«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
«Использование здоровьесберегающих технологий
в начальной школе»
Статья учителя физической культуры МБОУ СОШ № 51 города Краснодара Шинкаренко Наталии Дмитриевны
АННОТАЦИЯ: в данной статье описывается актуальность рассмотрения проблемы формирования здоровьесберегающей среды школы, описаны педагогические условия воспитания и обучения школьников на уроках физической культуры.
SUMMARY:This article describes the relevance of the problems of forming zdorovesberegaej school environment. Describes the pedagogical conditions of upbringing and education of students on physical education lessons.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровье, проблемы здоровья школьников, занятия спортом, физическое развитие, закаливание.
KEY WORDS: health, problems school health, exercise sports, physical development, hardening.
Актуальность здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях неоспорима. Модернизация образовательных программ, увеличение объема изучаемого материала не может не отразиться на состоянии здоровья школьников. С одной стороны мы говорим о глубоких и качественных знаниях учащихся, а с другой стороны понимаем, что невозможно добиться такого результата без систематических занятий ученика, на которые наши дети с каждым годом тратят все больше и больше времени. Низкий уровень двигательной активности приводит к разным нарушениям здоровья ребенка. Прежде всего – это сколиоз, нарушение осанки, поражение опорно-двигательного аппарата. Такие нарушения наиболее часто встречаются в общеобразовательных учреждениях. Для достижения наибольшего успеха целесообразно начинать занятия с учащимися младших классов, потому что их нервная система отличается большей пластичностью и способствует быстрейшему формированию у них потребности в здоровом образе жизни, а значит и повышению уровня физического развития. Эти занятия позволят достичь заметного улучшения в состоянии здоровья:
– способствуют развитию необходимых физических качеств и двигательных навыков;
– позволят избавиться от предрассудков своей неполноценности;
– укрепят психологическую устойчивость в достижении цели;
– станут, по сути, неотъемлемой частью каждодневных занятий спортом, трудовым досугом, улучшит тягу к знаниям и свершениям.
По результатам данных медицинских осмотров, в нашей школе за последние три года сколиоз и нарушение осанки лидирует относительно других патологий. С целью профилактики и изменения ситуации в школе введено обязательное проведение физкультминуток не только в начальной школе, но и для учащихся среднего и старшего звена. Регулярное проведение динамических перемен позволило не просто организовать детей, но и сделать их отдых более разнообразным и интересным.
Забота о здоровье ребенка заключается не только в организации здоровьесберегающего пространства на территории школы. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что такое здоровье, как важно о нем заботиться самому.
В нашей школе организация здоровьесберегающей деятельности осуществляется не только через спортивно-массовые мероприятия, внеклассную спортивную деятельность, через уроки физкультуры, но и через уроки ОФП.
Ученики параллельных классов распределяются по интересующим их спортивным секциям, кружкам, ритмической гимнастике, хореографии, а ребята, освобожденные от физических нагрузок, занимаются лечебной физкультурой в специальных медицинских группах. В результате таких занятий за один урок ОФП охвачено 90 детей. Такие занятия у нас в школе проходят ежедневно, где каждый ребенок получает здоровье по своей медицинской группе. В итоге значительно уменьшилось детей освобожденных от уроков физической культуры.
На занятиях в начальных классах применяются следующие принципы и требования:
Оздоровительная и профилактическая направленность:
– обеспечение двигательного роста;
– восстановление нарушенных функций организма.
Преимущественно-социальная направленность физической подготовки:
– объем и интенсивность физической нагрузки (дифференцированный подход);
– подбор специальных упражнений, согласно подготовленности учащихся.
3. Теоретическая подготовка учащихся:
– знание роли физической культуры для полноценного развития человека;
– влияние физической культуры на искоренение недугов;
– формирование осознания необходимости занятий физкультурой и спортом.
Последовательность физкультурного воспитания качеств, которые определяют работоспособность и улучшения физического состояния.
Общими для всех задачами здоровьесберегающей деятельности и физического воспитания в начальных классах является:
Воспитание и закрепление навыков правильной осанки (задания выполняются с гимнастической палкой, у гимнастической стены).
Повышение уровня физического развития и аэробной выносливости, рост которых происходит постепенно из урока в урок.
Закаливание организма и повышение эмоционального состояния.
Уроки физической культуры по возможности проводятся на свежем воздухе, детям предлагается большое количество подвижных игр.
Нормализация работы мышц туловища, развитие общей силовой подготовки (занимаясь на свежем воздухе, ребята наращивают мышечную массу постепенно, лазают на спортивных снарядах, прыгают со скакалкой, бегают трусцой с постепенным прибавлением дистанции. В зимний период ребята занимаются в спортивном зале аэробикой, подвижными играми, эстафетами, лазанием по канату, метанием набивного мяча и тренировкой специальных групп мышц с помощью эластичного бинта.
Все вышеперечисленные задачи нормализуют и укрепляют здоровье детей, их мышечную систему, а также способствуют формированию положительных эмоций, выработке гормона радости, снижению психологического напряжения, повышению тонуса коры головного мозга.
Учителя нашей школы разрабатывают и проводят интересные развивающие уроки, опытом проведения которых делятся с коллегами на районных и городских семинарах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
В.И. Ковалько, «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», Москва, «ВАКО», 2007 год.
О.Н. Рудякова, «Как сохранить здоровье школьников», Волгоград, «Учитель», 2008 год.
Т.Н. Захарова, «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», Волгоград, «Учитель», 2008 год.
Н.К. Смирнов, «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе», Москва, «Аркти», 2005 год.
Рисунок 4C:\Documents and Settings\Админ5\Рабочий стол\ШИНКОРЕНКО\DSC04631.JPG15