Аттестационная работа по технологии на тему «Использование наглядности в процессе трудового обучения младших школьников»

Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития»


Аттестационная работа

на тему
«Использование наглядности в процессе трудового обучения младших школьников»




Исполнитель: Кучмезова Л.О.
Должность: учитель начальных классов



Нальчик - 2015
СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413LINK \l "_Toc425856133"14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc425856133 \h 1431515

13LINK \l "_Toc425856134"14ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ 13 PAGEREF _Toc425856134 \h 1481515
13LINK \l "_Toc425856135"141.1.Значение наглядности в учебном процессе 13 PAGEREF _Toc425856135 \h 1481515
13LINK \l "_Toc425856136"141.2.Особенности восприятия школьниками 13 PAGEREF _Toc425856136 \h 14121515
13LINK \l "_Toc425856137"14наглядных материалов 13 PAGEREF _Toc425856137 \h 14121515
13LINK \l "_Toc425856138"141.3.Использование наглядности на уроках трудового обучения 13 PAGEREF _Toc425856138 \h 14171515

13LINK \l "_Toc425856139"14ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ 13 PAGEREF _Toc425856139 \h 14301515
13LINK \l "_Toc425856140"142.1 Развитие творческих способностей учеников на уроках 13 PAGEREF _Toc425856140 \h 14301515
13LINK \l "_Toc425856141"14трудового обучения 13 PAGEREF _Toc425856141 \h 14301515
13LINK \l "_Toc425856142"142.2. Уроки трудового обучения в 3 классе 13 PAGEREF _Toc425856142 \h 14331515

13LINK \l "_Toc425856143"14ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc425856143 \h 14421515
13LINK \l "_Toc425856144"14ЛИТЕРАТУРА 13 PAGEREF _Toc425856144 \h 14461515
13LINK \l "_Toc425856145"14ПРИЛОЖЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc425856145 \h 14481515
15
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель, в первую очередь, должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В связи с этими изменениями придается большое значение совершенствованию методов обучения. Методы обучения являются одним из компонентов целостной методической системы обучения. Лидирующую роль среди этих компонентов методики играют цели обучения. Изменение целей обучения сказалось не только на содержании обучения, но повлекло за собой заметные изменения и других компонентов методики, и, прежде всего методов обучения. Это конкретно проявилось в том, что для школы были созданы новые учебники, разработаны новые методики, создается новая система средств обучения.
Вплоть до недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. Однако в ходе дискуссий было доказано, что происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях, и появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению.
Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются.
Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения основой. Иначе рассматривал А. Дистервег, стремясь раскрыть более конкретно, он рассматривал их в виде требования к: содержанию обучения; обучающим; обучающимся.

К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: современность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность. К дидактическим принципам он относил также:
1) сознательность и активность обучения;
2) наглядность;
3) последовательность;
4) прочность знаний и навыков.
Также были предприняты многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволит выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.
Интенсификация учебно-воспитательного процесса достижима за счет рациональной организации труда детей и преподавателя на каждом уроке, привлечение эффективных приемов обучения, разумного использования технических и наглядных средств обучения, большой исполнительной дисциплины, хорошо налаженной обратной связи.
Все это поможет также решать различные проблемы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса. Наиболее актуальная проблема в наше время - это проблема повышения качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков. Проблема повышения качества знаний, умений и навыков стоит перед педагогами довольно давно. Для достижения этой цели преподавателя используют различные приемы, методы и средства работы с учащимися.
Одним из важных в работе с младшими школьниками средств является использование наглядности. Изучением и применением средств наглядности в обучении занимались Жан-Жак Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и другие. В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Л. Н. Скаткина и другие). Н. Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности учащимися начальной школы.
Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.
Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе овладения знаниями. Большие возможности дают наглядные средства для развития конструктивной деятельности учащихся (выполнение заданий по образцу).
Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.
Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности.
Принцип наглядности в обучение важен потому что: помогает человеку воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи; формирует визуальную и слуховую культуру человека; дает учителю обратную связь, насколько ученик усвоил учебный материал, понял его и осмыслил. Принцип наглядности не утверждает, что образ в процессе обучения создается мгновенно и непроизвольно. Необходима активная умственная работа по его созданию человеком. Все это обусловило актуальность темы исследования.
Поэтому тему нашего исследования мы избрали «Реализация принципа наглядности на уроках в начальной школе».
Объект исследования: процесс трудовому обучению в начальной школе.
Предмет исследования: деятельность преподавателя по использованию средств наглядности на уроках труда в начальной школе.
Цель работы: исследовать использование наглядности в процессе трудового обучения младших школьников.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
-проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
-рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных пособий на уроках в начальной школе;
-опытно - экспериментальным путем проверить эффективность использования наглядных пособий на примере уроков труда.
Гипотеза исследования: если учитель в системе использует наглядность на уроках, то это способствует:
- прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков;
- развитию творческой активности младших школьников;
- обогащению абстрактного мышления школьников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование преподавателей и учащихся; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.



ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1.Значение наглядности в учебном процессе

Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.
Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных пособий увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрении школьников. Непосредственно воспринимая множество предметов, пересчитывая число их элементов, объединяя или удаляя части множеств, учащиеся убеждаются в том, что такие понятия, как число, арифметическое действие, геометрическая фигура взята из окружающей жизни. Наглядно представленный материал расширяет кругозор подростков. Опыт работы средних учебных заведений показывает значительное повышение интереса учениках к предмету, ежели преподаватель привлекает на уроках при исследовании различных тем наглядные пособия.
Все это и обусловило актуальность темы данной работы.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что использование различных видов наглядных пособий на уроках трудового обучения способствует облегчению понимания учебного материала и помогает детям более эффективно усваивать его, а также вызывает заинтересованность детей. Урок труда во многом отличается от уроков по другим, особенно гуманитарным. В педагогике есть разные классификации способов преподавания. В методике трудового обучения различают четыре группы методов:
1.Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.
2.Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.
3.Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.
4.Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий и квалификационных пробных работ (в профильных и профессиональных классах).
Знание многообразия методов и приемов помогают учителю трудового обучения применять их в правильном взаимном сочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей школьников.
В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных пособий при трудовом обучении школьников. Работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Н. Л. Менчинской и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности учащимися школы.
Наглядное пособие - средство развития выступления, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Наглядные пособия имеют различное значение. В одних случаях они носят иллюстративный характер. В других – облегчают процесс формирования абстракций.
Выдающийся психолог Л.С.Выготский называл наглядные пособия «психологическим орудием преподавателя».
Наглядные средства изучения считаются важным компонентом учебно-методических комплексов, в которые наиболее часто входит учебник, тетрадь с печатной основой и методические указания для преподавателя. Наглядные средства в методической литературе имеют следующие виды: натуральные и изобразительные.
К натуральным средствам относятся различные предметы окружающей действительности.
К изобразительным средствам относятся: рисунки, аппликации предметов. Различные изображения предметов включаются по мере накопления у ребенка опыта в оперировании с натуральными объектами. Действия учащихся с предметными картинками способствуют формированию многих логических понятий.
Основные модели наглядных пособий, используемых при обучении в школе имеют следующие характеристики: 
- натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.);
- условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.);
- знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели;
- динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)
Школьная практика подтверждает эффективность применения таких наглядных пособий, которые четко выражали бы наиболее существенные стороны изучаемого на данном уроке явления, были свободны от излишних деталей, мешающих ученикам сначала вычленить, а затем сгруппировать те же существенные признаки, обобщение которых лежит в основе данного представления или понятия. 
Каждое средство наглядности отличается и той специфической функцией, которую оно может выполнять в учебном процессе, обеспечивающем его высокую эффективность. Главным составляющим учебного оборудования обязаны быть комплекты средств вариативной наглядности. Они позволяют на уроках изменять, различные ситуации с применением наглядных пособий. Чтобы достичь желаемого результата применяются иллюстративные материалы. К числу этих средств относятся магнитная доска и фланелеграф, дидактические возможности которых во многом схожи. В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств наглядности требуется их комплексное применение на уроке. Только тогда будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой познавательной задачи урока. Комплексное применение различных средств наглядности обеспечивает совместную работу на уроках различных анализаторов.
Вместе с тем многообразие средств наглядности оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные стороны изучаемого явления или предмета, а каждое из этих сторон более убедительно и полно может быть отражена лишь с помощью определенного вида наглядности. Нельзя не согласиться с Ю.К. Бабанским в том, что «чрезмерное увлечение наглядностью ведет к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно эффективное познание окружающей действительности. Обильное применение наглядности часто рассеивает внимание учащихся, отвлекает от познания главных идей темы, особенно когда речь идет об учащихся не с наглядно-образной, а со словесно-логической памятью». 
Таким образом, наглядные пособия – это средства развития выступления, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова преподавателя.
Наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову преподавателя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.


1.2.Особенности восприятия школьниками
наглядных материалов

Восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на его органы чувств. Для того чтобы воспринимать предметы, воздействующие, например, на глаз человека, воспринимающий уже должен обладать каким – то соответствующим опытом. В восприятии человеком чего–либо огромную роль играет речь – то слово, которым назван предмет.
Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать что-либо, даже те простые предметы, которые находятся перед ним. На ранних этапах развития восприятие ребенка не совершенно: образы воспринимаемых объектов отличаются смутностью и не четкостью.
Несмотря на то, что ребенок уже с первых дней своей жизни может смотреть на предметы, рано обнаруживает чувствительность к звукам, в том числе и к голосам людей, его надо систематически учить смотреть, рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия уже готов, но пользоваться им ребенок еще не умеет.
Пути формирования умения воспринимать и наблюдать могут быть различны. Несмотря на разные методические рекомендации, все исследователи согласны в главном – ребенка следует специально учить восприятию, без чего надолго сохраняете особенности восприятия, которые типичны для самых маленьких детей. Учитывая особенности школьника, психологи настоятельно рекомендуют, при обучении использовать различные виды дидактического материала и наглядных пособий.  Опираясь на большую доступность детям чувственного познания, возникает острая необходимость использовать в обучении разные виды наглядных пособий. Использование наглядности позволяет сформировать у ребенка правильное представление о предмете, явлении, законе который он изучает. Как показывают исследования, при использовании наглядных пособий для большего эффекта демонстрируемый предмет или его изображение необходимо комментировать, так как всякая наглядность демонстрирует какой-то единичный предмет, но единичное всегда имеет и общие для всех однородных предметов признаки, свои особенные, частные признаки, присущие только данному экземпляру.
Именно комментирование демонстрируемых объектов позволяет детям увидеть в каждом объекте именно то, что является главным и общим для всех данных предметов и, пропуская при этом мелкие частные подробности, и только вопросами и указаниями можно вести глаз ребенка по воспринимаемому объекту.
Кроме того, в речи можно фиксировать не только признаки или части предмета, но и характеризовать особенности каждого единичного предмета. Таким образом сочетание чувственного и словесного необходимо, для того чтобы дети научились видеть в едином общее, а через части – целое. Однако, в целом ряде исследований подчеркивается, что долго задерживаться на использовании наглядности в обучении уже знакомого материала не следует, так как это задерживает переход ребенка к самостоятельному созданию образа предмета, к обобщению и оперированию отвлеченным содержанием, а следовательно, задерживает развитие у ребенка абстрактного мышления.
В основе использования технических и аудиовизуальных средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.
Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или как бы их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению, к абстрагированию.
Вместе с тем психологи указывают, что хотя весь анатомо-физиологический аппарат, необходимый для осуществления процесса восприятия готов к работе уже на первом году жизни ребенка, однако нужна длительная и систематическая работа по обучению детей правильным и рациональным способам чувственного познания окружающей действительности.
Готовность зрительного, слухового и двигательного механизма является лишь возможностью развития осмысленного, целенаправленного и правильного восприятия и наблюдения ребенком как отдельных явлений и предметов, так и целых их компонентов. Таким образом, в процессе обучения следует использовать практические действия самого ребенка, его чувственное познание и речь. При этом необходимо руководить восприятием, упражнять ребенка в анализе предмета с целью его более полного, осмысленного и целостного восприятия.
Известный ученый – психолог Л.С. Выговский различал два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития (достигнутый уже уровень развития) и зону ближайшего развития (то, что находится в процессе становления, «завтрашний день» развития). Опираясь на данное положение, можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно-образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.
Первоначально школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он взаимодействует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала выше, чем запоминания словесного материала. Конкретно-образный характер восприятия и памяти школьников проявляется в том, что дети справляются с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление текста на части, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации. Это особенно надо знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса.
Результаты исследований по проблеме соотношения роли чувственных и логических компонентов при формировании системы понятий свидетельствуют о том, что именно взаимосвязь предметного содержания знаний, индивидуальных особенностей и аномального фактора определяет характер наглядных пособий.
Учащиеся прежде, чем усвоить приёмы работы на уроках труда, должны познакомиться с теоретической их основой. Усвоение теории в школе проходит при широком использовании наглядных средств.
Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся с нарушениями зрения, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе овладения знаниями. Большие возможности дают наглядные средства для развития конструктивной деятельности учащихся.
Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.
Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств обучения увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету.
Применение средств наглядности способствует решению одной из важнейших задач обучения – воспитательной. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрения.
Таким образом, в школьном возрасте наглядные средства обучения должны точно отражать характерные признаки и свойства объектов, изучаемых в данный момент, так как остальное, несущественное отвлекают внимание детей. Поэтому наглядный материал не должен быть чрезмерно броским, пестрым и ярким, при этом пособие должно появляться только в период работы с ним, после чего его следует убирать. В итоге ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир в многообразии составляющих его предметов и явлений, использовать это богатство чувственного опыта в своей разнообразной практической и умственной деятельности.

