Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе


Анализ работы
по спользованию здороеъесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса в 2013-2014 уч. году
Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта.
Я работаю так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создаю условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся. Использую такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей - качественным обучением - решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. Разработала уроки по теме «Математика за здоровый образ жизни» для разных возрастных групп, даю задания на составление задач, подводят итоги анкетирования на темы здоровье сбережения, стоят диаграммы.
От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на уроке. Провожу уроки личностно -ориентированного обучение с использованием здоровье сберегающих технологий (см. анализ открытых уроков), обучающиеся выполняют тренировочные задания, их число должно быть больше, чем можно решить на уроке (задания предлагаются на выбор). Здесь для каждого ребенка создается «ситуация успеха - я могу, у меня получается, я выберу задания сложней». На таких уроках применяю различные формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальные, парные, групповые, индивидуальные. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор. Активно внедряю физкультминутки в структуру урока. Слежу за правильностью осанки. Упражнения на тренировку дыхания, снятие напряжения с глаз, не занимая много времени способствуют повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.
На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде.
Говоря о климате, говорю о влиянии особенностей погоды на здоровье, для условий жизни и хозяйственной деятельности населения. В урок, посвященный водным ресурсам, обязательно включаю вопросы, воздействия связанных с ними опасных природных явлений.
В современных условиях особое место вопросах здоровье сбережения, играют технические средства обучения, персональному компьютеру с мультимедиапроектором. Использую компьютер для тестирования, как виртуальную лабораторию, для выполнения практических заданий, что дает возможность детям отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
В течение учебного года проводила внеклассные мероприятия посвященные сохранению здоровья: «Я выбираю здоровье» - классный час, спортивный конкурс «Веселые старты» , беседу «Что такое иммунитет?» в рамках Европейской недели иммунизации, принимала участие в акции «Спорт—альтернатива пагубным привычкам», «Безопасное колесо», «Безопасный маршрут в школу», «Внимание-дети». Проводила тестирование обучающихся 3 класса по выявлению уровня тревожности, адаптации к учебному процессу, оценку индивидуального режима дня, экспресс-диагностику о ценностных представлениях о здоровье, проводила мониторинг состояния здоровья, физического и психологического развития школьников. В школе создан постоянно действующий кинолекторий с презентациями, видеофильмами которые используются всеми учителями нашей школы и в том числе проводятся консультирование родителей обучающихся школьников.
Учитель: /Стельман Е.Д./
Завфилиалом: /Разваляева Н.В./