Статья на тему УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТИПА ВНД СТУДЕНТОВ И ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: 37.015.31
Учет особенностей типа ВНД студентов и проблема мотивации учебной деятельности
Шаваева Л.С., Шаваева Ф.И., Энеева М.И.
Колледж информационных технологий и экономики, Россия, Кабардино-Балкарская республика, г.Нальчик
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова», Россия, Кабардино-Балкарская республика, г.Нальчик
E-mail: t-sh-f80@mail.ruВ современной психологии проблемы учения рассматривается с позиции теории деятельности. В общей структуре деятельности выделяют четыре основных компонента: мотивы, задачи, действия, операции, и если исходить из того положения, что процессы учения имеют форму деятельности, то необходимо определить специфику их задач, действий, операций и, в особенности, мотивов. В настоящей работе предпринята попытка исследования способа повышения успеваемости студентов путем воздействия на их мотивы через основные свойства ВНД.
Shavaeva L.S., Shavaeva F.I., Eneeva M.I.
Peculiarities of the higher nervous activity of the students, and the problem of the educational activity motivation
In modern psychology the problems of learning are considered according to theory of activity. There are four main components in the structure of activity, they are: motives, aims, actions and operations. And proceeding from the thesis, that the processes of learning are like the activity, we must determine the peculiarity of their aims, actions and operations, especially, motives. In this work we tried to investigate the method of student`s progress increasing in learning, influencing to their motives through the main features of higher nervous system.
Под мотивом понимается в той или иной мере осознанные факторы, определяющие выбор цели его действия. Объект, ставший целью деятельности, начинает уже существовать в сознании человека в виде идеального психического образа того, чего еще нет, но должно быть достигнуто в результате деятельности.
Течение процесса деятельности зависят не только от человека, но и от внешние факторов, поэтому, мотивация учебной должна рассматриваться как продукт изменения и развития внешних и внутренних ее условий. Соотношение влияния на мотивацию человека индивидуальных качеств и отдельных внешних обстоятельств раскрывает теория мотивации достижения, предложенная Дж.Аткинсоном и Д.Мак-Клелландом основной посылкой которой является утверждение, что мотивация складывается как исходя из устойчивых надситуативных диспозиций личности, так и из внешних , ситуативных факторов. Согласно этой теории обучаемый при решении той или иной учебной задачи либо ориентирован на достижение успеха, либо у него доминирует диспозиция к избеганию неудачи, при этом было установлено, что человек с преобладанием той или иной диспозиции достигает наиболее высоких результатов деятельности при каком-то определенном уровне установки, направленной на достижение цели.
Доминирование той или иной диспозиции, наряду с другими факторами может быть связано с индивидуальными особенностями типа ВНД, в частности, с показателем силы-слабости нервной системы. Обучаемые с более сильной нервной системой были более ориентированы на успех, испытуемые с более слабой нервной системой отличались большой устремленностью к избеганию неудачи. Другими словами, формирование мотива достижения или мотива избегания во многом может быть обусловлено индивидуальным особенным механизмом саморегуляции, который в свою очередь, в известной степени определяется свойствами нервной системы, в особенности ее силой- слабостью.
Понятие о типах и свойствах ВНД (или, что то же самое, типах и свойствах нервной системы) введено в науку И.П.Павловым. Он выделяет три основных свойства нервной системы [1]:
сила основных нервных процессов - это способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяемое возбуждение;
уравновешенность (равновесие) - свойство НС, выражающееся в балансе по длительности, со скорости актуализации и интенсивности протекания процессов возбуждения и торможения;
подвижность является в основном динамической характеристикой нервной системой, определяющей скорость переделки знаков раздражителей.
Сила или слабость, как основное свойство ЦНС, переопределяет, наряду с другими факторами, индивидуальные особенности механизмов саморегуляции человека.
Рассматривая процессы саморегуляции в сфере учебной деятельности, можно усмотреть цепочку взаимосвязанных процессов, образующих, замкнутый контур механизма саморегуляции. Так, расхождение между образом цели, т.е. того, что должно быть достигнуто, и образом существующей ситуации порождает в сознании студента образ задачи. Представление о возникшей задаче соотносится с актуализированным из памяти представлении об успешности решения подобных задач в прошлом. На основе такого соотнесения складывается представление о неопределенности данной задачи, в соответствии с которой, под формирующим влиянием внешних и внутренних условий гностических действий организуется информационная база и образ задачи доводится до такого уровня обобщения, который позволяет разрешить возникшую в ней неопределенность.