1.3.Использование наглядности на уроках трудового обучения

С давних времен педагогика развивалась по двум направлениям - воспитание и обучения. Как правило, обучение проходило с использованием какой демонстрационной наглядности, что облегчало восприятие и запоминание нового материала. Но обучение в те давние времена носило, как правило репродуктивный характер и применение такой наглядности было очень незначительное. Кроме того, не было и специально изготовленной демонстрационной наглядности для конкретных тем уроков, ее классификации, системы использования. Ученый, который первым подвел научную базу под применение наглядности в учебном процессе, был Коменский. Он выдвинул дидактические основы наглядности, дал глубочайшее теоретическое и фактическое объяснение системного подхода к привлечению различных органов человека при принятии какой-нибудь информации. «Все можно представить органам чувств, а именно: что видим - зрения, что слышим - слуха, что можно есть - вкусу, а то что можно воспринимать одновременно несколькими органами чувств, то необходимо и представить нескольким органам чувств». Ж. - Ж.. Руссо обращал внимание на то, что с использованием наглядности в учебном процессе у ребенка быстрее и эффективнее развиваются такие психологические процессы, как ощущение, восприятие, воображение, мышление. Он считал, что более эффективным методом восприятия при использовании наглядности является наблюдения. С годами учебный материал стареет, его заменяют новым, и это приводит к смене оборудования, средств обучения, разнообразной наглядности. Реализация задач трудового обучения и его эффективность зависит от условий, которое создается для познавательной деятельности учащихся. Одна из важнейших из них - обеспечение наглядности обучения. В практике работы преподавателя трудового обучения даже в кризисной ситуации по материально-техническому обеспечению образования используют большое количество наглядных средств, поскольку без них невозможно раскрыть содержание учебного материала, создать у учащихся необходимые представления, образы, развивать их пространственное воображение и техническое мышление. Анализ состояния оснащения школьных мастерских показывает, что большинство из них обеспечены соответствующим оборудованием и наглядными средствами только на 40%. Типовой перечень учебного оборудования и наглядных средств для трудового обучения содержит более ста наименований. Однако на сегодня системы производства и поставок учреждений образования средствами обучения не создано. Это побуждает преподавателей самостоятельно искать пути пополнения учебно-материальной базы, создавать пособия, устройства и оборудования в школьных мастерских. Такая работа в определенной степени не только решает проблему материально-технического обеспечения, но и способствует педагогическим поискам, творчества, а в тех случаях, когда к конструированию наглядных пособий и оборудования привлекаются ученики, - имеет еще и незаурядный педагогический эффект. Собственноручно изготовленные изделия способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала, так досконально изучаются учащимися в процессе практической работы над их созданием и больше ценятся учениками, ведь то результат их труда. Таким образом, создание наглядных пособий в школьных мастерских обусловливается не только необходимостью пополнение учебного фонда средствами обучения, но и находит обоснование в образовательных и воспитательных последствиях. Вместе с тем имеют место неединичные случаи, когда в школах используются производственное и нестандартное оборудование, что становится причиной травматизма, не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, техническим, эргономичным и научно - педагогическим требованиям. Опыт показывает, что преподавателя недостаточно знают требования к комплексу средств обучения, особенности применения различных наглядных пособий. Существует проблема создания научно обоснованного Типового перечня оборудования и наглядных средств, их квалификации и минимизации разработки требований к учебно-наглядных пособий, других средств обучения отвечающих современным условиям. Учитывая указанные проблемы проанализируем комплекс наглядных средств для трудового обучения и отметим некоторые требования к ним. Натуральные объекты, как отмечаются в психологических и педагогических исследованиях, в работах по методике преподавания должны использовать в трудовом обучении в качестве наглядных пособий прежде всего для получения правильных представлений о предметах и средства производства и понимания учащимися технологических процессов и явлений. Натуральными наглядными пособиями в трудовом обучении служат природные и производственные объекты и процессы, образцы материалов, инструментов, механизмов, технических устройств, оборудование мастерских, предметов хозяйственной деятельности, изделия. Для создания фонда натуральных наглядных средств преподавателя трудового обучения используют лучшие работы учащихся, заготовки, отходы материалов, непригодные для работы детали и узлы списанных станков. Однако не все натуральные объекты можно отнести к наглядных средств. Натуральные приметы могут стать средствами обучения лишь заверил условий - если они предназначены для использования в учебных целях и, в случае необходимости, дидактически препарированные. Имея большие возможности для получения непосредственных представлений, натуральные объекты как группа средств наглядности, с точки зрения решения учебных задач, часто содержат избыточную информацию, которая может в отдельных случаях (Во время усвоения понятий, обобщения и систематизации учебного материала) снижать эффективность обучения. Лишены этого недостатка специальные (искусственно созданные) объемные наглядные пособия:, муляжи модели, макеты. Они позволяют выделить существенные в объекте наблюдения, сохраняя трехмерное их воспроизведения, следовательно, концентрирует внимание учащихся на главном - помочь в понимании сущности процессов, наблюдаемых. Применение указанных объемных наглядных пособий дает возможность ученикам рассматривать объект со всех сторон, обратить внимание на такие его детали, в натуральном предмете малозаметные, а иногда и вовсе недоступные для наблюдения без специальных подготовки наглядного пособия. Так, для изучения строения и работы механизмов применяют разборные разноцветные модели и разрезы механизмов, которые позволяют не только воссоздать внешний вид