Выступление Эйдетические формы обучения
Слайды 1, 2
Почти на каждом уроке английского языка я провожу такой эксперимент, используя различные формы и методы развития образной памяти и всякий раз убеждаюсь, что применение эйдетической методики эффективно, ведет к сотрудничеству и совместному творчеству учителя и ученика, повышает мотивацию учения, развивает креативные способности учащихся, заставляя подключать воображение и образное мышление.
Эйдетическая (греч. «эйдос»- образ ) - особый вид памяти. По выражению У. Джеймса при эйдетической памяти: «мозг впитывает как воск, а удерживает как мрамор». Эйдетический феномен в том, что человек обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картинку или предмет, который заранее у него находился перед глазами.
Слайд 3
Слайд 4
Требования к мнемотехническому приему
Небольшой объем, предельная лаконичность, отсутствие ненужных, второстепенных деталей.
Максимальная эмоциональность, образность, ассоциативность, единство которых должно вызывать интерес, позитивный настрой, положительные эмоции, потрясая воображение.
Хороший психологический климат. Должны быть условия эмоционального благополучия, доброжелательного отношения к классу (Мнемоприем должен быть озвучен эмоционально, пробуждая работу внутренней наглядности).
Мнемоническое правило должно представлять собой краткий, четкий алгоритм
Применяя на уроках английскогого языка методы эйдотехники и мнемотехники, я накопила банк детских творческих работ, а также своих собственных идей. Предлагаю некоторые из них. Суть этих методов в том, что с помощью буквенно-звуковой мнемоники, слова-подсказки, рифмовки, мини-сказки придумываем такой образ, чтобы буква легко вспоминалась.
Слайд 5
. Одним из приемов, позволяющим сделать процесс обучения чтению и письму интересным, лёгким для восприятия и эффективным является пиктокодирование.
Основным элементом пиктокодирования является пиктограмма. Пиктограмма – своего рода «закодированное» письмо, (рисунок), или иначе, зрительная метафора, обозначающая не отдельные слова, а целые сообщения.В алфавите пиктограммы выполняют несколько функций:
стимуляция развития интереса к изучению английского языка;
профилактика речевых нарушений при произнесении звуков и буквосочетаний.
исправленме речевых ошибок при чтении и на письме, в том числе, решение проблемы реверсивного чтения и написания, с которой сталкиваются учащиеся при изучении таких букв, как , b – d , p – q, f – t, s – z.
когнитивная
развитие творческих способностей детей.
Таким образом, пиктокодирование позволяет «видеть» звуки и представляет мнемоническую систему «встроенных ключевых картинок». Причем аллитерация строится на имени героя, исходя из правильного звука, который буква «даёт» в словах.
Слайд 6
Работа с пиктокодированием предполагает следующие этапы:
1. Презентация буквы
Презентация буквы происходит с помощью приёма рассказывания историй (story telling) и предъявления запиктокодированной буквы, предcтавляющей собой некий образ. Затем следует работа со звуком, который произносит данная буква в словах. Далее идёт сравнение запиктокодированного образа буквы с её чёрно-белым изображением.
2. Работа с формой буквы и направлением ее чтения и написания
Учащимся объясняется особенность изображения буквы. Детям предлагается обвести букву кончиком пальца по направлению её написания. Здесь же проводится сравнительный анализ изображения заглавной и строчной буквы.
Слайд 8
3. Пиктокодирование буквы
Учащимся предлагается образец запиктокодированой буквы, обсуждается особенности изображения образа буквы, одновременно происходит проговаривание имени и звука. Следующим шагом является пиктокодирование, т.е. «оживление» черно-белого изображения буквы английского алфавита самими учащимися. Учащиеся вслед за учителем подрисовывают элементы образа буквы к её черно-белому изображению.
Слайд 9
4. «Прописывание» буквы в воздухе
Учащиеся «прописывают» буквы в воздухе с целью запоминания её формы, направления написания и исключения ошибок при письме в дальнейшем.