В соответствии со сказанным, можно утверждать, что выделяя отдельные звенья механизма саморегуляции студентов и адресно воздействуя на них, педагог может добиться повышения уровня успеваемости обучаемых.
Свойство силы - слабости закономерно определяет личностную тревогу, переходящую в реактивную (Тр), субъективную вероятность достижения цели урока (Рд.ц.), а так же степень уверенности в правильности совершаемых действий - как физических, так и гностических. Указанные характеристики предопределяют диспозицию, склонную либо к достижению цели, либо к избеганию неудачи. Поэтому, педагог, воздействуя на такие компоненты схемы саморегуляции как тревога, вероятность достижения цели урока, уверенность в правильности совершаемых действий, путем изменения структурно - логического содержания учебного материала и его эмоциональной значимости, может формировать у обучаемых некоторый оптимальный уровень мотивационной установки. В поставленном эксперименте уровень мотивационной установки определялся по специально разработанной методике [2], суть которой состоит в том, что испытуемым на контрольном мероприятии предлагаются три разных по сложности задания. Степень сложности выбирается самими студентами. Выбор определяет их уровень притязаний Рп, который рассматривается как индивидуальная характеристика личности формирующая на базе психических качеств в процессе обучения и во многом определяется целью учебной деятельности и, следовательно, мотивационной установкой. Отношения Рр/Рп, где Рр - балл, полученный за выполненное задание, выражает относительную оценку мотиваций испытуемого в группе с одинаковым уровнем притязаний. Умножая ее на коэффициент сложности К=Рп+Рр, для осуществления дифференциаций всего контингента испытуемых получаем формулу:
Коэффициент Км изменяется в пределах от 1 до 10 и из анализа результатов вытекает следующая определенность: при 1<Км<5 - у обучаемых складывается формальный мотив достижения успеха; при 5<Км<7 - мотив избегания; при 7<Км<10 - мотив достижения цели.
Формальная мотивационная установка на достижение успеха наблюдается у студентов с сильной нервной системой, которым свойственны низкий уровень реактивной тревоги, высокая степень уверенности в правильности совершаемых действий, завышенная субъективная вероятность достижения цели. Обучаемые с сильной нервной системой не мобилизуются в несложных ситуациях, но в экстремальных условиях способны к быстрой самоорганизации. В этом случае увеличение меры неопределенности учебной задачи увеличивает уровень тревоги студента; личностно - ориентированная отрицательная оценка снижает субъективную вероятность достижения цели; выражение сомнения учителем уменьшает его уверенность, что способствует полной актуализации познавательных процессов.
Мотив избегания присущ студентам со слабой нервной системой, для которых характерны высокий уровень реактивной тревоги, низкая субъективная вероятность достижения цели, низкая степень уверенности в правильности совершаемых действий. Усложнение учебной ситуации, увеличение ее неопределенности приводит к демобилизации. В этом случае снижение эмоциональной значимости учебной ситуации снижает уровень реактивной тревоги; актуализация личного положительного опыта увеличивает субъективную вероятность достижения цели занятия; своевременная небольшая операциональная подсказка увеличивают степень уверенности.
Итак, из сказанного можно резюмировать, что тип ВНД, обусловленный силой - слабостью нервной системы, может предопределять индивидуальные особенности механизмов саморегуляции студента во время занятий, которые существенно определяют динамику и эффективность его познавательной активности. Адресно воздействуя на отдельные звенья механизма саморегуляции можно переформировать у обучаемого формальный мотив достижения успеха или мотив избегания в устойчивую мотивационную установку на достижение цели урока, которая ведет мобилизации психических процессов восприятия, памяти, мышления, усиливает его рабочую доминанту, повышает активность. Описанные изменения психологических компонент механизма саморегуляции студента повышают продуктивность учебной деятельности, иными словами ведут к росту успеваемости.
Литература
Павлов И. П., Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож, Полн. собр. соч., т. 3, кн. 2, М.—Л., 1951.
Шаваева Ф.И. Об одной методике определения уровня мотивации учебной деятельности. Сборник работ IV международной научно-практической конференции «Молодые ученые в решении актуальных проблем науки», Владикавказ, 2013.