предмета, но и раскрыть действия того или другого механизма. Часто бывает, что объекты изучения (резцы, измерительные инструменты, крепежные детали) имеют малые размеры, и возникает необходимость показать их в увеличенном виде. Поэтому, например, в школьных мастерских необходимо иметь набор демонстративных макетов шкал некоторых измерительных и режущих инструментов. По характеру конструкции, модели и другие объемные наглядные пособия можно разделить на разборные и неразборные, статические и динамические. Поскольку в трудовом обучении часто изучается динамика производственных процессов, роль последних особенная. Однако это не умаляет роли статических наглядных пособий (Макетов), применяются они для эффективной передачи внешних признаков объекта. Ряд объектов для изучения достаточно оформить как наглядные изображения на плоскости (фотографии, рисунки, таблицы, плакаты). Их главная особенность - Обобщенный характер изображений. Эти наглядные средства способствуют отражению в сознании учащихся конкретных предметов, формированию представлений об объектах, которые нельзя увидеть через их удаленность, объемность, опасности и по другим причинам. Важным средством наглядности остается использование учителем рисунков на доске во время урока. Основное преимущество таких рисунков - восприятие учащимися последовательности их выполнения. Готовые изображения не могут заменить рисунков, выполняемых учителем в присутствии учеников, в создании которых они участвуют или выполняют самостоятельно. Однако выполнение рисунков в учебном процессе занимает больше времени, чем использование готовых изображений, причем качество выполненных рисунков, особенно на доске, не всегда высокое. Значительное место среди средств обучения имеет использование печатных наглядных пособий, потому что с их помощью можно быстро продемонстрировать качественно выполнены изображения. Печатные наглядные пособия обеспечивают долговременное экспонирования информации без затемнения помещения и не является сложным в изготовлены. Печатные пособия в трудовом обучении целесообразно использовать для создания справочных таблиц, технологических карт, инструкций. Кроме того, сами печатные пособия позволяют ввести для усвоения учебного материала на уроке одновременно несколько изображений, очень важно для сравнения и обобщения учебной информации. Особое место в трудовом обучении занимают условные графические изображения: эскизы, чертежи, диаграммы, планы, графики, схемы. Они на отличие от реальных изображений, средств натуральной объемной наглядности, позволяют передавать языком условных знаков недоступную для непосредственного восприятия информации, свойства объекта изучается, его геометрическую форму, пространственное расположение отдельных составных частей, их взаимосвязь и сделать обобщение, систематизировать знания учащихся. Демонстрационные стенды с различными видами наглядных пособий широко применяется в процессе обучения, особенно на уроках труда. Использование натуральных предметных пособий на уроках дает ученикам больше возможности накапливать новый материал, иметь конкретные представления, что особенно способствует развитию образного мышления школьников, их наблюдательности. В пособий этого вида много положительного: как правило, они объемны, поэтому есть возможность всестороннего наблюдения; объект воспринимается не только зрением, но и другими анализаторами. Чем больше органов чувств участвует в восприятии любого впечатление, или группы впечатлений, тем прочнее фиксируются они в нашей памяти, сохраняются ней и легче потом упоминается.
Демонстрационные стенды способствуют развитию всех качеств внимания (объема, распределения, концентрации, устойчивости, переключения), более длительном хранению в памяти ранее полученных знаний. Следовательно, на уроках трудового обучения возрастает активность учащихся, формируются, расширяются и углубляются интересы к трудовой деятельности.
Можно использовать демонстрационный стенд технологической карты, который может применятся на уроках трудового обучения в 5 - 9 классах общеобразовательных школ. При разработке этого стенда могут быть учтены общие и специальные требования: научно - педагогические, эргономические, эстетические, требования к надежности и безопасности при использования и т.д..
Демонстрационный центр состоит из двух частей, одна часть выдвижная (Используется тогда, когда не хватает основной части). Поверхность стенда обита фланелью, на ней расположены условные объекты К стенду прилагается набор условных объектов (с каждым классом наборы изменяются в соответствии с изучаемого материала). Демонстрационный стенд располагают на стене, возле рабочей доски, он применяется в комплексе с другими, которые имеют натуральные объекты. Наиболее распространенным является метод самостоятельного наблюдения, - при использовании на уроках труда разработанного графического стенда технологической карты. Метод самостоятельного наблюдения можно использовать очень широко: на занятиях в учебных мастерских при демонстрации оборудования, инструмента и т.д. Изучая технологические процессы с помощью демонстрационного стенда технологической карты, ученики получают не только знания и развивают свои умение по разработке технологических процессов, но и знакомятся с содержанием труда работников профессий.
Знание учителем различных видов наглядных пособий дает ему возможность правильно их выбирать и достаточно эффективно использовать их во время проведения уроков. Кроме того, можно самим изготовить некоторые пособия. Их принято делить на два основных вида – изобразительные и натуральные. К натуральным обычно относятся различные предметы окружающей среды. Среди изобразительных выделяют различные предметные картинки, таблицы с изображением фигур или предметов, изображения фигур и предметов из картона и бумаги. Кроме того, к данному виду наглядных пособий очень часто относят учебные фильмы, диапозитивы, диафильмы, а также наглядные экранные варианты.
Современные наглядные пособия делят на индивидуальные и общеклассные. Надо привлекать детей к изготовлению такого рода пособий, это имеет большое воспитательное и образовательное значение, способствует выработке некоторых трудовых навыков, детям дает возможность сознательно и прочно овладеть необходимыми знаниями и умениями. Кроме того, при работе со средствами, который изготовил сам ребенок своими руками, он учится с уважением относиться к труду.
