«Значение наглядности в изучении иностранного языка»
Значение наглядности в изучение иностранного языка.
Одним из важнейших принципов обучения является принцип наглядности.
«Золотое правило» дидактики гласит: всё видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, осязаемое – осязанию. Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает усваивать язык осмысленно и с интересом.
В процессе обучения английскому языку используются различные виды наглядности. Важное место занимает изобразительная наглядность. Наиболее часто в качестве наглядности используют картинки, фотографии, рисунки, отображающее реальность. Преимущество данной наглядности состоит в том, что она заменяет реальный предмет, который трудно показать, определенным изображением.
К изобразительным средствам наглядности относят и технические средства – учебные видео фильмы, аудиозаписи и др. Это аудиовизуальные средства, позволяющие использовать в учебном процессе звук и изображение.
В обучении языку все виды наглядности можно разделить на языковую и не языковую наглядность.
Первый вид включает:
коммуникативно – речевую наглядность ( в письменной и устной речи);
демонстрацию языковых явлений в изолированном виде ( слова, предложения в устной и письменной форе);
лингвистическую и грамматическую схемную наглядность ( схемы, таблицы, графики и др.)
К не языковой наглядности относятся все способы предъявления эксралингвистических факторов окружающей действительности: естественная изобразительная наглядность.
Второй вид наглядности включает:
слуховую;
зрительную;
двигательно-моторную.
Все виды наглядности широко используются на всех этапах процесса обучения: как при объяснении, так и при закреплении нового материала.
Слуховая наглядность (звукозапись) используется для формирования речи на слух.
При обучения устной речи используется зрительная наглядность. Чаще всего она применяется при работе с младшими школьниками. Ребёнок быстрее усваивает иностранное слово, если оно непосредственно связанно с картинкой, предметом или действием, которое он видит.
Двигательно – моторная наглядность предлагает использование невербальных средств общения – мимики и жестов.
Основная задача наглядности – базировать развитие мышления учащихся на чувственно – наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. Наглядности в методике обучения языка создаёт условие, для чувственного восприятия. На важность принципа наглядности в обучении иностранным языкам указывали многие психологи. Так Б.В. Беляев писал: «…принцип наглядности необходимо рассматривать не в качестве вспомогательного, а в качестве одного из основных методических принципов обучения иностранному языку, когда это обучение преследует практические цели».