Рабочая программа по химии 9класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений и с учетом авторской программы О.С. Габриеляна « Химия 8-9».
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования по химии и рассчитана на 68 часов в год, по 2урока в неделю.
Учебно-методический комплект:
1. Габриелян, О. С. Химия-9: учебник ДЛЯ общеобразовательного учреждения [Текст] / О. С. Габриелян, - М.: Дрофа, 2013.
2. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9класс\сост. Н.П.Троегубова.- М.: ВАКО, 2011
Дополнительная литература:
1. Габриелян, О. С. Химия-9: настольная книга учителя [Текст] / О. С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2006.
2. Химия: тематическое и поурочное планирование по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химия-В» [Текст] / авт.-СОСТ. О. Р. Гуревич - М.: Дрофа, 2006.
3. Занимательные задания и эффектные опыты по химии [Текст] / авт.-СОСТ. Б. Д. Степин, Л. Ю. Аликберова. - М.: Дрофа, 2008
4. Мастер- класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением.- 2-е изд. Стереотип. –М.: Планета, 2010.
Формы текущего контроля знаний - контрольные работы. Контрольные работы составлены в форме тестов на основе дидактического материала Н.П.Троегубова «Контрольно-измерительные материалы. Химия-9»
Материал УМК полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программе основного общего образования для общеобразовательных учреждений, обязательному минимуму содержания, рекомендован МОиН РФ.
Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования.
Изучение химии в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Программа построена на дидактическом принципе развивающего обучения, реализованного через первоначальное изучение основ теоретического содержания науки с последующим переходом к их использованию при рассмотрении конкретного фактологического материала (химия элементов и их соединений).
Рабочая программа позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к химии. В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, деятельного подхода, системности.
Формы проведения учебных занятий: комбинированный урок, урок-лекция, урок контроля знаний, урок-семинар, практические занятия.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии, сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно-тематическое планирование по химии 9 класс
№ п.п.
Наименование разделов
Количество часов по программе
Теория
Практика
1
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класс
3
2
Металлы
15
Пр. раб. №1
К. р. №1
3
Неметаллы
22
Пр. раб. №2,3
К.р. №2
4
Первоначальные представления об органических веществах
12
Пр. раб. №4
5
Химия и жизнь
4
Пр. раб. №5,6
6
Повторение основных вопросов курса 9 класса
2
Пр. раб. №7
К.р. №3
Итого
6 разделов
58
10
Календарно-тематическое планирование по химии 9 класс
№
п/п
Тема урока
Кол.
часов
Демонстрации
Лабораторные опыты
Элементы содержания
Ученик должен
знать
Ученик должен уметь
Формы контроля
Дата
Кор. даты
Раздел 1. Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса (3 часа)
1
Вводный инструктаж по ТБ
Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе.
1
Д. Химические соединения количеством вещества в 1 моль
Атомы и молекулы.
Химический элемент.
Относительные атомная и молекулярная массы.
Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева
Группы и периоды периодической системы.
Характеристика элемента- металла. Характеристика элемента- неметалла.
Знать важнейшие химические
понятия: химический элемент, атом, вещество, молекула относительная атомная и молекулярная массы
Уметь: объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И.Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и малых подгрупп, характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
2
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений.
1
Д. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Основные классы неорганических веществ.
Понятие амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия.
Знать: химические свойства основных классов неорганических веществ, возможность
протекания реакций ионного обмена
Уметь:записывать
уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, составлять электронный баланс для ОВР,составлять формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций, определять окислитель и восстановитель.
3
Генетические ряды металлов и неметаллов. Значение Периодического закона Д.И.Менделеева
1
Д.Образцы типичных металлов и неметаллов
Генетические ряды металла и неметалла. Классификация химических элементов. Понятие о переходных элементах.
Знать: положение металлов и неметаллов в ПСХЭ, отличие физических свойств Ме и НеМе, значение ПЗ для науки и практики.
Уметь: составлять генетические ряды металлов и неметаллов, писать уравнения реакций химических свойств Ме и НеМе
Раздел 2. Металлы (17 часов)
4
Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. Физические свойства металлов.
1
Л. Знакомство с образцами металлов и сплавов (по коллекции). Таблицы: «Относительная твердость некоторых металлов», «Плотность металлов»
Простые и сложные вещества.
Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома.
Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная и металлическая).