Наглядные пособия в процессе обучения применяют для закрепление знаний, умений и навыков, проверка их усвоения, ознакомление с новым материалом. В тех случаях, когда используют наглядные пособия для объяснения нового материала, оно должно обращать внимание ученика на существенное, то есть на то, что является наиболее важным в теме, а также показывать его второстепенное значение. В этом случае наглядное пособие является иллюстрацией словесного объяснения, которое конкретизирует новые знания.
Знакомя с новым материалом или используя его для закрепления знаний, необходимо организовать работу таким образом, чтобы ребенок сам мог самостоятельно использовать наглядные средства и давать соответствующие объяснения. В таких случаях в работу включаются различные анализаторы, такие как зрительные, слуховые, речевые, двигательные и значительно повышается количество и качество усваиваемых знаний.
Самым важным условием эффективности применения наглядных пособий является использование необходимого и достаточного количества применения наглядного материала. Они могут играть не только положительную, но и отрицательную роль, если наглядных средств на уроке будет слишком много.
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания.
Еще Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что ...можно, предоставлять для восприятия чувствам...». Требование, чтобы знания черпались учениками прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.
В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение, имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики – условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.
Наглядные средства надо использовать целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию школьников.
Когда у ребенка имеются необходимые образные представления, следует использовать наглядные средства для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам.
Применение наглядных средств в практике обучения сочетается со словом преподавателя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.
К примеру, в 6-ом классе учащиеся знакомятся с деталями, имеющими цилиндрическую форму. Для их изготовления необходимо уметь пользоваться новым для школьников измерительным инструментом – штангенциркулем. Его устройство достаточно просто, однако сам процесс измерения с помощью штангенциркуля обычно вызывает у начинающих затруднения. Поэтому приемы измерения можно объяснить с компьютерной поддержкой на уроке таким образом: сначала появляется изображение обычной измерительной линейки, цена деления которой составляет 1 мм и демонстрируется измерение с какого-либо предмета, на втором слайде показывается шкала нониуса, а на третьем - основная шкала и шкала нониуса. Демонстрация измерения с помощью шкалы нониуса сопровождается пояснениями преподавателя. Таким образом, подача материала происходит на другом, более доступном для понимания уровне. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Также можно разработать урок уже с заданными учебными целями и задачами, ориентированный на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информации, но при его проведении существенно меняется роль преподавателя, который в данном случае будет являться, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников.
Таким образом если правильно использовать наглядности на уроках трудового обучения, то это способствует формированию четких пространственных и качественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Применение на уроках труда различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
Для того чтобы был получен ожидаемый эффект от урока, выбрать оптимальное количество слайдов, изображений и прочих материалов, которые не будут отвлекать учеников, но дадут сосредоточиться на главном. Большой объем текста на слайде плохо воспринимается с экрана, поэтому не стоит загромождать экран текстом, а лучше всего заменить его наглядными объектами. По сути, это та же информация, но представленная в другой форме. К примеру, при знакомстве школьников с технологической картой можно предложить или выполнить её в графическом редакторе PAINT. При этом у учеников значительно расширяется представление о возможностях применения этой программы: например, для составления таблицы с помощью инструментов «Прямоугольник» и «Надпись». При выполнении такого рода заданий школьники прочнее запоминают последовательность технологических операций, поскольку им интересно записать и начертить таблицу.
Доступ к информации, представленной средствами мультимедиа, позволяет вести совместную работу учителю и учащимся.
При использовании видеофрагментов на уроке важно помнить о темпе урока: видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися.
Благодаря сопровождению занятий с помощью мультимедиа, значительно экономится учебное время, нежели при работе у классной доски. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием, а при изучении предмета «Технология», появляется еще и возможность уделить больше внимания на практическую часть урока.
Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств :
Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.
Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.
Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.
Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
Знание видов наглядных пособий дает возможность учителю правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении, а также изготовлять самому вместе с детьми необходимые наглядные пособия.
Использование наглядности является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Наглядное средство активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность и воспитывает у них аккуратность, терпение.
При выборе наглядных пособии, обязательно надо стремиться к тому, чтобы оно способствовало достижению учебно-воспитательной цели: закреплению и углублению знаний, воспитанию внимания, сообразительности, выдержки.
Успех учебно-воспитательного процесса зависит и от того, в какой степени учащиеся будут обеспечены необходимыми наглядными пособиями и индивидуальными средствами обучения, активизирующими познавательную деятельность. Многие пособия преподавателя делают сами, стараясь, чтобы они были достаточно красочными и привлекательными, достаточно крупными, чтобы дети их хорошо видели. Пособие нужно изготовить таким образом, чтобы служили они не на одном, а на многих уроках в различных вариантах и комбинациях.


ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1 Развитие творческих способностей учеников на уроках
трудового обучения

Развитие творческого подхода к школьному обучению один из самых разработанных теоретически и самый неразработанный практически вопрос. Нет педагога, который не стремился, развить в своих учениках определенные знания, умения и навыки, и способность самостоятельно учится, добывая эти знания и на их основе решать творческие задачи, которые поставит жизнь. Педагоги и психологи в школе в России и за рубежом пришли к выводу о том, что пропадает интерес учащихся к процессу обучения в целом и в частности к урокам труда. Перед педагогами стоит задача поиска средств и приемов преодоления данного процесса. Решению данной задачки содействует повышение применения на уроках труда игровых и нестандартных форм. Эти уроки увеличивают у детей активность, осмысленность предлагаемого материала, активизируют мыслительную работу учеников. На уроках создают ситуацию, при котором ребята могут советоваться, спорить, помогать друг другу и оценивать один другого. В процессе общения учащиеся значительно быстрее разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперёд, подтягивать слабых и не сдерживать сильных учеников.
«Ум, сердце и руки - вот что нужно развивать в детях, как единое целое!» - говорил Л. В. Занков. Система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания. В системе Л. В. Занкова нет главных и второстепенных предметов. Каждый из них несет свою незаменимую функцию. Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как учитель, мечтаю увидеть в каждом своём ученике, прежде всего доброго, отзывчивого, любящего всё прекрасное вокруг человека. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. «Тайна возбуждает творчество» – сказал А. Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, и ученику.
Одна из главных целей в работе с детьми - это научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Каждый урок - это исследование, это поиск. Хорошо, когда школьники учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Выполняется основная задача начальной школы – разбудить мысль каждого ученика. В каждый урок необходимо включать задания, активизирующие эмоциональный фактор, требующие самостоятельного поиска. Для расширения визуального ряда учащихся на уроке использовать компьютерные презентации, составленные по материалам урока.
К каждому уроку трудового обучения ставить задачи: развивать у детей творческое воображение, умение в обычном видеть необычное, пробуждать интерес к современным инструментам творческих задач. Урок должен быть направлен на развитие творческих способностей, воображения, фантазии учащихся. Подобрать интересные и понятные для них темы для творчества.
Решая любую проблему, человек может идти двумя путями:
- применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
- изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому своеобразно (творческий уровень).
Я считаю, что каждый ученик вправе выбирать свой путь работы. И радостно, когда второй путь выбирает большее количество учащихся.
На уроках ученики работают как индивидуально, так и в творческих группах. Работа творческих групп над коллективными проектами имеет большое воспитательное значение для развития художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории, традициям, для профессиональной ориентации. На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Необходимо научить детей закономерностям изготовления поделки, ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить её ещё не раз. Считаю, что каждой поделке необходимо придавать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, или выставочным экспонатом, подарком к празднику или любимой игрушкой. Дело, которое хорошо получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность.
На уроках трудового обучения часто применяю творческие игры. Творческая игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, умение находить решения в нестандартной ситуации. «Не мыслями надобно учить, а учить мыслить», - говорил Э. Кант. Для этого необходимо приучить учеников видеть, чувствовать, развивать самостоятельность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей.
Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно на творческих достижениях, удаётся добиться устойчивого интереса учащихся к урокам, развития творческого потенциала и как конечная цель - воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха.
Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, решение системы познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.

2.2. Уроки трудового обучения в 3 классе

Тема: Работа с бумагой и картоном. Изготовление ёлочной игрушки. Снегирь.
Цель:
научить изготавливать изделие объемной формы из бумаги и картона
Задачи:
учить выполнять разметку, работать по шаблону, пользовать инструментами (линейка, ножницы);
развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус;
воспитывать аккуратность, бережное отношение и экономное использование материала, интерес к ручному труду; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.
Оборудование: мультимедийное устройство, музыкальный центр, запись музыки Чайковского «Времена года»,карта России, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш, образец ёлочной игрушки «снегирь», плакат «Работа с ножницами».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Организация класса






(Звучит музыка П.Чайковского «Времена года». Учитель загадывает загадку.)
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима).
– Зима – сказочное время года, но и самое тяжёлое время.
– Кому особенно трудно переживать зиму? (диким животным, птицам)
II. Основная часть урока.
1. Сообщение темы.
– Наш урок труда мы сегодня посвятим зимующим птицам.
– Скажите, почему зимой птицам особенно тяжело?
(Подготовленный ученик читает стихотворение «Покормите птиц зимой»)










Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну
2. Загадки «Зимующие птицы»









На головке хохолок,
Хвост как желтый лоскуток.
Зимовать к нам прилетели
Что за птицы? (Свиристели)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клест)

Что блестит, не пропущу,
Всё в гнездо себе тащу.
Чернохвоста, белобока...
Догадались? Я – (сорока).



Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке,
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый "доктор" .. (Дятел)


Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)


– Каких зимующих птиц вы ещё знаете?
– Как мы можем помочь нашим маленьким друзьям?

3. Чтение учителем
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Насыпьте крошки на снегу!
А то и манной кашки.
И оживут бедняжки!