Слайд 10
5. Прописывание буквы на доске
Сначала учащиеся обводят образец буквы маркером. Затем учащийся обводит букву, написанную пунктирной линией, следуя направлению написания, а потом, каждый раз прописывая следующую букву, дописывает её недостающие элементы. В конце строки ребёнок должен самостоятельно написать букву, учитывая предыдущий опыт.
Слайд 11
6. Работа с чтением буквы в словах
Учащимся предлагается чтение слов с новой буквой, находящейся в разных позициях (в начале, середине и конце слова).
7. Проектная деятельность
Пиктокодирование учащимися целых слов и их прочтение.
Пример работы с пиктокодированим вы можете увидеть в презентации . Эта презентация может быть использована в работе на интерактивной доске.
В работе представлены рисунки, которые Вы можете использовать для создания собственных презентаций.
. Наиболее эффективным методом для запоминания транскрипционных знаков и их произнесение является фонетическая сказка, основанная на принципе фонетических ассоциаций. При использовании такого метода дети могут без особых усилий запомнить английские звуки и транскрипцию.
Сегодня к нам приезжает важный гость. А что мы делаем дома когда ждем гостей? – убираемся.
- выносим ковры и подметаем sh - she, shoes, sheep, fish
- выбиваем коврик t – d - dad, blond, , sister, straight, teddy
- устали, выдохнули h - hello, hi, have, has, hair
- проветриваем, открываем окно, дует ветер w - we, white, what, where
- залетела пчёлка th - mother, father, this, these
- ударилась об окно th - thanks, three, teeth, bath,
- птичка в клетке закричала ir - bird, curly, circle
- зарычала собака r (р –р – р) brown, rectangle, red, ready? /Ready!
Говорение.
Готовы к приёму гостя. Это Mr. It. What is it?
Материально- пальчиковый игротренинг
Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому можно и нужно использовать пальчиковые игры при работе со школьниками на занятиях не только родным языком, но и иностранным языком.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь.
. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Обращаться к упражнениям следует один – три раза в течение занятия, когда требуется дать детям ритмическую передышку и в то же время сконцентрировать внимание группы. Продолжительность таких игр 2-3 минуты, чтобы пальцы заработали, но не заболели. Перед началом каждого нового упражнения преподавателю необходимо объяснить его правила и делать это лучше на родном языке. Важно избежать недопонимания, так как не все школьники готовы признаться в том, что они чего-то не поняли. Приступая к упражнению, рекомендуется дать ему иностранное название, чтобы дети привыкли к нему и запомнили его в дальнейшем преподаватель не будет объяснять правила, он лишь объявит название.
Упражнение “Пальцы здороваются” (The greeting)
Соединить пальцы обеих рук “домиком”. Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим пальцем, затем указательный с указательным и т.д. При этом приговаривают традиционное приветствие на английском языке “Hello!”, когда встречаются одноименные пальцы разных рук. Аналогично можно использовать речевые конструкции: “Good morning”, “Good after noon”, “Good evening”.
Упражнение “Пальчики-артисты” (My fingers are artists)
Цель: закрепление речевого материала по теме “Цифры”, развитие памяти и мышления, активизация речевого материала в действии.
Пальчики-артисты кланяются зрителям (ребята считают артистов от 1 до 10).
Упражнение “ Семья ” (The family)
Цель: закрепление речевого материала по теме “Семья”, развитие слухового внимания и памяти, укрепление мелко-моторных функций руки.
Учащиеся загибают по одному пальцу на каждую строку. Более сложный вариант, когда одновременно загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Good night father (загнуть большой палец).
Good night mother (загнуть указательный палец).
Good night sister (загнуть средний палец).
Good night brother (загнуть безымянный палец).
Good night everyone (загнуть мизинец).
Упражнение “Будь внимателен” (Be careful)
Цель: активизация и расширение лексики, развитие моторно-двигательного внимания, активизация мелко-моторных функций руки.
