминаются, располагают в алфавитном порядке.
К числу ЭОР, обеспечивающих изучение теоретического материала дисциплины целесообразно отнести дополнительные учебные материалы и в иных формах, таких, например, как аудио-, видео-, слайд-презентации, мультимедиа демонстрации и пр. Они не предназначены для изучения в полном объеме теоретического курса, но позволяют существенно улучшить усвоение материала.
Рассмотрим несколько основных видов дополнительных учебных материалов, каждый из которых сам по себе является самостоятельным ЭОР.
Слайд-презентации или просто презентации рассматриваются как вспомогательное дидактическое средство обучения, используемое преподавателем на лекции. Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенных одной тематикой и общими принципами оформления. При создании презентаций необходимо придерживаться ряда правил.
Презентация должна начинаться с титульного (головного) слайда, на котором располагаются название дисциплины, фамилия и инициалы лектора, контактная информация. Оформление слайдов производится в едином формате, стиле и цветовой гамме, при условии, что педагогическая технология не требует иного. Необходимо оформлять колонтитулы слайд-конспекта: дату и номер слайда. Презентация должна заканчиваться итоговым слайдом, на котором помещаются основные выводы лекции, список литературы для самостоятельного изучения темы. Презентация входит в УМК Аудиоматериалы. Применение аудиоматериалов в образовании является эффективным способом вовлечения учащегося в учебный процесс. Аудиоматериалы представляются в электронной форме и могут быть классифицированы следующим образом:
Аудиоролик  короткий аудиофрагмент, чаще всего представляющий собой небольшой комментарий к схемам, таблицам, иллюстрациям и пр. Аудиоролики могут быть наиболее эффективно использованы в курсах иностранных языков для демонстрации образцов произношения, прослушивания учебных диалогов и текстов.
Аудиолекция - полноценная лекция. Может быть использована как самостоятельно, так и в комбинации с другими элементами УМКД: текстом, слайд- презентацией, видео-материалами. Содержательной основой для аудиолекции, как правило, является материал учебного пособия или курса лекций.
На практике значительно чаще используются аудиоролики как элемент курса. Аудиолекции в настоящее время полностью заменили видеолекции, обеспечивающие существенно больше возможностей.
Использование видеоматериалов в образовательном процессе способствует лучшему усвоению материала, вовлеченности учащегося в процесс обучения, улучшению контакта между преподавателем и студентами. Видеолекция и видеоматериалы сопровождения учебной дисциплины создаются по дисциплине в целом или по ее отдельным разделам. Есть успешный опыт использования обзорных видеолекций ведущих преподавателей вузов по конкретным дисциплинам для студентов заочной формы образования. Такие лекции являются средством активации, организации и управления познавательной деятельностью студентов.
Видеолекции позволяют повысить эффективность учебного процесса за счет:
виртуального присутствия на предприятиях и в учреждениях по профилю будущей специальности, в научных лабораториях, экспедициях и т.п.;
показа уникальных или быстропротекающих явлений, процессов, событий, "эффекта присутствия" при демонстрации реальных явлений или их виртуальных моделей;
зрительного соучастия в предъявляемых реальных (или специально поставленных) ситуациях выбора решения управленческой или производственной проблемы;
перемены видов деятельности, переключения внимания и использования как рационально-логического, так и эмоционально-образного мышления [19].
Система дистанционного обучения (СДО) Moodle является современной, прогрессивной, постоянно развивающейся средой. Разработчику учебно-методических комплексов она предоставляет возможности использовать все необходимые ресурсы и средства контроля. Moodle проектируется как набор модулей и позволяет гибко добавлять или удалять элементы.
Среда Moodle разработана под концепцию активного учения, которая предполагает активное взаимодействие всех участников учебного процесса.
Moodle является системой, ориентированной на западную модель обучения: изучение одного курса несколькими группами слушателей, то время как для организации и управления учебным процессом отечественного ВУЗа, система дистанционного обучения должна быть ориентированной на
приоритетное использование учебных групп.
Одно из достоинств системы Moodle, вынесенное ее название – модульность, делает выше указанные недостатки несущественными, так как есть возможность разработать надстройку любой сложности (модуль), которая позволит управлять большими контингентами студентов, обучающимися по нескольким специальностям.
В современных условиях педагог не заменяется информационными технологиями, а лишь меняется его роль. Так, если традиционном образовании преподаватель большую часть времени уделял чтению лекций, то образовании, построенном на информационных технологиях, во многом меняется содержание его деятельности.
Преподаватель должен:
а) разработать содержание курса на новой технологической основе;
б) помочь студенту с ориентироваться обширной и разнообразной учебной информации и найти подходящую именно ему образовательную траекторию;
в) обеспечить активное взаимодействие обучаемого как с самим преподавателем, так и с другими студентами ходе обсуждения учебных вопросов тот факт, что электронном образовании все материалы учебного курса оцифрованы и выложены Интернет, обеспечивает целый ряд преимуществ.
Организации учебного процесса:
доступность курса любой момент времени. Электронные технологии позволяют организовать обучение по принципу «24/7/365». Это означает, что обучающийся может работать над курсом 24 часа сутки, 7 дней неделю, 365 дней году. Для участников курса электронные задания и лекции доступны любой момент, и обучающиеся значительной степени самостоятельно решают в каком темпе им проходить этот курс;
широта предоставляемой информации. Находясь среде Интернет, обучающийся может непосредственно процессе работы над материалом курса обратиться любые мировые источники (ресурсы других образовательных центров, электронные библиотеки по всему миру и т.д.);
более гибкая организация учебного процесса. В любом образовательном предмете есть разделы более простые и более сложные;
электронное обучение позволяет преподавателю сконцентрироваться на более сложных разделах курса, выложить простые фрагменты для самостоятельной проработки;
уверенное владение современными информационно-коммуникационными технологиями является одним из ключевых компетенций выпускника современного образовательного учреждения. Прохождение студентом обучения формате e-learning позволяет резко повысить общую компьютерную грамотность обучающегося;