Физические свойства металлов простых веществ.
Знать: положение металлов в ПС, физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск,твердость, плотность
Уметь:
характеризовать металлы на основе их положения в ПС и особенности строения их атомов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с металлами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту
5
Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза)
1
Сплавы и их классификация. Черные металлы: чугуны и стали. Цветные металлы. Характеристика сплавов, их свойства. Значение важнейших сплавов.
Знать
классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов
Уметь
описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов.
6
Химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями.
1
Д. Горения магния.
Условия и признаки химических реакций.
Восстановительные свойства металлов. Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами.
Знать общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.
Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжений металлов для характеристики химических свойств.
7
Химические свойства металлов. Ряд активности металлов.
1
Л. Растворение железа и цинка в соляной кислоте. Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия с растворами кислот и солей. Металлотермия.
Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжений металлов для характеристики химических свойств.
8
Металлы в природе, общие способы получения металлов.
1
Л. Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Самородные металлы. Минералы. Руды. Металлотермия.
Знать основные способы получения металлов в промышленности.
Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов.
9
Общие понятия о коррозии металлов
1
Коррозия металлов, способы защиты металлов от коррозии.
Знать причины и виды коррозии металлов.
Уметь объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии металлов в быту.
10
Щелочные металлы.
1
Д. Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения. Строение атомов элементов главной подгруппы первой группы.
Уметь: Характеризовать химические элементы натрий и калий по их положению в ПСХЭ и строению атомов, составлять уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия.
11
Соединения щелочных металлов.
1
Л. Распознавание катионов натрия и калия по окраске пламени.
С.D «Виртуальная лаборатория»
Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли. Природные соединения щелочных металлов.
Знать
применение соединений
Уметь характеризовать свойства важнейших соединений щелочных металлов.
12
Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы.
1
Д. Горение магния.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения. Строение атомов щелочноземельных металлов. Физические свойства. Химические свойства.
Знать важнейшие соединения щелочноземельных металлов
Уметь: характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атомов, составлять уравнения химических реакций (ОВР).
13
Важнейшие соединения щелочноземельных металлов.
1
Л. Распознавание катионов кальция и бария ( растворы солей кальция и бария, серной кислоты, карбоната натрия, пробирки) Взаимодействие оксида магния скислотами.
Знать важнейшие соединения щелочноземельных металлов.
Уметь: на основании знаний химических свойств важнейших соединений щелочноземельных металлов осуществлять цепочки превращений, характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов.
14
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
1
Д. Взаимодействие алюминия с кислотами.
Строение атома. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Природные соединения алюминия и способы его получения. Области применения алюминия.
Знать химические свойства, природные соединения алюминия, применение алюминия и его соединений.
Уметь характеризовать химический элемент алюминий по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома, характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия
15
Соединения алюминия
1
Д. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
Строение молекул.
Знать природные соединения алюминия, применение алюминия и его соединений.
Уметь характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия.
16
Железо, его строение, физические и химические свойства.
1
Л. Знакомство с образцами руд и сплавов железа (коллекции). Растворение железа в соляной кислоте.
Понятие о валентности и степени окисления. Железо. Физические и химические свойства железа. Железо в природе, минералы железа.
Уметь: составлять схему строения атома, записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа, осуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы Fe (2+) и Fe (3+) с помощью качественных реакций.
17
Генетические ряды железа(2) и железа (3). Важнейшие соли железа.
1
Л. Получение гидроксида железа +2 и +3 и изучение их свойств.
Оксиды, гидроксиды и соли железа. Роль химического элемента железа в жизнедеятельности живых организмов.
Знать
химические свойства соединений железа(2и3)
18
Инструктаж по ТБ
Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств»
1
Химическая реакция.
Реакции ионного обмена.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, распознавать опытным путем соединения металлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.
П.Р.№1
19
Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»
1
Д. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций
Знать: строение атомов металлических элементов, физические и химические свойства, применение металлов и их важнейших соединений.
Уметь: составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений.
20
Контрольная работа 1 «Металлы»
1
Уметь: составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений.
К.Р.№1
Раздел 3. Неметаллы (25 часов)
21
Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон.
1
Д. Образцы неметаллов
Кислород. Озон.
Вода
Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная и металлическая).
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот,
солей.