Ученик слушает команду: “Ear” - “Ухо” и дотрагивается до уха. “Nose” -“Нос” - дотрагивается до носа. Преподаватель сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
На следующем этапе можно использовать более сложные упражнения, связанные с аутентичным текстом, изучаемого языка. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Этапы разучивания пальчиковых игр:
1. Взрослый сначала показывает игру ребенку сам.
2. Взрослый и ученик выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
3. Ученик выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.
Little frog
Цель: активизация использования лексических единиц, тренировка произношения на английском языке, развитие памяти и внимания.
Little frog, little frog hop, hop, hop. (Кулачком правой руки стучим по левой ладошке). Little frog, little frog stop, stop, stop. (Кулачок лежит на ладошке).
My fish
Цель: закрепление лексики по теме “Счет”, развитие мнемических процессов, мышления.
One, two, three, four, five. (Пальцами постукиваем по коленям).
I caught a fish alive. (Соединяем ладошки “ рыбка плывет”).
Six, seven, eight, nine, ten. (Пальцами постукиваем по коленям).
I let it go again. (Изображаем ладошками рыбку).
Little bird
Цель: тренировка произношения, развитие воображения, памяти, зрительного внимания.
Fly, little bird, fly. (Правой рукой гладим левую).
Fly into the blue sky. (Правую руку поднимаем вверх).
One, two, three (показываем пальцы на правой руке)
You are free. (Руки поднимаем вверх).
Такой подход к проведению пальчиковых игр на занятиях при обучении английскому языку позволяет: регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи; совершенствовать внимание, память, психические процессы, тесно связанные с речью; облегчить школьникам усвоение навыков письма.
Для формирования лексических и первичных грамматических навыков и умений я широко использую различные символы. Символическое изображение слов, словосочетаний и даже предложений способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.
Создание образно-символических форм, используемых в обучении лексики и первичной грамматике (действующее лицо (сущ.) – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] – белый квадрат; модальный глагол – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] – чёрный треугольник; смысловой глагол – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] – белый треугольник; качество предмета – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] – чёрный квадрат и т. д.) имеет особое вспомогательное значение в обучении иностранному языку, особенно в раннем возрасте, поскольку при исследовании уровня умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста из всей совокупности показателей, определяющих этот уровень, мышления, которое наиболее интенсивно развивается в этом возрасте.
Например, при объяснении образования вопросительных предложений вспомогательный глагол выполняет роль “помощника” и закрепляется определённым символом (треугольником со стрелочками внутри его). В английском языке глаголы делятся на две группы: “сильные” и “слабые”. Для образования вопросительного предложения “сильные” глаголы (can, have, be) выходят вперёд и становятся перед подлежащим. “Слабым” глаголам для образования вопроса нужны “помощники” – (вспомогательные глаголы – do/does). Они могут ставится перед подлежащим, выраженным существительным или местоимением и сказуемым, выраженным смысловым глаголом (демонстрируется это при помощи символов).
В целях планируемого высказывания для выражения коммуникативного намерения говорящего мною используются персонифицированные и художественные символы (или картинки).
Часто на своих уроках для лучшего запоминания и возникновения ассоциаций я использую так называемое кодирование дифференциацию лексики по семантическому признаку. Так всё, что связано с зимой (зимнее, холодное) обозначается снежинкой; всё , что связано с летом (летнее, жаркое) обозначается солнцем; всё, что связано с дождём (мокрое) – тучка с каплями дождя и т.д.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
sunsunny summer
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
snowsnowman snowy
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
rain rainycloud
Для лучшего запоминания этикетных фраз целесообразно использовать персонифицированные символы, так как они имеют личностную эмоциональную окраску говорящего.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
I am fine.
I am so-so.
I am bad.
Для закрепления глаголов движения и модального глагола can на уроках я использую динамические наглядные пособия в виде картинок на магнитной доске. Вначале прикрепляю модель предложения (белый квадрат – действующее лицо, чёрный треугольник – модальный глагол can, белый треугольник – смысловой глагол), а под ними соответствующие картинки.
