Методическая разработка «Влияние уровня тревожности подростков на эффективность их интеллектуальной деятельности»

Влияние уровня тревожности подростков на эффективность их интеллектуальной деятельности.

Актуальность темы обусловлена тем, что подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. Переход к нему характеризуется глубокими изменениями всех сторон личности ребенка.
Интеллектуальная сфера достигает такого уровня, что подросток оказывается практически готовым к выполнению умственной работы взрослого человека. В этот период идет совершенствование психических процессов, развитие общих и специальных способностей, мышления, познавательной сферы.
Большое влияние на личность подростка и его интеллектуальную сферу оказывает тревожность – широко распространенный феномен нашего времени. Это черта личности, характеризующая ее эмоциональную сферу. Высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия и вызывается невротическим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями.
Однако тревожность не является изначально негативной чертой личности. Оптимальный ее уровень – естественное и необходимое условие личностной активности.
Выбор в качестве темы исследования проблемы связи интеллектуальной деятельности с личностными особенностями подростков обусловлен как актуальностью данной проблемы, так и недостаточной ее разработкой.
Целью исследования стало выявление связи уровня личностной тревожности подростков с успешностью их интеллектуальной и учебной деятельности.
Объект исследования – взаимосвязь уровня личностной тревожности на успешность выполнения интеллектуальной деятельности подростков.
Предмет исследования – интеллектуальная деятельность и тревожность подростков.
Гипотеза исследования состоит в том, что высокий уровень личностной тревожности подростков приводит к снижению эффективности их интеллектуальной деятельности.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) определение уровня тревожности учащихся подросткового возраста;
3) установление связи между уровнем тревожности и успеваемости школьников;
4) выявление зависимости между уровнем тревожности и степенью интеллектуального развития подростков;
5) разработка методических рекомендаций по проведению психокоррекции тревожности в подростковом возрасте.
Методологической основой исследования являются: психоаналитические теории З. Фрейда, К. Хорни, теория дифференциации эмоций К. Изарда, концепции отечественных психологов: А.М. Прихожан, В.В. Суворова, Н.Д. Левитова, Ф.Б. Березина и других.
Методами исследования были выбраны:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
психодиагностические методы;
-интегративный тест тревожности Бизюка, Вассермана, проективная методика «Несуществующее животное», методика диагностики уровня усвоения научных понятий и уровня интеллекта у подростков Анохиной,
качественный и количественный анализ данных с помощью статистистического метода линейной корреляции Браве-Пирсона

Данное исследование проводилось с декабря 2013 г. по февраль 2014 г. на базе ГОБУ СПО ВО «Семилукский государственный технико-экономический колледж». В нем принимали участие 58 обучающихся в возрасте с 16 по 17 лет. Из них 35 девочек и 23 мальчика.

В ходе проведенного исследования были выявлены уровень личностной тревожности подростков и интеллектуального развития испытуемых, результаты которых представлены в таблице 1 раздаточного материала. Распределение испытуемых по уровню тревожности отражено в виде диаграммы 1.
К первой группе относятся обучающиеся с низким уровнем тревожности, их 20%, с высоким уровнем тревожности – 30%, нормативный показатель тревожности имеет половина испытуемых подростков.
Средний балл успеваемости каждого испытуемого представлен в таблице 2. Графическое распределение подростков по школьной успешности отражено в диаграмме 2.
Анализ результатов успеваемости испытуемых показал, что по успешности их также можно разделить на три группы:
1 группа – подростки со средним баллом от 3 до 3,5: 26% всех испытуемых;
2 группа - подростки со средним баллом от 3,5 до 4,5: 57% всех испытуемых;
3 группа - подростки со средним баллом от 4,5 до 5: 17% всех испытуемых
Полученные в ходе исследования результаты позволили сделать следующие выводы.
1. Анализ результатов испытуемых позволил выделить среди них три группы в соответствии с уровнем их личностной тревожности и успешностью их интеллектуальной деятельности.
Для подростков, входящих в 1 группу, характерны высокий и нормативный уровень тревожности, низкий показатель интеллектуального развития.
Для подростков 2 группы характерен более низкий по сравнению с нормативным уровнем тревожности и средний показатель интеллектуального развития.
Для подростков 3 группы характерны как низкий уровень тревожности, так и наиболее высокий показатель интеллектуального развития.
Затем нами был вычислен коэффициент линейной корреляции Браве-Пирсона.
2. Использование линейного метода корреляционного анализа Браве-Пирсона позволил установить достаточно выраженную отрицательную корреляцию между уровнем тревожности испытуемых и показателем их интеллектуального развития. Таким образом, нами было установлено, что чем выше уровень тревожности подростка, тем ниже показатель уровня его интеллектуального развития.
3. Анализ успеваемости обучающихся как показателя эффективности их интеллектуальной деятельности показал, что высокая тревожность оказывает не нее негативное воздействие, дезорганизует и нарушает ее направленность и продуктивность.
Полученные результаты имеют непосредственно практическое значение. Подтверждается необходимость индивидуально-личностного подхода преподавателя к учащимся. Подростки, показавшие высокие уровни тревожности, относятся к группе риска, им необходимо оказывать компетентную психологическую помощь. Кроме того, они нуждаются в щадящем режиме учебы и очень тактичном, внимательном отношении педагога.
Предложенные нами практические рекомендации могут быть полезны для психологов и педагогов общеобразовательных учреждений.










