Классный час на тему: Охранять природу, значит охранять Родину
Классный час
«Охранять природу, значит охранять Родину»
Цель: формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
1. формировать экологические знания, умение оценивать влияние человека на природу;
2. развивать представление о рациональном взаимодействии человека с природой; умение сравнивать и обобщать предметы и явления; творчество и фантазию;
3. воспитание внимательного, бережного отношения к окружающему миру; любви к природе родного края; выполнение правил поведения в природе и участия в природоохранной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, пульты, презентация, Красная книга Смоленской области, видеоролики («Природа», «Земля в опасности», Национальный парк «Смоленское Поозерье»), экологические знаки, сигнальные карточки.
Ход классного часа
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки.
Природа - это дом под снегом и дождем.
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Храните этот дом, в котором мы живем,
На этот мирный дом имеем право. ( А.Куклин)
- Ребята, вы послушали стихотворение. О чем оно? Как вы думаете, какая тема нашего классного часа? (Охранять природу, значит охранять Родину)
-А что такое природа? (ответы обучающихся)
-Давайте полюбуемся красотой природы! (Просмотр видеоролика «Природа»)
-Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, и бережном обращении.
- Давайте посмотрим, что произойдет с природой, если человек не будет к ней бережно относится. (Просмотр видеоролика «Земля в опасности»)
-Ребята, как вы думаете, какой можно сделать вывод? (Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь)
- А как вы думаете, все ли хорошо в нашей окружающей жизни сейчас?
(Нет. Люди загрязняют реки, вырубают деревья, срывают редкие растения, охотятся на животных.)
- Что же нужно делать для того, чтобы сохранить красоту природы на долгие годы? ( Ответы обучающихся)
- Масштабы влияния хозяйственной промышленности на природу в наше время стали таковы, что сейчас надо спасать природу от разрушения, а значит охранять ее. Охрана природы – это не только специальная система мер, направленных на предотвращение исчезновения природных ресурсов. «Охранять природу – значит охранять Родину». Вы видите, какая тесная взаимосвязь между понятиями природа и Родина.
- Я приглашаю вас сыграть в игру «Хорошо или плохо». ( У каждого обучающегося на парте лежат сигнальные карточки красного и зеленого цвета)
-Сажать деревья.
-Вырубать леса.
-Охотиться на редких животных.
-Сорвать редкие цветы.
-Строить очистные сооружения на заводе.
-Жечь костры в лесу.
-Бросать мусор в речку.
-Создавать заповедники.
-Делать кормушки птицам.
- Зачем сажают деревья? (Ответы обучающихся)
-Что будет с редкими животными, если продолжится на них охота? А что произойдет с редкими растениями, если их человек будет срывать? (Ответы обучающихся)
- Как человек позаботился об этой проблеме? (Ответы обучающихся)
- В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название “Красная книга фактов”. Это книга тревоги, книга – предупреждение, в которой названы те животные и растения, которых на Земле осталось очень мало.
(Учитель показывает Красную книгу Смоленской области. Обучающиеся работают в группах с Красной книгой)
-Ребята, а что такое заповедники? Для чего они нужны? (Ответы обучающихся)
Рассказ учителя о заповедниках Смоленской области
Заповедники Смоленской области
На территории Смоленской области расположен национальный парк "Смоленское Поозерье", также действует природный парк "Гагаринский".
(Просмотр видеоролика Национальный парк «Смоленское Поозерье»)
Национальный парк "Смоленское Поозерье"Национальный парк «Смоленское Поозерье» был создан 15 апреля 1992 года на территориях Демидовского и Духовщинского районов. Создание парка преследовало цели сохранения уникальных широколиственно-тёмнохвойных лесов, изучения флоры и фауны региона, обеспечения использования возобновляемых природных ресурсов в природо-охранных и рекреационных целях. Сейчас национальный парк предлагает целый ряд туристических маршрутов в окрестностях посёлка Пржевальское, проводит культурные мероприятия, а также участвует в экологическом просвещении школьников. На территории парка более 35 озёр, большинство ледникового происхождения. Самые крупные — Сапшо, Баклановское. Большая часть парка (74 %) покрыта лесами. Обнаружены 65 видов растений, занесенных в Красную книгу Смоленской области, из которых 10 видов занесены в Красную книгу России.
Фауна представлена 10 видами земноводных, 5 видами рептилий, 205 видами птиц, 57 видами млекопитающих. Обнаружены 26 видов птиц и 6 видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Смоленской области, из которых 18 видов птиц занесены в Красную книгу России.
Природный парк "Гагаринский"В 2006 г. было создано областное государственное учреждение «Природный парк «Гагаринский». Здесь имеются прекрасные возможности для туризма, охоты, рыбалки, оптимизируются эксплуатация и застройка парковой зоны. Леса - один из важнейших компонентов природы района. Основу современной фауны составляют животные, характерные для хвойно-широколиственных лесов. Это лось, кабан, медведь, косуля, пятнистый олень, белка, заяц, рысь и другие. Реки и озера богаты рыбой.
- Мы с вами поговорили о проблемах загрязнения окружающей среды и о том, что должен делать человек, чтобы сохранить богатства природы.
-Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру, и заодно еще раз вспомнить правила обращения с природой.
Игра «Экологические знаки»
Не рви цветы.
Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
Нельзя брать яйца из гнезд.
Не разводите костер в лесу.
Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Сажай деревья.
- Беречь природу – дело каждого человека.
Рефлексия
(Самооценка с помощью пультов)
Итог классного часа
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас будет бережно относиться к ней.