Урок по химии для 9 класса по теме «Диссоциация кислот, солей и оснований»
Урок по предмету «химия»
Тема занятия Диссоциация кислот, солей и оснований
Тип урока Изучение нового материала
Источники и оборудования тетради, карточки, тест,
Общая цель Научить составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, солей и основании
Задачи -уметь оценивать свои результаты
- развивать критическое мышление, умение вести диалог
-воспитывать умение взаимодействовать в группе при совместной работе
Результаты обучения для учащихся. Знать – что при диссоциации разных веществ образуются разные виды ионов
Понимать - процессы распада веществ, процесс составления уравнений диссоциации
Уметь использовать - полученные знания
Уметь – работать в парах, работать с материалом предоставленным на слайдах презентации предложенной учителем
Задания 1.Тренинг «Приветствие»
2. Тестирование
3 Работа над новым материалом
4. Физминутка
5. Закрепление. Работа в парах по составлению уравнений диссоциации
6. Рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент
1. Психологический настрой «Домино» Действие учащихся.
По принципу игры « Домино» учащиеся высраивются в цепочку. Соединяясь между собой при помощи рук, правая рука дети называют вещество электролит, левая неэлектролит Цель
Создание коллаборативной среды
в классе.
II. Повторение. Проверка домашнего задания. Тестирование по теме электролитическая диссоциация по вариантам
Самооценивание
III. Изучение нового материала
1.Диалог учитель-ученик.
Демонстрация видео опытов, демонстрации электролиза
1)Сухая поваренная соль
2)Раствор поваренной соли
3)Дистиллированная вода
Проблемный вопрос:
Как вы думаете почему в одном растворе произошло загорание лампочки , а в двух других нет?
Вопросы задает учитель.
- Назовите вещества которые по вашему мнению способны проводить электрически и ток
- Где вам встречались эти вещества и в качестве чего?
-Какие вещества мы изучали в курсе химии 8 класса?
-Являются ли они электролитами , если да то почему?
- Как классифицируются ионы и приведите примеры
Диалог ученик – ученик. Ученики задают друг другу вопросы по изученной на предварительном уроке теме.
- Назовите тему нашего сегодняшнего урока, сделав вывод из нашей беседы.
2.Презентация «уравнения электролитической диссоциации»
На примере веществ
HCl, H2CO3, NaOH, CaSO4, KHSO4
Проблема
Исходя из процессов, которые вы сейчас рассмотрели, дайте определение, что такое кислота, соль, основание с точки зрения электролитической диссоциаций
Динамическая пауза
IV Закрепление
Разделить класс на микрогруппы по 2 человека (разного уровня подготовки учащиеся)
Задание
Составьте уравнения электролитической диссоциации для веществ с объяснением друг другу, кто какую формулу сможет объяснить
HF, H3PO4, KOH,NaHCO3
Работа в группах
Игра « Найди лишнее»
1 «Найдите лишнее»
H2SO4, HCl, NaOH, K2O, K2CO3, AlPO4
2. «Найдите лишнее»
Ca(OH)2 CO H2CO3 Ba(NO3)2 NaCl
V. Итог урока
Рефлексия
1 «Как я усвоил сегодня новый материал»
Домашнее задание параграф № 5 , задание № 4 письменно
Тест по теме «Электролитическая диссоциация» 1 вариант
1.В кристалле хлорида натрия вид связи
А) полярная Б) ионная В) неполярная Г) металлическая
2.Кристаллы щелочей и солей состоят из
А) атомов Б) молекул В) ионов Г) изотопов
3. Проводят электрический ток
А) растворы Б) сухие смеси
В) масла Г) бензин
4.Электролиты имеют тип кристаллической решетки
А) атомный Б) ионный В) молекулярный Г) газовый
5.На катионы натрия и анионы хлора распадается
А) поваренная соль Б) пищевая сода В) кальцинированная сода
Г) песок
6.Наверху справа от символа арабскими цифрами проставляют величину
А) иона Б) протона
В) заряда Г) электрона
7.При диссоциации вещества содержащего фтор образуются
А) анионы фтор Б) катионы фтор В) аноды фтор Г) катоды фтор
8.В постоянном хаотичном движении в растворе находятся ионы
А) разноименные Б) одинаковые В) молекулярные Г) атомные
9.Какой процесс идет в прямом направлении
А) ассоциация Б) диссоциация В) гидратация Г) гидролиз
10.В переводе с греческого «идущий»
А) атом Б) молекула
В) ион Г) глицерин
Тест по теме «Электролитическая диссоциация» 2вариант
1.Положительно заряженные ионы называются
А) анионы Б) катионы В) катоды Г) аноды
2.Сухое вещество, как проводит электрический ток
А) хорошо Б) плохо В) не проводит Г) слабо
3.Кислород, азот, спирт являются
А) электролитами Б) газами В) жидкостями Г) кислотами
4.В переводе с греческого «идущий»
А) атом Б) молекула В) ион Г) глицерин
5.Нобелевская премия С. Аррениуса была присвоена в
А) 1887г. Б) 1889г. В) 1900г. Г) 1903г.