Использование наглядности в данном случае предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, в основе которой лежит единство аналитической и синтетической форм мышления. Подобного рода символическая наглядность помогает ребёнку достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения и грамотно использовать их в речи.
Аналогичным способом я отрабатываю множество речевых образцов, к примеру “have got..”, “there is/are” и т.д.
Практика показывает, что детям проще назвать предмет, чем описать его признаки. Я часто прошу детей в течение ограниченного времени записать по группам слова (существительные, глаголы, прилагательные), которые у них ассоциируются с определённой темой или определённым понятием. Очень часто группа прилагательных оказывается самой малочисленной. Нам всем известно, что прилагательные обогащают нашу речь, делают её более выразительной, яркой и красочной. Я хотела бы поделиться некоторыми упражнениями и заданиями, которые использую в своей практике. Они помогают детям расширить и обогатить свой словарный запас прилагательными, активно использовать их в речи. Все тренировочные упражнения можно условно разделить на три группы. Прилагательные отрабатываются на уровне:
Словосочетаний.
Предложений.
Расширенных высказываний или ситуаций.
Построй ступеньки из слов по восходящим или нисходящим признакам.
Это упражнение помогает не только усваивать синонимичные ряды прилагательных и их антонимы, а также расширить словарный запас учащихся. Конечно, количество ступенек зависит от уровня подготовки ученика.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Раздели слова по категориям.
big
small
elephant
egg
dinosaur
frog
house
mouse
mountain
pencil
airplane
drop
Подбери к слову подходящее окружение.
a) day hand food weather cold greeting river war blood
Подбери пару
Учащиеся называют существительные и прилагательные по теме, а учитель записывает их в два столбика:
parentsweekendholidayslanguagepicnicfamilypupil
foreignresponsibleclosenaughtyhappyshyfunny
После этого учащимся предлагается составить пары с этими словами и соединить линиями.
Можно предложить ребятам составить предложения или небольшой рассказ с полученными словосочетаниями.
II.
Опиши соседскую кошку. Это упражнение помогает учащимся повторить и закрепить известные им прилагательные, причём их можно использовать на любом этапе изучения языка. Затем на доску крепится картинка кошки и представляется учащимся: “ My neighbour`s cat is an angry cat. Слово “angry” выписывается на доске, а под ним несколько букв алфавита. Учитель обращается с вопросом к классу: “What can you say about this cat?”. Ученики могут предлагать свои примеры с любым прилагательным.
Например:
b – beautiful, blackc – curious, cleverd – dangerousf – fineg – goodk – kinds – smart
Как правило, только некоторые буквы остаются без прилагательного(j,y,z). Предлагаю ребятам поработать со словарём. Таким образом, они не только повторяют уже известные слова, но и узнают новые. На следующем уроке задание проверяется.
. ТРИЗ, или теории решения изобретательских задач была разработана группой инженеров под руководством Альтшулера.
Следующий приём ТРИЗ, который я применяю на своих уроках, составление загадок. Этот приём с большим успехом можно применять в младших классах, но и старшеклассники придумывают загадки с большим удовольствием. Загадка – это настоящее творчество, особенно, если она даётся на иностранном языке.
По методике разработчика ТРИЗ Нестеренко А.А. я составляю загадки сама и побуждаю для этого учеников. Вот некоторые примеры из них.
Загадка на систематизацию предметов по признакам.
Чтобы загадать какой-нибудь предмет, его надо описать по форме, цвету, из чего он сделан. Начинаем с самого простого:
It is small. It is green. It can jump and swim. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
It is smaller than the wall. But it is bigger than the window. It is brown or black.(sometimes green) .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Практически на каждом уроке при предъявлении новой лексики я используя различные рифмовки по всевозможным темам, которые придумываю сама или с детьми, а также беру из различных источников.