Знать:
Положение неметаллов в ПСХЭ, строение атомов- неметаллов, физические свойства.
Уметь:
характеризовать свойства неметаллов, давать характеристику элементам – неметаллам на основе их положения в ПСХЭ, сравнивать неметаллы с металлами.
22
Водород, физические и химические свойства, получение и применение
1
Строение атома.
Водород. Водородные соединения неметаллов.
Получение, собирание, распознавание газов.
Уметь: характеризовать химический элемент водород по его положению в ПСХЭ, составлять уравнения реакций (ОВР) химических свойств водорода.
23
Галогены. Хлороводород.
1
Д. Образцы галогенов «Возгонка йода» (видео). Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Строение атомов галогенов и их степени окисления. Физические свойства галогенов. Химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей и галогенов.
Знать строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.
Уметь: составлять схемы строения атомов, на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР.
24
Соединения галогенов.
1
Л. Распознавание хлорид-анионов
Д. Распознавание соединений хлора.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии
Галогены.
Галогеноводородные кислоты и их соли. Природные соединения галогенов.
Знать
качественную реакцию на хлорид-ион
Уметь:
характеризовать свойства соединений галогенов, распознавать опытным путем раствор соляной кислоты среди других кислот
25
Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.
1
Л. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, нитратами, карбонатами, силикатами
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Знать способы получения галогенов.
Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. Иметь навыки: осуществления цепочек превращений, составления
различных уравнений реакции.
26
Кислород, физические и химические свойства, получение и применение
1
Л. Знакомство с образцами природных оксидов
Относительные атомная и молекулярная массы.
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Кислород в природе. Химические свойства. Дыхание и фотосинтез.
Знать: способы получения кислорода, значение кислорода в атмосфере ив жизнедеятельности человека.
Уметь записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами.
27
Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (Vl)/
1
Д. Аллотропия серы.
Условия и признаки химических реакций.
Сера. Оксиды серы. Строение атомов серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе: самородная, сульфидная и сульфатная. Биологическое значение серы. Применение серы.
Уметь: характеризовать химический элемент по положению в ПСХЭ Л.И.Менделеева и строения атома записывать уравнения реакций серы с металлами, кислородом и другими неметаллами.
28
Серная кислота и ее соли.
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
1
Л. Распознавание сульфат-анионов. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора
Относительные атомная и молекулярная массы.
Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Методы анализа веществ.
Знать: свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД, качественную реакцию на сульфат-ион, окислительные свойства концентрированной серной кислоты в свете ОВ
Уметь записывать уравнения реакций в ионном виде и с точки зрения ОВР.
29
Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме.
1
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: массовой доли растворенного вещества в растворе.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:
массовой доли химического элемента в веществе.
Уметь: вычислять массовую долю химического элемента в формуле, массовую долю вещества в растворе, количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов, или продуктов реакции.
30
Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота.
1
Классификация химических реакций по различным признакам:
числу и составу исходных и полученных веществ;
изменению степеней окисления химических элементов;
поглощению или выделению энергии. Азот.
Знать круговорот азота в природе (корни культурных и бобовых растений с клубеньками
Уметь писать уравнения реакций в свете представлений об ОВР
31
Аммиак
1
Д. Получение, собирание и распознавание аммиака.
Окислительно-восстановительные реакции.
Окислитель и восстановитель. Аммиак.
Получение газообразных веществ. Свойства аммиака: взаимодействие с водой, кислотами, кислородом. Получение, собирание и распознавание аммиака.
Знать: строение молекулы
аммиака, донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония, свойства аммиака: взаимодействие с водой, кислотами,
Уметь описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его
физиологическое воздействие на организм.
32
Соли аммония
1
Л. Распознавание катионов аммония.
Соли аммония. Методы анализа веществ. Разложение солей аммония.
Знать строение,
свойства и применение солей аммония.
Уметь распознавать ион аммония,.
33
Кислородные соединения азота.
1
Оксиды азота.
Знать строение,
свойства и применение солей аммония.
Уметь писать реакции, доказывающих их свойства с точки зрения ОВР.
34
Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
1
Азотная кислота и ее соли. Взаимодействие концентрированной и разбавленной азотной кислоты с медью. Применение азотной кислоты.
Знать свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.
Уметь писать реакции взаимодействия концентрированной и разбавленной азотной кислоты с металлами.
