Статья УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОСТИ.
УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОСТИ.Успешно осуществлять обучение слепых и слабовидящих школьников невозможно без знания структуры и глубины имеющегося у них дефекта. Кроме того, необходимо знать обусловленные этим дефектом особенности восприятия предметов и явлений и, в частности, средств наглядности.
В своей работе « Особенности приема и переработки зрительной информации при нарушении зрения у детей» J1.A. Новикова пишет: «Для оценки информационной способности зрительного анализатора необходимо не только определение остроты зрения, но и учет состояния этих функций» (М. 1978 г.) Там же JI.A. Новикова пишет: «Нарушения основных зрительных функций могут оказывать влияние на зрительное восприятие детей с патологией зрения в учебном процессе. Уменьшение объема восприятия, неточность, ошибочные версии могут быть связаны со снижением дифференциальной чувствительности и остроты зрения. У слабовидящих со значительным понижением временной разрешающей способности центрального зрения можно ожидать следующих нарушений: замедление темпа восприятия, сокращение содержания и уменьшение объема.»Знание особенностей зрения учащихся учет влияния зрительного дефекта послужит основой для создания оптимальных и комфортных условий работы с наглядностью, а также компенсации нарушений зрительного восприятия.
Прежде всего необходимо знать как влияет зрительный дефект на процесс восприятия зрительной информации. Например, большие затруднения в восприятии наглядности испытывают учащиеся с пигментной дегенерацией сетчатки. Это связано с нарушением желтого пятна - участка наилучшего видения вообще , и самых мелких предметов в частности. Вот такие школьники нуждаются в помощи учителя при обследовании предъявляемой наглядности. В связи с отсутс+вием аккомодации миопы не могут переводить взор вдаль, в близь, изменять рефракцию. Они любят работать индивидуально около картины, таблицы. При заболеваниях сосудистого тракта глаза (увеит, ирит), кератите (заболевание роговицы) часто наблюдается помощь при работе с наглядностью. В особом индивидуальном режиме нуждаются дети с диагнозом колобома (недоразвитие сосудистой оболочки глаза, при котором зрачок имеет форму замочной скважины). Фронтально работать такие ученики тоже слезотечение, светобоязнь, краснота. Им также необходима не могут. Им надо давать пособия, разрешать подходить к наглядному материалу. Дети при нистагме нуждаются в индивидуальных наглядных пособиях, в особом режиме работы помощи учителя. При скотомах наблюдается частичное выпадение поля зрения на различных участках и выключение колбочкового аппарата. Таким детям также нужно давать индивидуальные пособия.
Л.П. Григорьева экспериментально доказала, что «дети с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва очень плохо различают светлые изображения на темном фоне, но зато лучше видят темные фигуры на светлом фоне и наоборот».Значит при изготовлении и демонстрации средств наглядности важно учитывать светлоту, насыщенность, используя два вида контраста: прямой и обратный.
При катарактах зрительное восприятие осуществляется более эффективно вдали от источника света, так как при этом освобождаются прозрачные участки глаза и расширяется зрачок.
Учащиеся с глаукомой напротив должны работать вблизи с источником света. При этом происходит необходимое сужение зрачка. При косоглазии ( связано с недоразвитием глазодвигательных функций) дети испытывают трудности при необходимости осуществлять динамическое восприятие и зрительно-пространственный синтез. Этим детям также необходим удобный режим работы. Для цветоаномалов ( дети, которые не воспринимают некоторые цвета) пособия не должны окрашиваться в недоступные для них цвета (красный и зеленый - врожденная цветоаномалия или синефиолетовый - приобретенная).
При изготовлении цветных пособий используют контрастные сочетания в пределах двенадцати спектральных цветов:
а)в двойном сочетании ( красный, зеленый): краснооранжевый, оранжево-синий, желто-оранжевый, желтосиреневый, желто-зеленый и красно-фиолетовый.
б)в тройном сочетании (красный, желтый, синий): краснооранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый; (оранжевый, зеленый, фиолетовый): желто-оранжевый, сине-зеленый, краснофиолетовый.в)в четырехцветном сочетании - один основной и три составных цвета ( красный, желто-оранжевый, зеленый, сине- фиолетовый ): красно-оранжевый, желтый, сине-зеленый, фиолетовый; оранжевый, желто-зеленый, синий, краснофиолетовый.
Также надо помнить, что восприятие цвета зависит от освещенности ( искусственное освещение искажает цвет), расстояния (на далеком расстоянии желтый цвет кажется оранжевым и т.д.)
Таким образом, в процессе изготовления средств наглядности и их использования важно учитывать характер зрительной патологии учащихся, в особенности, если зрительный функции грубо нарушены.
а)в двойном сочетании ( красный, зеленый): краснооранжевый, оранжево-синий, желто-оранжевый, желтосиреневый, желто-зеленый и красно-фиолетовый.
б)в тройном сочетании (красный, желтый, синий): краснооранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый; (оранжевый, зеленый, фиолетовый): желто-оранжевый, сине-зеленый, краснофиолетовый.в)в четырехцветном сочетании - один основной и три составных цвета (красный, желто-оранжевый, зеленый, синефиолетовый ): красно-оранжевый, желтый, сине-зеленый, фиолетовый; оранжевый, желто-зеленый, синий, краснофиолетовый.
Также надо помнить, что восприятие цвета зависит от освещенности ( искусственное освещение искажает цвет), расстояния (на далеком расстоянии желтый цвет кажется оранжевым и т.д.)
Таким образом, в процессе изготовления средств наглядности и их использования важно учитывать характер зрительной патологии учащихся, в особенности, если зрительный функции грубо нарушены