III. Практическая часть.









– Посмотрите, как можно своими руками выполнить птицу.
– Мы изготовим игрушку «Снегирь».
(Учитель показывает заранее подготовленный образец игрушки «Снегирь»).
(Ученик читает стихотворение.)
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Это что за чудо? На берёзе
Яблоки поспели!
Подойду поближе к ней –
И глазам не верится!
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.


1. Анализ изделия
Снегирь размером немногим больше воробья. Снегирь – обитатель таёжных лесов (показываю по карте России место обитания снегирей). Их родина там. У них родной дом от Сибири до Камчатки и Японии. А у нас они лишь зимние гости.
Считается, что снегири одни из самых любимых птиц в России.
Снегирь – птица солидная. Их называют «рыцарями». Самцы, как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.
Самцы окрашены ярче, чем самочки. Нижняя часть тела кирпично-розовая, спина – пепельно-серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-чёрные.
– Что потребуется для ёлочной игрушки «Снегирь»? (Цветной картон чёрного цвет; цветная бумага чёрного, красного, синего цветов; линейка, карандаш, клей)
2. Изготовление изделия
1) Повторение правил по технике безопасности.
(Плакат «Работа с ножницами).
Обращайтесь с ножницами,
Очень осторожно.
Резать кончиком нельзя,
Серединкой – можно.
Когда выполнишь работу,
Тут же ножницы закрой.
Чтобы до острых краешков,
Не коснулся, кто другой.
Если нужно инструмент,
Передать другому.
То колечки от себя,
Ты спокойно поверни.
И, за кончики держась
Ножницы ему верни.
2) Выполнение разметки деталей туловища, головы.












3) Изготовление деталей крыльев, хвоста и красной грудки с помощью шаблонов.
4) Вырезание деталей.
5) Сборка деталей с помощью клея.
IV. Итог урока
– Чем занимались на уроке? Что понравилось?
– Выставка готовых изделий под музыку П.Чайковского «Времена года».
– Оценка готовых игрушек.
V. Заключительная часть урока.
Домашнее задание
Изготовьте дома кормушку и повесьте её около дома. Понаблюдайте за гостями вашей «столовой», свои наблюдения запишите. Они пригодятся вам для написания сочинения на уроке русского языка.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в начальных классах вопрос эффективного использования наглядности представляется особенно важным, так как качество обучения младших школьников в большой степени зависит от условий и способов ее использования, от реализации основных функций и возможностей наглядности для развития младших школьников, для активизации их познавательной деятельности.
В теории и практике школьного обучения, начиная с 60-х годов XX ст., произошли большие изменения под влиянием концепции развивающего обучения, ядром которого было развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Как известно, активность ребенка находит выражение в различных видах деятельности, и она же выступает важнейшей предпосылкой и результатом его развития (Г. И. Щукина).
Как показывает проведенный анализ, исследованиям проблемы наглядности и ее использования в начальных классах посвящено значительное количество методических и дидактических работ. Однако большинство авторов исследуемой проблемы рассматривает наглядность как средство конкретно-образной информации, способствующее созданию у младших школьников правильных представлений, обогащению детей определенным запасом знаний.
Глубоко и всесторонне занимался разработкой проблемы наглядности К. Д. Ушинский. Определение наглядности содержится в его высказываниях о наглядном обучении, под которым он понимал такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком, под руководством преподавателя, или прежде, на самостоятельном его наблюдении, так что учитель находит в душе ребенка уже готовый образ и на нем строит учение. В этом определении отражена сущность наглядного обучения, которое не утратило своего значения и до настоящего времени
Интересные высказывания об использовании наглядности в начальных классах находим в трудах В. А. Сухомлинского. По мнению ученого-практика, важным моментом интеллектуального воспитания является своевременный переход от конкретного к абстрактному, т. е. момент, когда натуральные средства наглядности перестают бьпь необходимыми. Тем более сложной задачей педагога начальных классов является переход к изобразительной наглядности, в особенности к символическим изображениям, играющим большую роль в развитии абстрактного мышления, а также дальнейший постепенный переход от изобразительной к словесно-образной наглядности. «Словесный образ - это шаг на пути перехода от мышления «формами, звуками, красками и ощущениями» к мышлению понятиями».
Анализ литературных источников специальной педагогики и психологии свидетельствует, что наглядность не только способствует более успешному протеканию таких психических процессов, как восприятие, запоминание, мышление, но позволяет на их основе активизировать всю умственную деятельность учащихся, что имеет немаловажное значение для школьников.
Некоторые ученые рассматривали связь наглядности с тем, что для самостоятельного выполнения практического задания требуется не только умение владеть операционными навыками, но и умение производить умственные действия: ориентировку в задании; предварительное планирование хода выполнения задания; текущий и заключительный самоконтроль (определение правильности действий и результатов, оценивание качества готового изделия).
В процессе ориентировочной деятельности школьники испытывают затруднения при анализе образца изделия: в определении количества деталей, их формы, размеров, способов соединения, пространственного расположения и т.д.
На этапе планирования предстоящей работы наблюдаются нарушения последовательности выполнения трудовых операций, их пропуск или повторение и пр. Во время практической работы и осуществления итогового самоконтроля учащиеся испытывают трудности в проведении сравнения неоконченной или выполненной работы с образцом, полуфабрикатом предметно-операционного или частью графического плана, затруднения устанавливать причинно-следственную связь между действием и результатом.
Таким образом, сложность ориентировочной деятельности выражается в том, что школьники не могут разобраться в конструкции изделий, не обращают внимания на их малозаметные, но важные особенности, затрудняются сформулировать признаки, если вопрос преподавателя не содержит подсказки. Характер практической деятельности этих детей свидетельствует о расплывчатости сложившегося у них образа изделия и о попытках дополнить свое представление о нем.
Повышение познавательной активности учащихся тесно связано с задачей их подготовки к труду, к самостоятельной практической деятельности. Если деятельность организована так, что требует самостоятельного решения практической задачи, которая связана с активной умственной деятельности, то возникает познавательный интерес к способам работы, а также к практическому и учебному ее результату. Самостоятельность учащегося выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, найти решение задания и проявляется в деятельности различного характера: в подражании образцу, в тренировочных упражнениях, в осмыслении прочитанного, прослушанного, увиденного, в применении знаний. Школьники должны научиться самостоятельно планировать выполнение заданий, контролировать свою работу, оценивать ее результаты. Организуя процесс обучения, следует увлечь учащихся значимостью предстоящей работы. Школьники должны осознать важность и полезность того, что они будут делать. Конкретные и понятные, значимые задания стимулируют деятельность учащихся, повышают их активность и ответственность.
Важным моментом подготовки учащихся к выполнению практического задания, как указано в литературных источниках, является предварительное ознакомление их с содержанием деятельности. Ученики должны знать, что они будут изготовлять, из чего, какие инструменты и материал будут использовать, каким способом выполнять задание, чем руководствоваться (планом, рисунком, инструкционной картой, образцом и т.д.), с чем сравнивать свою работу. Для успешного осуществления трудовой деятельности ребенок должен понять задание и представить себе результат труда, конструкцию будущего изделия, его форму, размеры, а также материалы, из которых оно будет выполнено, и способ крепления. Мысленное построение того объекта, который предстоит изготовить, является характерной особенностью ориентировочного этапа работы. Создание четкого и полного образа будущего изделия будет способствовать повышению познавательной активности школьника, поскольку в своей практической деятельности при планировании и самоконтроле учащиеся должны ориентироваться на этот образ.
Вместе с тем надо отметить, что, несмотря на наличие работ, посвященных различным аспектам применения наглядности, в учебном процессе школьников вопросы использования ее для повышения познавательной активности младших школьников на уроках трудового обучения остаются наименее исследованными.