Показатели уровня тревожности и уровня интеллектуального развития испытуемых.

Ф.И.О
ИТТ-е станайны
ИТТ-л станайны
Уровень интеллектуального развития - балл


Аглодина Е.
3
2
56


Антонова Ю.
5
3
52


Бавыкин А.
6
5
54


Басландзе А.
8
7
46


Бережная Ю.
1
1
62


Богданова К.
6
4
55


Дмитриева А.
2
2
52


Елфимов Р.
7
7
32


Зеленина Е.
3
2
57


Камынина Р.
6
6
56


Карташов Д.
5
3
45


Кашкина Е.
1
1
56


Котова В.
4
4
50


Лашкевич В.
5
2
40


Махонона В.
7
7
28


Мещерякова В.
5
6
47


Михайлова А.
5
1
56


Назаренко К.
2
1
42


Нестеров Д.
5
4
42


Ничуговская Е.
3
4
56


Овчинников С.
7
7
35


Петровская Л.
4
6
37


Таранин Р.
1
6
32


Турищева М.
6
6
52


Чумакова Е.
7
6
48


Шедогубова В.
5
6
28


Зайцев А.
6
6
41


Шушпанова А.
7
6
43


Иванова О.
7
5
53


Попов Н.
5
5
56


Рябцев А.
2
5
57


Соболев М.
5
5
38


Кутузов А.
1
1
56


Курочкина К.
4
6
39


Говорухо В.
5
6
38


Авдошин Н.
5
6
57


Дудов В.
8
7
46


Зайцев И.
6
8
34


Добрынин Н.
5
6
52


Бородкин В.
7
9
21


Арабаджи И.
5
6
29


Полухина К.
8
6
42


Куликов В.
1
2
61


Станаев М.
1
7
41


Гузеева Е.
5
5
60


Жесткова А.
8
7
27


Полякова А.
4
6
40


Сорока С.
8
8
36


Катаева И
8
9
33


Бабайцева С.
5
8
43


Поваляева Т.
6
5
42


Куксова Е.
5
5
44


Воронина М.
5
6
42


Кузнецова Е.
2
2
50


Михайлова А.
6
6
49


Клименкова А.
5
6
34


Орехов С.
3
6
31


Зинковский М.
1
1
55


Диаграмма 1- Зависимость между уровнем тревожности и уровнем интеллектуального развития.
Y
9
8
7
6
5
4
3
2
1
31-32 37-38 43-44 49-50 55-56 61-62 70 Х
Где по оси х – уровень интеллектуального развития, по оси – у – уровень тревожности испытуемых.
Кроме того, ограниченное время, которое было дано на выполнение каждого субтеста (штура) методики диагностики уровня интеллектуального развития, явилось, на наш взгляд, фактором, создающим ситуацию фрустрации, что и отразилось на результатах высокотревожных обучающихся.
Важным показателем интеллектуального развития является средний балл успеваемости, который показывает успешность интеллектуальной деятельности испытуемых в ситуации оценки их компетентности, приведенный в таблице.

Средний балл успеваемости испытуемых.

Ф.И.О
Математика
Рус.яз
Геометрия
Физика
География
Ср. балл
с учетом др.пред.