35
Фосфор. Оксид фосфора(5). Ортофосфорная кислота и ее соли.
1
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли. Аллотропия фосфора.
Знать: строение атома, аллотропные видоизменения, свойства, применение, применение фосфора.
Уметь писать уравнения реакций образования фосфидов, фосфина, оксида фосфора(5), свойства фосфорной кислоты.
36
Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме подгруппа азота.
1
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:
массовой доли химического элемента в веществе;
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: массовой доли растворенного вещества в растворе;
Уметь вычислять массовую долю химического элемента в формуле, массовую долю вещества в растворе, количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов, или продуктов реакции.
37
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода.
1
Д. Кристаллические решетки алмаза и графита
Атомы и молекулы.
Углерод. Алмаз, графит.
Химические свойства углерода.
Знать и уметь
характеризовать свойства углерода
Уметь составлять схемы строения атома.
38
Кислородные соединения углерода
1
Л. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на соли угольной кислоты.
Знать качественные реакции на углекислый газ и карбонаты. Знать физиологическое действие на организм угарного газа.
Уметь писать уравнения реакций, отражающие свойства оксидов углерода.
Уметь оказать первую помощь при отравлении.
39
Инструктаж по ТБ. Практическая работа 2 «Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа)
1
Л. Качественная реакция на карбонат-ион
Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Получение газообразных веществ.
Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, получать и собирать газы: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ и аммиак.
40
Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.
1
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты. Биологическое значение кремния. Свойства кремния: полупроводниковые, взаимодействие с кислородом, металлами, щелочами.
Знать свойства, значение соединений кремния в живой и неживой природе.
Уметь составлять формулы соединений кремния, уравнения реакций, иллюстрирующие свойства кремния и силикатов.
41
Решение задач и упражнений.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа углерода»
1
Количество вещества, моль.
Молярный объем.
Уметь производить вычисления количества вещества, объема или массы по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции,
содержащих примеси.
42
Инструктаж по ТБ
Практическая работа 3 Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств
1
Реакции ионного обмена.
Проведение химических реакций в растворах. Приготовление растворов. Правила техники безопасности при выполнении данной работы.
Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, распознавать растворы кислот и щелочей, сульфат-, хлорид-, карбонат- ионы и ионы аммония, писать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
П.Р.№3
43
Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы»
1
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Уметь производить вычисления массы и объемов продуктов реакции с определенной долей выхода.
44
Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы
1
Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Уметь: писать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде, производить вычисления массы и объемов продуктов реакции с определенной долей выхода.
45
Контрольная работа 2 «Неметаллы»
1
Знать
строение и свойства изученных веществ.
Уметь выполнять упражнения и решать задачи.
К.Р.№2
Раздел 4. Первоначальные представления об органических веществах (13 часов)
46
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
1
Д. Модели молекул органических соединений.
Строение молекул. Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Понятие об изомерии и гомологическом ряде.
Знать особенности органических соединений, валентность, степень окисления элементов в соединении.
Уметь определять изомеры и гомологи.
47
Предельные углеводороды (метан, этан)
1
Д. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки, горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Углеводороды: метан, этан, этилен. Номенклатура алканов. Особенности физических и химических свойств.
Знать понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд, изомерия.
Уметь: записывать структурные формулы изомеров и гомологов, давать названия изученным веществам.
48
Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи.
1
Д. Образцы изделий из полиэтилена, качественные реакции на этилен.
Углеводороды: этилен. Химическое строение молекулы этилена.
Знать понятия: непредельные углеводороды, гомологический ряд, изомерия.
Уметь: записывать структурные формулы изомеров и гомологов, давать названия изученным веществам.
49
Инструктаж по ТБ
Практическая работа 4. «Изготовление моделей углеводородов»
1
Шаростержневые и другие виды моделей молекул веществ. Валентные углы, длины связей.
Уметь изготовлять модели молекул углеводородов на основе знаний химического строения молекул.
П.Р.№4
50
Решение задач и упражнений.
1
Уметь применять навыки решения расчетных задач, полученные в курсе неорганической химии, при работе с формулами органических соединений.
51
Спирты (метанол, этанол, глицерин)
1
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Уметь описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта.
52
Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. Сложные эфиры.
1
Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Знать реакцию этерификации и формулы сложных эфиров.
Уметь характеризовать типичные свойства уксусной кислоты.
