Статья.Использование наглядности в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
Использование наглядности в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
В настоящее время в образовании сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель должен стремиться к формированию у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую экономику. В этой связи придается большое значение совершенствованию методов обучения. Методы обучения являются одним из компонентов целостной методической системы обучения.
Результативность учебно-воспитательного процесса достижима за счет рациональной организации работы детей и учителя на каждом уроке, эффективных приемов обучения, разумного использования технических и наглядных средств обучения, налаженной обратной связи.
Наиболее актуальная проблема в наше время – это проблема повышения качества знаний, уровня сформированности умений и навыков. Для достижения этой цели учителя используют различные приемы, методы и средства работы с учащимися
Наглядность- это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.
Идея наглядности всегда занимала видное место в истории педагогики. На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики. К наглядности обращались и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы. В школах Древнего Египта, Греции, Рима наглядность была достаточно широко распространена. Применяли наглядные пособия как средство, облегчающее учение школьников, и на Руси. Однако не было педагогической теории, принципа использования наглядных средств.
Первым ученым, кто разработал теорию наглядности как принципа успешного обучения, был великий чешский педагог Я.А. Коменский. Он обобщил опыт предшественников и впервые теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности.
Ян Амос Коменский понимал наглядность как привлечение всех органов чувств к лучшему восприятию вещей и явлений. Я.А. Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и провозгласил «золотое правило дидактики»: «…пусть будет для… учащихся золотым правилом: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимость – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания… А поэтому следовало начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения над ними». Принцип наглядности Я.А. Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Для осуществления наглядности он считал необходимым использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно – модели или копии предметов или явлений. Таким образом, Я.А. Коменский развивает идею о широком применении в школе различных наглядных пособий. В учебниках Я.А. Коменский тоже предлагает использовать принцип наглядности, о чем свидетельствуют составленные им учебные книги, большинство из которых он иллюстрировал лично 1.Позитивные взгляды на принцип наглядности были поддержаны и развиты отечественными педагогами.
Основоположник русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский в своей педагогической системе большое значение придавал принципу наглядности. Обобщив опыт Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и других педагогов, К.Д. Ушинский внес большой вклад в теоретическую разработку и применение принципа наглядности. Он видел в нем одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.
К.Д. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Дистервег. Так, к принципу наглядности К.Д. Ушинский с полным основанием отнес образное слово. В методических статьях К.Д. Ушинский высказывает мнение, что детей надо учить не только читать и писать, но еще больше развивать, учить наблюдать и делать выводы из наблюдений.
Великий русский педагог считал, что в начальной школе должна быть единая продуманная система, основанная на родном языке. Главным звеном в работе над родным языком К.Д. Ушинский делает устную речь, совершенствование которой дает прочные основы для навыков письма и чтения. В работе над устной речью он предлагает использовать конкретный наглядный материал, развивающий мыслительную способность детей и их знания об окружающем мире.
Отсюда первой формой работы учителя он выдвигал наглядное, предметное обучение, включавшее непосредственные наблюдения над предметами и явлениями, беседу по конкретным образам, непосредственно воспринятым ребенком, по картине или ранее полученным им путем самостоятельных наблюдений. Для этого К.Д. Ушинский разработал подробные указания относительно рассказывания детей по картинкам.
Сочетание слова с наглядностью у К.Д. Ушинского направлено на то, чтобы выработать у детей навыки «наблюдать верно», обогащать духовный мир ребенка «полными, верными, яркими образами» [2].
Принцип наглядности не потерял актуальности и в ХХ веке. Многие дидакты и педагоги считали его одним из основных, например, Леонид Владимирович Занков писал: «…смысл принципа наглядности заключается в том, что в обучении надо основываться на непосредственном восприятии учащимися предметов и процессов объективной действительности и их изображений» [3].
Таким образом, суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.
В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках русского языка - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами.
Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, так как это мешает учащимся сосредоточиться. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.
В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащихся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. При другой форме сочетания, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников.
Правильное применение форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов даёт возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.
Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения [4].
Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.
Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы:
1)натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов
2) изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.
По способам изображения различают:
1) образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.)
2) схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.).
Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
Литература:
1.Коменский Я.А. Великая дидактика. Из пед. сочинений Т.1 М: Педагогика, 1974г.
2.Ушинский К.Д. Избранные пед. сочинения: В 2-х т.-М.,1939. Т 2.
3.Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.- М,2000г.
4.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2-х Кн.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001,-Кн.1: Общие основы. Процесс обучения-576 с.