Аглодина Е.
4
5
4
5
5
4,5


Антонова Ю.
5
5
5
4
5
4,6


Бавыкин А.
4
4
4
4
5
4,2


Басландзе А.
4
4
4
4
4
4


Бережная Ю.
5
5
5
5
5
4,9


Богданова К.
5
5
4
4
5
4,5


Дмитриева А.
4
4
4
4
5
4,2


Елфимов Р.
3
3
3
3
4
3,1


Зеленина Е.
4
4
4
5
5
4,3


Камынина Р.
5
5
5
4
5
4,6


Карташов Д.
4
4
4
3
4
3,8


Кашкина Е.
5
5
4
4
5
4,5


Котова В.
4
4
4
4
4
4


Лашкевич В.
3
3
3
4
4
3,3


Махонона В.
3
3
3
3
4
3,1


Мещерякова В.
4
4
3
3
4
3,6


Михайлова А.
4
4
4
5
5
4,3


Назаренко К.
3
3
3
3
4
3,3


Нестеров Д.
4
4
4
3
4
3,8


Ничуговская Е.
5
4
4
5
5
4,6


Овчинников С.
3
3
3
3
4
3,3


Петровская Л.
3
4
3
3
4
3,5


Таранин Р.
3
3
3
3
3
3


Турищева М.
4
4
4
4
5
4,1


Чумакова Е.
4
4
4
4
5
4,3


Шедогубова В.
3
3
3
4
4
3,5


Зайцев А.
4
4
4
3
4
3,8


Шушпанова А.
4
3
4
4
4
3,9


Иванова О.
4
5
4
4
5
4,4


Попов Н.
4
4
5
5
5
4,6


Рябцев А.
5
5
5
5
5
4,5


Соболев М.
4
4
4
3
4
3,8


Кутузов А.
5
5
5
4
5
4,8


Курочкина К.
4
4
4
4
4
4


Говорухо В.
4
4
4
3
4
3,8


Авдошин Н.
5
4
5
4
5
4,6


Дудов В.
4
5
5
4
5
4


Зайцев И.
5
4
4
4
5
4,5


Добрынин Н.
4
5
4
4
5
4,4


Бородкин В.
4
3
3
3
4
3,4


Арабаджи И.
3
3
3
3
4
3,3


Полухина К.
4
4
4
4
4
4


Куликов В.
5
5
5
4
5
4,8


Станаев М.
4
4
5
4
5
4,3


Гузеева Е.
4
4
4
4
5
4,1


Жесткова А.
3
3
3
3
3
3


Полякова А.
3
3
3
4
4
3,5


Сорока С.
4
4
4
4
5
4,1


Катаева И
4
4
4
4
4
4


Бабайцева С.
4
4
4
5
5
4,3


Поваляева Т.
4
4
4
5
5
4,4


Куксова Е.
4
3
4
4
4
3,8


Воронина М.
3
3
4
4
4
3,6


Кузнецова Е.
5
4
5
5
5
4,6


Михайлова А.
4
3
3
4
4
3,6


Клименкова А.
3
3
3
3
4
3,1


Орехов С.
4
3
4
4
4
3,5


Зинковский М.
4
4
5
4
5
4,3


Анализ результатов успеваемости испытуемых показал, что по школьной успешности их также можно разделить на три группы:
1 группа – подростки со средним баллом от 3 до 3,5: в количестве 14 человек, т.е. 26 % всех испытуемых;
2 группа – подростки со средним баллом от 3,5 до 4,5: 33 человека, т.е. 57 % всех испытуемых;
3 группа – подростки со средним баллом от 4,6 до 5: 10 человек, т.е. 17% испытуемых.
Графически эти группы представлены на диаграмме.
Для подростков, входящих в 1 группу, характерны высокий и нормативный уровень тревожности, низкий показатель интеллектуального развития.
Для подростков 2 группы характерен более низкий по сравнению с нормативным уровнем тревожности и средний показатель интеллектуального развития.
Для подростков 3 группы характерны как низкий уровень тревожности, так и наиболее высокий показатель интеллектуального развития.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: высокая тревожность оказывает негативное воздействие на интеллектуальную деятельность, дезорганизует ее, нарушает ее направленность и продуктивность.
Полученные результаты имеют непосредственно практическое значение. Подтверждается необходимость индивидуально-личностного подхода преподавателя к обучающимся. Подростки, показавшие высокие уровни тревожности, относятся к группе риска, им необходимо оказывать компетентную психологическую помощь. Кроме того, они нуждаются в щадящем режиме учебы и очень тактичном, внимательном отношении педагога.
Методические рекомендации по проведению психокоррекции тревожности в подростковом возрасте.

Коррекция эмоциональной тревожности должна иметь комплексный характер и специфический подход к каждой личности.
Комплексная коррекция складывается из следующих направлений:
Медицинская реабилитация.
Социально-педагогическая, что предполагает реконструкцию социальной значимости личности и улучшение адаптации к школьным условиям.
Психологическая коррекция – это ликвидация признаков девиации личности.
Совместная работа психологов, преподавателей в колледже, а также медицинских работников способствует снижению у подростков тревожности, создает предпосылки для адаптации подростков в обычных жизненных условиях, а, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности.
Медицинская коррекция – это фундамент, на котором строятся другие реабилитационные мероприятия. Тревожность может являться составляющим компонентом разных заболеваний, поэтому лечить нужно не только само заболевание, но и сопутствующие этому заболеванию нарушения. Помимо психофармакологических средств, лечебной физкультуры, физиотерапии, музыкальных занятий, трудотерапии, применяются различные виды психотерапии, стимулирующие к постепенному преодолению трудностей.
Педагогическая коррекция осуществляется в ходе обучения в колледже. Необходимым элементом социальной реабилитации является оказание помощи подросткам в организации досуга. Это способствует повышению эмоционального тонуса, воспитанию волевых качеств, навыков общения, стабилизации психики в целом.
Психологическая коррекция – это деятельность по оказанию корректировки тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной модели». Проблема психологической коррекции тревожности по существу распадается на две: проблему овладением состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий и проблему устранения тревожности как относительно устойчивого образования.
Работа по преодолению тревожности должна осуществляться на трех взаимосвязанных уровнях:
обучение подростка приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
расширение функциональных и операционных возможностей обучающихся, формирование у них необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;
перестройка особенностей личности обучающегося, прежде всего его самооценки и мотивации.
Одновременно необходимо проводить работу с семьей обучающегося и его преподавателями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.
Заголовок 3 Заголовок 715