53
Биологические важные вещества: жиры
1
Биологические важные вещества: жиры, углеводы, белки. Жиры как сложные эфиры. Растительные и животные жиры, их применение. Понятие о мылах, синтетических моющих средствах.
Иметь представление о биологически важных органических веществах: жирах как сложных эфирах глицерина и жирных кислот.
54
Биологические важные вещества: белки. Аминокислоты.
1
Д. Качественные реакции на белки
Аминокислоты. Получение и свойства аминокислот. Уровни организации структуры белка. Свойства белков и их биологические функции. Качественные реакции.
Иметь первоначальные сведения о белках их роли в живом организме.
55
Биологические важные вещества: углеводы
1
Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Глюкоза и фруктоза. Сахароза. Крахмал. Целлюлоза.
Иметь первоначальные представления: о строении углеводов, глюкозе, ее свойствах и значении
56
Представление о полимерах на примере полиэтилена.
1
Д. Образцы изделий из полиэтилена.
Представление о полимерах на примере полиэтилена.
Иметь первоначальные сведения о полимерах на примере полиэтилена.
57
Решение задач по теме «Первоначальные представления об органических веществах
1
Молярная масса. Молярный объем. Количества вещества.
Уметь: писать уравнение реакций, решать простейшие цепочки превращений, вычислять массы, объемы, количества вещества по формулам органических соединений и уравнениям реакций.
58
Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соединения»
1
Экспериментальное изучение химических
свойств неорганических и органических веществ.
Знать формулы метана, и его ближайших гомологов, этилена и его ближайших гомологов.
Уметь: писать уравнение реакций, решать простейшие цепочки превращений, вычислять массы, объемы, количества вещества по формулам органических соединений и уравнениям реакций
Раздел 5. Химия и жизнь (6 часов)
59
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
1
Д. Образцы строительных и поделочных материалов.
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химические реакции в ОС. Роль химии в жизни современного человека.
Уметь использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с веществами и минералами.
60
Химия и здоровье. Химические элементы в клетках живых организмов.
Практическая работа №5 «Знакомство с образцами лекарственных препаратов»
1
Д. Образцы лекарственных препаратов.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Правила техники безопасности при выполнении данной работы.
Иметь представления о лекарственных препаратах, их применении.
Уметь: использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами, оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека.
П.Р.№5
61
Бытовая химическая грамотность. Практическая работа № 6 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены»
1
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Знать влияние синтетических моющих средств на водную среду
Уметь: использовать приобретенные знания и умения для критической оценки информации о веществах, используемых в быту, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с веществами и материалами.
П.Р.№6
62
Химия и пища.
1
Д. Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: обоснование основных принципов здорового питания.
63
Природные источники углеводородов и их применение.
1
Д. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Иметь представление о природных источников углеводородов и способах их переработки
64
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
1
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Виды химического загрязнения гидросферы, атмосферы, почвы и его последствия.
Уметь различать экологические проблемы вокруг нас и экологически грамотно вести себя в окружающей среде
Раздел 6. Повторение основных вопросов курса 9 класса ( 4 часа)
65
Инструктаж по ТБ. Практическая работа
№ 7 «Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений»
1
Простые и сложные вещества, металлы, неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли. Строение, номенклатура неорганических соединений.
Знать химические свойства основных классов неорганических веществ.
Уметь
экспериментальным путем демонстрировать генетическую связь, писать уравнения реакций.
П.Р.№7
66
Контрольная работа 3 «Генетическая связь неорганических веществ»
1
Основные классы неорганических веществ
Знать важные химические понятия и законы: химический элемент, атом, молекула, относительная
атомная и молекулярная массы, ион, основные классы неорганических соединений
Уметь давать названия соединениям писать уравнения реакции распознавать кислоты, основания, соли, вычислять
массовую долю примесей, массу, объем, количества вещества по уравнению реакции.
К.Р.№3
67
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома
1
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Знать
химический элемент, атом, молекула, относительная
атомная и молекулярная массы, ион.
Уметь определять химический элемент в ПСХЭ, составлять схемы строения атомов 1-20 элементов.
68
Классификация и свойства неорганических и органических веществ.
1
Основные классы неорганических веществ.
Знать классификацию органических и неорганических веществ.
Уметь распознавать органические и неорганические вещества, давать название веществам.
Итого
68
10
13PAGE 15
13PAGE 143015
Заголовок 115