Методы обучения английскому языку в начальной школе


Методы обучения английскому в начальной школе »
Каипова Анай Гусейниевна 1.
Обучение иностранному языку в начальной школе ( на первой ступени обучения ) обладает выраженной спецификой по сравнению со следующими ступенями. В первые годы обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем учащиеся будут реализовывать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит именно на первой ступени. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств, последовательность, обоснованность и интенсивность их введения.
Для всех учителей иностранного языка, работающих в начальной школе, в условиях перехода на новые ФГОС крайне актуальной становится проблема подготовки младших школьников к итоговой аттестации за курс начальной школы. Очевидно, что предстоит найти ответ на ряд важных вопросов. Как научить 9 – 10 летних детей работать с заданиями в новом для них формате? Как снять трудности психологического характера? Как помочь учащимся не потерять мотивацию, ярко выраженную у детей младшего школьного возраста? Как построить занятие и подобрать учебный материал с учётом возрастных  особенностей?
Цели обучения иностранному языку в начальной школе:
развитие речевой, социокультурной, учебно-познавательной, языковой компетенции;
повышение интереса к изучению английского языка;
усиление мотивации младших школьников к получению дополнительного объёма знаний по предмету;
формирование универсальных учебных действий;
формирование ИКТ – компетентности;
обучение работе с заданиями формата, входящими в итоговую аттестацию;
формирование навыков работы с тестовым материалом
Изучение иностранного языка начинается со 2-го класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к обучению, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп..В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся; формировании их познавательных способностей; формировании общеучебных умений. Деятельностный характер предмета “Иностранный язык” соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и пр.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; формирование мотивации к дальнейшему овладению английским языком;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
Как видно из вышеперечисленных целей, обучение должно носить развивающий характер и реализовывать основные принципы развивающего, компетентностного подходов.
2.
Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный – начиная с осознания и намеренности. Начиная изучать иностранный язык ребенок уже обладает определенным языковыми речевым опытом в родном языке о способностью мыслить на этом языке. Процесс усвоения новых языков не сопровождается формированием понятий об окружающей среде. В учебном процессе ребенок опирается на, сформированное на базе родного языка мышление учащегося и совершенствует свои мыслительные операции. Следовательно, наиболее эффективный путь овладения иноязычным говорением – путь «сверху вниз».
3.
Рецептивные виды речевой деятельности являются аудирование и чтение. Трудности в аудировании и чтении.
-Сосредоточить внимание учащихся ,создании мотивации.
-Подбор текста, чтобы он соответствовал их интересам и потребностей.
- Правильный выбор предтекстового задания и организация контроля.
Трудности в чтении.Необходимо устный вводный возраст.
Необходимо осуществлять подход от «звука к букве», как наиболее продуктивной.
В основе данной технологии формирование у детей технических навыков чтения:
-учет возрастных обязанностей детей;
-учет их школьного опыта в изучении русского языка;
- опора на родной язык;
-осознанное овладение детьми техникой чтения;
-ориентация на развитие способности к общению.
4.
Трудности детей при овладении аудированием:
-особенности фонематического слуха ребенка ,-его оперативная память,
-отсутствие домашней практики
- умения прогнозировать.
Трудности детей при овладении аудированием:
-Особенности графики и орфографии английского языка по отношению к родному языку
5.
Важным является формирование у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи. Письмо и письменная речь в иноязычном образовании в начальной школе является средством и целью обучения.У письма и чтения много общего в начальной школе, поэтому они взаимно поддерживают и питают друг друга.
6.
Универсальные действия, которые должны являться предметом формирования в начальной школе: коммуникативные. Формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании , говорении, чтении и письме, т.е. способности и готовности младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младших школьников. Основная цель, которую должна преследовать современная школа,-это развитие способности думать. Через коммуникативную цель достигаются воспитательная, образовательная и развивающие цели, а это есть всестороннее развитие личности.
7.
Формирование межкультурной компетенции является необходимым, так как способствует общению с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме, расширению кругозора учащихся.
8.