Так, я убедилась в том, что дети с трудом понимают какой вспомогательный глагол необходимо выбрать для построения вопросительного предложения – to do, to be, to have.
Я сочинила такие рифмовки:
Привыкли мы к трудуВыбирай глагол – to do!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Это означает – если кто-то занимается или не занимается какой-либо деятельностью, т.е. что-то делает или не делает, то нужно брать глагол to do.
Bee is busy I am freeВыбирай глагол – to be!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
У меня есть левВыбирай глагол – to have!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Создание речевых ситуаций с использованием изобразительной наглядности на уроках английского языка является существенным элементом. Это важная проблема, которая часто возникает в процессе формирования и развития речевых навыков и умений учащихся. В методике хорошо известен приём использования изобразительной наглядности для стимулирования высказываний учащихся. В своей практике я применяю целую серию ситуативных рисунков, которые помогают организовать речевую практику школьников и, которую я постоянно пополняю.
При распределении заданий следует учитывать уровень подготовки учащихся. Самостоятельное высказывание требует большой подготовительной работы. Ученики должны овладеть образцами речи и научиться пользоваться ими автоматизировано. Для этого нужна определённая система упражнений, самых эффективных, которые ведут прямо к цели. Прежде всего, необходимы подготовительные упражнения, в которых отрабатываются произношение слов, усваивается значение, употребление слов, их сочетаемость. Наиболее полезными подготовительными упражнениями являются следующие: произнесение, сопровождающиеся звуковым анализом, заучивание слов и словосочетаний по ассоциациям, упражнения в подборе слов, группировка слов по теме, составление словосочетаний и предложений, расширение предложений, заполнение пропусков, перевод словосочетаний и предложений.
Для того, чтобы перейти от подготовительных упражнений к высказыванию, нужны речевые упражнения, в которых учащимся даётся определённая ситуация, например, рассказ по картинкам или рассказ на заданную ситуацию. Вот некоторые из заданий, которые я использую на уроках.
Задание 1. “Любимое время года”
Подбери аргументы в пользу времени года, которое ты выбрал.
Придумай символ сезона и нарисуй его.
При ответах используй следующие выражения: “I think, I am sure, As for me I like, I do not think so
При оценке выполнения задания следует учитывать, не только убедительность аргументов, но и лаконичность, выразительность нарисованного символа сезона.
Заключение
Использование элементов развивающего обучения способствует снятию монотонности в работе, стимулирует познавательный интерес к изучению иностранного языка, повышению качества обучения. Совместная работа учителя с учащимися по составлению загадок, рифмовок, опорных таблиц, символов, презентаций развивает у детей наблюдательность, умение анализировать слова, сравнивать их с уже изученными, способствует закреплению материала различными способами и развивает творческие способности детей.
Считаю, что применяемые мною элементы развивающего обучения доступны, увлекательны и очень полезны для учащихся, так как помогают им усваивать новый лексико-грамматический материал и закреплять его в речевых сообщениях. Учебный процесс протекает в доверительной атмосфере, в сотрудничестве с учителем, избавляет от стрессовых ситуаций. Использование таких методов и приёмов дает ученикам понять, что они тоже могут творить и создавать своё, мыслить и фантазировать, составлять и придумывать новое. При этом у них развивается мыслительная деятельность, все виды памяти (зрительная, фонематическая, механическая и т.д.), аналитическое мышление, способность выделять главное, анализировать сопоставлять, обобщать и делать выводы. У детей возникает потребность выразить себя, реализовать свои способности, проявлять инициативу в творчестве. Они начинают самостоятельно сочинять рифмовки, загадки, картинки-символы, лексико-грамматические задания, презентации по различным темам.
Применение в работе элементов развивающего обучения позволяет сделать следующие выводы.
Повышается учебная мотивация к изучению английского языка.
Быстрее развиваются речевые способности учащихся, даже тех учащихся, которые с трудом усваивают иностранный язык.
Развивается активное самостоятельное мышление.
Заголовок 315