широта и масштабность предоставляемой информации, выход на глобальные информационные ресурсы формируют у обучающегося соответствующий стиль мышления. Кроме этого, использование e-learning предоставляет значительно больше возможностей для самостоятельной работы студента, способствуя формированию навыков самоорганизации и рационального планирования учебного времени.
Использование сервисов системы дистанционного обучения Moodle позволяет создавать полноценные он-лайнкурсы.
Как правило, электронный курс состоит из несколько разделов (тем, параграфов). Каждый из них должен содержать теоретическую часть, оформленную виде ресурсов курса: web-страниц и ссылок, и практическую часть, оформленную в виде элементов курса: лекций, семинаров, тестов, заданий. Обязательными элементами курса являются глоссарий и организационный форум.
Студент любой момент может воспользоваться ресурсами курса и использовать их качестве справочного материала. Использование ресурсов не отражается журнале успеваемости. Прохождение студентами лекций, тестов и заданий отображается журнале успеваемости. Организационные вопросы решаются посредством организационного форума.
Для общения между преподавателем и студентами (между студентами) возможно использование системы обмена личными сообщениями, позволяющей обмениваться текстовыми сообщениями как off-line, так и on-line режиме. Для группового общения предусмотрено использование форумов и чатов. Чат сложно использовать, если организуется общение большого числа студентов. Форум позволяет организовать интерактивную деятельность студентов под наблюдением преподавателя. Заметим, что деятельность студентов форуме может оцениваться, тем самым, активизируя студентов. В качестве дополнительных средств общения возможно использование специализированных программных средств голосовой и видеосвязи, например, Skype.
Таким образом, система Moodle позволяет реализовать все основные механизмы общения:
перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга);
интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия);
коммуникативный (отвечающий за обмен информацией).
Однако следует отметить, что действительности Moodle предоставляет больше возможностей, чем было здесь рассмотрено, так как сообщество
Moodle постоянно работает над пополнением сервисов и расширением возможностей этой популярной среды дистанционного обучения.
Организованный таким образом учебный процесс настоящее время не может полностью заменить очную форму обучения и являться достаточным для получения качественного образования. Но с учетом возрастающих потребностей получении полноценного образования или углубления своих знаний по отдельным предметам, у людей, не удовлетворенных качеством образования на местном уровне или не имеющих возможности посещать очные учебные заведения, развитие данного подхода является весьма перспективным.
Таким образом, качество образования становится более гибким и большей степени ориентированным на потребности общества и экономики.
Изменяются стимулы к обучению, формы образовательного процесса и его содержание, что непосредственно ведет к изменениям во всей сфере образования, главной целью которого является становление профессионально - компетентного, всесторонне развитого и конкурентоспособного работника.
Инструкция пользователя. Итак, для того чтобы зайти в электронный образовательный ресурс и начать работать, преподавателям необходимо зарегистрироваться и создать свой курс в Модульной Объектно-Ориентированной Динамической Обучающейся Среде (Moodle), с помощью программистов (см. рисунок 5).

Рисунок 5 - Модульная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда

Для работы нужно ввести свой логин и пароль, как показано на рисунке 6.


Рисунок 6 – Вход в ЭОР
Теперь, когда зашли, можно начинать работать: заходим в Мои куры и в режиме редактирования вбиваем данные необходимые для работы, как показано на рисунках 7, 8, 9.


Рисунок 7 – Наш курс


Рисунок 8 – Режим редактирования


Рисунок 9 – Добавление ресурсов или элементов

Когда будут созданы модули общей части ЭОР:
Рабочей программы
Аннотации к дисциплине
Видеоприветствия
Методических указаний
Сведений об авторе
Используемая литература и электронные ресурсы
Необходимые гиперссылки
Вопросы для зачета или экзамена.
И по темам соответствующие модули:
Лекций в pdf формате
Лекций в виде страниц с мультимедийными материалами или интерактивных лекций.
Презентаций.
Мультимедийного приложения.(архива презентации со звуком)
Видео материалов
Материалов заданий
Теста
Можно записать пользователей на свой курс (см. рисунки 10, 11).

Рисунок 10 – Запись пользователей


Рисунок 11 – Зачисление вручную

Теперь студенты в любой момент могут воспользоваться ресурсами курса или использовать их качестве справочного материала, проходить тесты и получать оценки, преподаватели могут отслеживать успеваемость своих студентов, как показано на рисунках 12, 13, 14, 15.

Рисунок 12 – Начало тестирования

Рисунок 13 – Тест по дисциплине

Рисунок 14 – Результат попытки


Рисунок 15 - Отчет по оценкам



Рисунок 12016-01-24 20-58-58 Скриншот экранаРисунок 3Описание: C:\Users\1\YandexDisk-konovalenko.tanja\Скриншоты\2016-01-24 20-58-58 Скриншот экрана.png2016-01-24 21-10-10 Скриншот экранаРисунок 5Описание: C:\Users\1\YandexDisk-konovalenko.tanja\Скриншоты\2016-01-24 21-10-10 Скриншот экрана.png2016-01-24 21-24-47 Скриншот экранаРисунок 10Описание: C:\Users\1\YandexDisk-konovalenko.tanja\Скриншоты\2016-01-24 21-24-47 Скриншот экрана.png Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415