Одной из актуальных проблем начального иноязычного образования методика обучения восприятия речи на слух. Существует большое количество детей (и это можно констатировать как факт), у которых уже в начальной школе обнаруживаются устойчивые трудности, связанные со слуховым восприятием, чтением и правописанием на иностранном языке, снижение интереса к предмету.
Задание 2.
Анализ УМК для 2-го класса .Учебник «Английский язык» “FORVARD”2 класс. ФГОС Авторы: Вербицкая М.В,
Изучение английского языка в рамках начальной школы со 2го класса рассчитаны на обязательное изучение предмета по базисному учебному плану 2 часа в неделю.В учебнике достаточное место занимает духовно-воспитательное воспитание младшего школьника. Использование в учебнике информации о России и ее культуре также способствует формированию этнической и национальной принадлежности. В учебнике также присутствует тема о Великобритании, о ее культуре и поэзии. В эти учебники серии FORWARD включены задания, реализующие принцип диалог культур. Для младших школьников прямой прием : переписка между персонажами (российскими, британскими, австралийскими, американскими сверстниками), которая позволяет наглядно сопоставлять схожие типовые ситуации в каждой из культур.
В учебнике самостоятельная учебная работа обусловлена аудированием. Весь материал в начале курса основан на устном восприятии и упражнения по аудированию помогают дома ученику делать домашние задания. Но если ученик пропустил урок вряд ли сможет по учебнику дома сам сделать домашнее задание.
Во 2 классе обучение чтению на английском языке начинается с изучения звуков, обозначенных особыми знаками , и буквами английского алфавита , с установления звуко-буквенных соответствий и со знакомства с вариантами обозначения звуков различными букво-сочетаниями. Большую помощь в формировании техники чтения может оказать таблица с указанием букв и звуков , приведенная в учебнике «ноутбук» дети должны научиться писать буквы английского алфавита.
Тренировочные упражнения на развитие навыков и умений говорения служат еще и для отработки лексических и грамматических навыков . традиционно с этой целью используют упражнения на повторение , подстановку, трансформацию и на соединение нескольких речевых образцов. Рекомендуется на этих этапах уроков включать игры на отгадывание, игры с элементами информационного пробела ( information gap activities) и другие , способные превратить рутинное задание в увлекательное соревнование.
Во втором классе письмо еще не выступает самостоятельной целью обучения. На данном этапе оно скорее рассматривается как основа формирования навыков чтения, установления звукобуквенных соответствий. Основное внимание уделяется графике, прописыванию букв, буквосочетаний, списыванию слов по образцом. Со второй четверти уже используется отдельные коммуникативные задания на письмо, которые при этом служат для закрепления комплексных лексико-грамматических и графических навыков.
Задания УМК FORWARD имеют коммуникативную направленность и включены в учебные ситуации, близкие к реальным ситуациям общения младших школьников. Они создают для учащихся возможность общаться на темы, связанные с личными интересами учащихся и их ближайшим окружением. В отборе тематики учебного материала учтены интересы и возрастные особенности у младших школьников.
Мы работаем с этим учебником первый год и сталкиваемся со сложностями. Недостаточное количество часов способствуют быстрому переходу тем и вызывают трудности в усвоении материала.
Учебник развивает интерес ученика к овладению английским языком .3.
Результаты исследовательского задания оценки способностей ребенка в области фонологического осознания иноязычной речи:
Ученики Количество баллов за каждое задание Общее количество баллов
Задание1Задание 2 Задание 3 Задание 4 Рита 4 6 4 3 16
Стелла 4 5 5 6 21
Маша 3 4 4 3 14
Владимир 4 4 4 4 16
Вера 3 2 2 3 10
Лера 4 6 6 6 22
Николай 6 6 6 6 24
Артур 4 4 4 4 16
Гаврил 4 3 6 6 21
Алиса 3 2 3 4 12
Галя 4 4 2 4 14
Проведенное исследование показало, что способности второклассников к фонологическому осознанию речи:
Хорошо развиты –28-30баллов нет учащихся
Развиты нормально –16-27баллов у 7х учащихся
Частично развиты –8-15 баллов 4х учащихся
Слабо развиты – 0-7 баллов нет учащихся