Рабочая программа по окружающему миру 1 класс 2016-2017 уч. год (УМК Школа России)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Согласовано»
Руководитель МО
Губарькова Т.Н.
Протокол № ___ от «__»
__________________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
«__»________________20___г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №2
Приказ № ___ от «__»_______________20___г.
«Брединская средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа учебного предмета
начального общего образования
Окружающий мир
по системе учебников «Школа России» (ФГОС)
(автор А.А. Плешаков)
1 класс
педагога высшей категории
Губарьковой Татьяны Николаевны


п. Бреды
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по окружающему миру, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России»)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
Содержание учебного предмета
В федеральном базисном плане на изучение окружающего мира в 1 классе начальной школы отводится 66 учебных часов в год, 2 часа в неделю, 33 учебные недели. Программа учебного предмета выполняет требование программы и минимума стандарта образования, скорректирована в соответствии с учебно – календарным графиком.

Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п Наименование разделов Количество часов Основное содержание
1 Введение 1 час Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
2 Что и кто? 20 часов Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
3 Как, откуда и куда? 12 часов Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
4 Где и когда? 11 часов Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
5 Почему и зачем? 22 часа Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
 Итого: 66 часов Практическая часть программы:
Вид работы I четверть II четверть III четверть IV четверть Год
ПЛАН 16 14 20 16 66
Экскурсия 1 - - - -
Практическая работа 8 7 5 - 20
Проверочная работа - 1 2 1 4
Проект 1 1 1 1 4
НРК 4 2 - - 6
Примечание: В классе обучается ученица 7 вида. Контрольные работы, самостоятельные работы, практические работы ведутся в индивидуальном порядке. Требования к выполнению работ упрощены.
Количество часов, отводимое на реализацию НРК  по данному предмету,  составляет 6 часов. Для реализации НРК на уроках окружающего мира используется материал, имеющий краеведческое содержание.
№ п/п Дата № урока Раздел Тема урока Региональное содержание изучаемого вопроса
1 1 Введение Водный урок! Задавайте вопросы! Экскурсия «Знакомство со школой» Знакомство со школой
2 5 Что и кто? Проект  «Моя малая Родина»
Посещение школьного краеведческого музея.
3 9 Что и кто? Что растёт на подоконнике? Рассказ о комнатных растениях
4 10 Что и кто? Что растёт на клумбе?
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»
5 22 Как, откуда и куда? Как живет семья?  
Презентация родословной своей семьи
6 25 Как, откуда и куда? Как путешествует письмо? Экскурсия на почту
Календарно-тематическое планирование

п/п Тема урока Кол-во часов Дата Коррек-тировкаНРК Форма текущего контроля
Введение (1 час)
1
Водный урок! Задавайте вопросы! Экскурсия «Знакомство со школой» 1 1 беседа
Что и кто? (20 часов)
2 Что такое Родина? 1 фронтальный
опрос
3 Что мы знаем о народах России? 1 фронтальный
опрос
4 Что мы знаем о Москве? 1 фронтальный
опрос
5 Проект «Моя малая Родина» 1 1 проект
6 Что у нас над головой? 1 устный
опрос
7 Что у нас под ногами?
Практическая работа «Определяем камни» 1 практическая работа
8 Что общего у разных растений?
Практическая работа «Изучаем части растений» 1 практическая работа
9 Что растет на подоконнике?
Практическая работа «Определяем комнатные растения» 1 1 практическая работа
10 Что растет на клумбе?
Практическая работа «Определяем растения клумбы» 1 1 практическая работа
11
Что это за листья?
Практическая работа «Определяем деревья по листьям» 1
практическая работа
12 Что такое хвоинки?
Практическая работа «Определяем хвойные деревья» 1 практическая работа
13 Кто такие насекомые? 1 устный
опрос
14 Кто такие рыбы? 1 устный
опрос
15 Кто такие птицы?
Практическая работа «Исследуем перья птиц» 1 практическая работа
16 Кто такие звери?
Практическая работа «Исследуем шерсть зверей» 1 практическая работа
17 Что окружает нас дома? 1 устный
опрос
18 Что умеет компьютер? 1 фронтальный
опрос
19 Что вокруг нас может быть опасным? 1 фронтальный
опрос
20 На что похожа наша планета? 1 фронтальный
опрос
21 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» 1 проверочная
работа
уч. с. 50-54
Как, откуда и куда? (12 часов)
22 Как живет семья? Проект «Моя семья» 1 1 проект
23 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Практическая работа «Выполняем опыты с водой» 1 практическая работа
24 Откуда в наш дом приходит электричество?
Практическая работа «Собираем электрическую цепь» 1 практическая работа
25 Как путешествует письмо? 1 1 фронтальный
опрос
26 Куда текут реки?
Практическая работа «Готовим морскую воду» 1 практическая работа
27 Откуда берутся снег и лёд?
Практическая работа «Выполняем опыты со снегом и льдом» 1 практическая работа
28 Как живут растения?
Практическая работа «Учимся ухаживать за комнатными растениями» 1 практическая работа
29 Как живут животные?
Практическая работа «Учимся ухаживать за животными живого уголка» 1 практическая работа
30 Как зимой помочь птицам?
Практическая работа «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц» 1 практическая работа
31 Откуда берётся и куда девается мусор?
Практическая работа «Учимся сортировать мусор» 1 практическая работа
32 Откуда в снежках грязь?
Практическая работа «Исследуем снежки и снеговую воду» 1 практическая работа
33 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» 1 проверочная
работа
уч. с.82-87
Где и когда? (11 часов)
34 Когда учится интересно? 1 беседа
35 Проект «Мой класс и моя школа» 1 проект
36 Когда придет суббота? 1 фронтальный
опрос
37 Когда наступит лето? 1 фронтальный
опрос
38 Где живут белые медведи? 1 фронтальный
опрос
39 Где живут слоны? 1 фронтальный
опрос
40 Где зимуют птицы? 1 фронтальный
опрос
41 Когда появилась одежда? 1 фронтальный
опрос
42 Когда изобрели велосипед? 1 фронтальный
опрос
43 Когда мы станем взрослыми? 1 фронтальный
опрос
44 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» 1 проверочная
работа
уч. с. 26-30
«Почему и зачем?» (22 ч)
45 Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? 1 фронтальный
опрос
46 Почему Луна бывает разной? 1 фронтальный
опрос
47 Почему идет дождь и дует ветер? 1 фронтальный
опрос
48 Почему звенит звонок?
Практическая работа «Изучаем возникновение звуков» 1 практическая работа
49 Почему радуга разноцветная? 1 фронтальный
опрос
50 Почему мы любим кошек и собак? 1 фронтальный
опрос
51 Проект «Мои домашние питомцы» 1 проект
52 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? 1 фронтальный
опрос
53 Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? 1 фронтальный
опрос
54 Зачем мы спим ночью? 1 фронтальный
опрос
55 Почему нужно есть много овощей и фруктов? 1 фронтальный
опрос
56 Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 1 фронтальный
опрос
57 Зачем нам телефон и телевизор? 1 фронтальный
опрос
58 Зачем нужны автомобили? 1 фронтальный
опрос
59 Зачем нужны поезда? 1 фронтальный
опрос
60 Зачем строят корабли? 1 фронтальный
опрос
61 Зачем строят самолеты? 1 фронтальный
опрос
62 Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? 1 фронтальный
опрос
63 Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? 1 фронтальный
опрос
64 Зачем люди осваивают космос? 1 фронтальный
опрос
65 Почему мы часто слышим слово «экология»? 1 фронтальный
опрос
66 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» 1 проверочная
работа
уч. с. 76-83