Презентация студентов 731 группы Зориной Марии и Михайленко Ангелины на тему: Методы обучения на уроках в начальной школе
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци Методы обучения Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю. К. Бабанский). Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И. Я. Лернер). По источнику знаний По характеру познавательной деятельности Активные и интенсивные методы Методы науки в качестве учебных методов Методы контроля Фронтальный опрос Лабораторная работа Экзамен По источнику знаний Словесные методыИсточник знаний - слово Рассказ предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Учебная лекция – систематическое изложение материала.Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Дискуссия – обсуждение проблемы. Наглядные методыИсточник знаний – образ, наглядное представление объекта Иллюстрация - показ учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника, зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. д. Демонстрация приборов, опытов, показ кинофильмов, диафильмов, слайдов, и т. д. Практические методыИсточник знаний – практическая деятельность учащихся Упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков.Лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр. По характеру познавательной деятельности Уровни деятельности творческая активная исследовательская методы репродуктивный исследовательский Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный учитель ученик Исследовательский Проблемное изложение Исследовательский Частично-поисковый Средства обучения Слово Образ Действие Метод дидактических игр. Сущность – моделирование и имитация.Обучение по алгоритму. Активные и интенсивные методы Методы науки в качестве учебных методов Мозговая атака Решение проблемы путем высказывания идей для ее решения Внеконтекстные операции с понятиями Оперирование с понятиями Узнавание терминаОпределение понятияРаскрытие объема и содержания понятияУстановление связей данного понятия с другимПрактическая интерпретация понятия Методы формирования познавательного интереса Положительные эмоции по отношению к деятельности.Наличие познавательной стороны этой эмоции. Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Познавательные игры. Метод опирается на создание в учебном процессе игровых ситуацийУчебные дискуссии - метод создания ситуации познавательного спора. Создание ситуации успеха в учении путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности Выбор оптимального сочетания методов обучения Критерии выбора методов обучения Соответствие методов принципам обучения.Соответствие целям и задачам обучения.Соответствие содержанию данной темы.Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности.Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.Соответствие возможностям самих преподавателей Уровни принятия решения о выборе методов обучения Наименование решения Характеристика данного уровня принятия решения Стереотипные решения Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых. Решения типа проб и ошибок Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. Оптимизированные решения Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев. Классификация методов обучения 1. По источнику знанийСловесныеНаглядные Практические 2. По характеру познавательной деятельностиОбъяснительно-иллюстративныйПроблемное изложениеЧастично-поисковыйИсследовательский 3. Активные и интенсивные методыМетод дидактических игрОбучение по алгоритму4. Методы науки в качестве учебных методовМозговая атакаВнеконтекстные операции с понятиями