Статья по английскому языку на тему Значение информационных технологий в педагогическом процессе (на примере обучения английскому языку)
О.М.Чатоева
преподаватель английского языка
Новороссийский социально-педагогический колледж
г. Новороссийск, Российская Федерация
Значение информационных технологий в педагогическом процессе (на примере обучения английскому языку)
В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В учебный процесс стали внедряться новые информационные технологии. Система образования, по мнению многих исследователей, не может быть независимой от общественного и политического устройства государства, она во все времена откликалась на социальный заказ. Политика государства направлена на внедрение информационных технологий в школы и вузы
Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом "вписываются" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. У ученика появляется возможность выбирать для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.[2]
Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает эффективность процесса обучения. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.[1]
Компьютер обеспечивает и всесторонний контроль учебного процесса. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.
Ещё одно достоинство компьютера – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.
Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Оставаясь "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний. [ 3]
Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютер, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.
Современность предъявляет всё более высокие требования к практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика. [ 4]
В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.
Помимо использования мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернета для аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности учеников.
Список литературы:
1.Вильямс Р., Макли К., «Компьютер в школе»
2.Владимирова Л. П. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам http://virtlab.ioso.ru/method.htm#
3. Гаврилов Б. В.. Плюсы и минусы компьютеризированного обучения иностранным языкам http://linguact.hyperlink.ru/articles/gavrilov.html
4. Каспин И. В., Сегаль М. М.. Новые технологии в обучении иностранным языкам http://linguact.hyperlink.ru/articles/kaspinandsegal.html
5. Носенко Э. Л. «Применение информационных технологий в образовании»