6.Если суммарный заряд всех положительных ионов всегда равен суммарному заряду отрицательных ионов, то раствор в целом
А) ровный Б) перемешанный В) нейтральный Г) уравновешенный
7.Чем представлена молекула воды в растворе
А) диполем Б) молем
В) объемом Г) растворителем
8. Какой процесс идет в обратном направлении
А) ассоциация Б) диссоциация В) гидратация Г) гидролиз
9.При диссоциации вещества содержащего хлор образуются
А) анионы хлора Б) катионы хлора В) аноды хлора Г) катоды хлора
10.Электролиты имеют тип кристаллической решетки
А) атомный Б) ионный
В) молекулярный Г) газовый
Коды ответов: 1 вариант
1 б 2 в 3 а 4 б 5 а
6в 7 а 8 а 9б 10в
2 вариант
1б 2в 3 а 4 в 5г 6 в 7 а 8 а 9 а 10б
100%-89% «5» 9-10 баллов
88%-72% «4» 8-7 баллов
71%-55% «3» 6-5 баллов
54%-1% «2» менее 5 баллов
Учащиеся отвечают на вопросы, используя имеющиеся знания и свои практически опыт
Учащиеся по слайдам презентации рассказывают о процессе распада веществ на ионы
Дети сравнивают процессы и пытаются сформулировать эти определения
Затем сравнивают с определениями в учебнике параграф №5
Музыкальная пауза.
Под музыку учащиеся изображают вещества в разном агрегатном состоянии. Затем делятся на группы, в которых есть вещества растворимые и нерастворимые.
Деление на группы при помощи стикеров – яблок, из двух половинок разного цвета (красная и зеленая) на которых записаны формулы веществ и их названия. Собрав это яблоко, образуется группа.
Учащиеся выбирают и объясняют, друг другу процесс диссоциации на примере разных веществ.
Класс разделен на четыре группы по четыре человека.
Каждая группа получает ряд веществ, из которых они находят лишние вещества, для всех остальных записывают процессы диссоциации доказывающие, что они соответствуют этому ряду. Затем презентуют каждая группа свою работу.
Учащиеся при помощи движения большого пальца руки показывают, усвоили или нет материал
Умение отвечать на вопросы, развитие критического мышления. Самопроверка по шаблону, предложен-ному учителем. Выставление оценок и их анализ
.
Развитие навыков саморегуляции у учащихся
Развивают умение вести диалог.
Критически
мыслить.
Составлять вопросы
разного уровня.
Проявляют лидерские качества.
Учатся обучать других
Учатся вести исследовательскую беседу
Смена вида деятельности
Разделить класс для совместной работы в группе
Проверка усвоения нового материала.
Проявление
лидерских качеств
Взаимообучение.
Развивать критическое мышление.
Уметь различать вещества по классифика-ции.
Проверка усвоения нового материала