Эйдетические подходы в процессе обучения
Эйдетические подходы в процессе обучения учащихся
орфографическим навыкам
Добиться максимального успеха в учебном процессе – это значит привести методы обучения в соответствие с психолого-возрастными особенностями ребенка и, в частности, особенностями его мышления и памяти.
В детстве все исходные преимущества на стороне образного мышления.
Все мы знаем о том, что левое полушарие головного мозга оказалось ответственным за логическое (понятийное) мышление и речь. С правым полушарием связано и непосредственно чувственное восприятие, и ориентация в пространстве, и художественное мышление.
У детей от 3 до 7 лет в ситуации как непроизвольного, так и произвольного внимания активизируется преимущественно правое полушарие, и только с 10-ти летнего возраста – левое. Сдвиг асимметрии в сторону относительного преобладания левого полушария становится выраженным только к концу подросткового возраста. До этого периода (14-15 лет) способности к логическим формам мышления и восприятия абстрактных понятий у детей не развиты в достаточной степени.
Образное мышление при всем потенциальном богатстве недостаточно упорядочено и не востребовано у ребенка, оно остается «вещью в себе». «То, что могу, не требуется; то, что требуется, не могу».
Конкретно-образные методы восприятия помогают лучше осмыслить материал.
Преимущество запоминания, основанного на понимании, обнаруживается на всех сторонах процесса запоминания: на полноте, скорости, точности и и прочности.
Психологи говорят, что проблемы памяти не существует, если решена проблема восприятия. Умение мобилизовать образное мышление в момент восприятия новой учебной информации значительно облегчает ее понимание и запоминание.
Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. В связи с этим пришло время назвать особый вид памяти – эйдетический (от греческого слова «эйдос» - образ). Эйдетикой, - как утверждал Л.С. Выготский, - психологи называют новое направление учения о субъективных наглядных образах, наблюдавшихся у детей и подростков в определенной фазе их развития, а также сохраняющиеся иногда и у взрослых. Эйдетическая память – это особый вид памяти. Эйдетические или наглядные образы памяти являются результатом возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Они похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой наглядностью, которая не доступна обычному представлению.
Сущность эйдетического феномена заключается в том, что человек обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картинку или предмет.
Эйдетическое восприятие – это ключ, открывающий ребенку три большие человеческие сокровищницы – память, творчество, знание. Эйдотехника заменяет словесные методы овладения учебным материалом конкретно-образными методами.
Одной из главных причин низкого уровня грамотности является неумение дифференцировать правило, т.е. отличить его от других.
В данной методике используется пять основных способов создания опорных сигналов для памяти.
Способ 1. Опорный сигнал (ОС) выражен во мнемонической фразе, которая взята из реально существующего образа, явления или другой сущности реально существующего мира и адекватно изучаемому правилу.
Способ 2. ОС выражен в реально существующем, заранее всем известном физическом объекте или явлении действительности, сущность которого проявляется адекватно изучаемому правилу.
Способ 3. ОС выражен в традиционном графическом обозначении морфем слова, которые по внешней форме соответствуют реально существующим предметам.
Способ 4. ОС выражен в словах, в слогах, буквах, которые ставятся в соответствии со всеми правилами. Предмет, действие или явление отражают образную сторону объекта запоминания.
Способ 5. ОС выражен в случайных ассоциациях, которые помогают направить механизм запоминания в нужном направлении.