ЛИТЕРАТУРА

Бабанский.Ю. Педагогика-М.: 1983.
Бабанский.Ю., Нойнер.Г. Педагогика - М.: 1984.
Вахтеров.В.П. Избранные педагогические сочинения - М.: 1987.
Габай.Т.В. Учебная деятельность и её средства - М.: 1960.
Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996.
Зайнутдинова Л.Х. Новые информационные технологии, Астрахань, 2001. Краснова Г.А., Соловов А.В., Беляев М.И. Технологии создания электронных обучающих средств. - М., 2002.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.
Занков.Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: 1960.
Ильясов.И.И. Структура процесса учения - М.: 1986.
Лордниканидзе.Д.О. Принципы организации и методы обучения - М.: 1957.
Махмутова.М.И. Современный урок-М.: 1981.
Педагогический поиск /Сост И.Н.Баженова. – М.: педагогика, 1987.
Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Парунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: педагогическое общество России, 1999.
Пидкасистый.П.И. Педагогика - М.: 2000.
Подласый И.П. педагогика в 2 кн. – М., 1999.
Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д.Шадрикова. – М., 1990.
Прессман.Л.П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно - воспитательном процессе - М.: 1985.
Селевко Г.К. Текстовый аспектный анализ урока – М., 1996.
Скаткин.М.Н. Совершенствование процесса обучения - М.: 1971.
Учебник для студентов высших учебных заведений в 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. – М., 1995.
Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.
Приложение 1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

1.Снегирь






2.Возьмите два одинаковых квадрата бумаги красного и чёрного цвета.

3.Сложите их вместе цветными сторонами наружу. Согните квадрат по одной из диагоналей так, чтобы красный цвет был внутри, а чёрный - снаружи.

4.Перегните треугольник пополам.





5.Поднимите уголки к вершине прямого угла.

6. Опустите поднятые уголки под наклоном друг от друга.





7. Поверните фигурку тремя уголками кверху.





8. Поднимите нижний угол, захватывая только два слоя бумаги.





9. Опустите поднятый угол( от боковых углов).

10. Должно получиться вот так.





11. Раскройте "карман", расплющите боковые части.





12.Вот так.





13.Отогните уголок влево.




14.Согните треугольник от вершины его верхнего угла.

15.Согните уголок-хвост.





16.Верните угол-крыло на прежнее место.






17.Вогните внутрь фигурки уголок на грудке снегиря






18.Потяните уголок-клюв.

19.Согните уголок на голове.

20.Приклейте глазки. Должен получиться вот такой снегирь.


Схему из книги С. Соколовой" Оригами. Большая настольная книга для всей семьи". Выкладываю сфотографированные страницы этой книги. Может быть эти схемы помогут вам лучше разобраться в схеме сборки снегиря, если что-то будет непонятно.
Книги С. Соколовой Оригами. Большая настольная книга для всей семьи.





 Выгодский, Л.С. Педагогическая психология. С.235
 Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования.С.124
 Шергина, В.В. Цвет и форма наглядных пособий.С.68
 Соколова, А. В. Наглядные средства и их значение для повышения эффективности обучения.С.77
 Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника.С.315
 Кабанова Е.М.. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.С.259
 Коменский, Я.А. Великая дидактика. Из педагогических сочинений Т.1 С.57
 Занков.Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: 1960.
 Пидкасистый.П.И. Педагогика - М.: 2000.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Мастер-класс Оригами Снегирь Бумага фото 3Рисунок 22Мастер-класс Оригами Снегирь Бумага фото 3Мастер-класс Оригами Снегирь Бумага фото 5Рисунок 3Мастер-класс Оригами Снегирь Бумага фото 5Мастер-класс Оригами Снегирь Бумага фото 14Рисунок 5Мастер-класс Оригами Снегирь Бумага фото 14Мастер-класс Оригами Снегирь Бумага фото 18Рисунок 6Мастер-класс Оригами Снегирь Бумага фото 18Мастер-класс Оригами Снегирь Бумага фото 19Рисунок 7Мастер-класс Оригами Снегирь Бумага фото 19ўђ Заголовок 115