выступление на семинаре классных руководтелей Роль работы классного руководителя в формировании профессиональной ориентации учащихся
Роль работы классного руководителя в формировании профессиональной ориентации учащихся.
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя является профориентационная работа с учащимися. Классный руководитель в системе такой работы в школе является центральной фигурой, поскольку он ближе всех педагогов стоит к школьникам.
Профессиональная ориентация в деятельности классного руководителя – не только отдельные мероприятия, но целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет направляющую и координирующую роль. Именно классный руководитель осуществляет координацию взаимодействия учителей, работающих в классе, специалистов школы, администрации, родителей, представителей учреждений профессионального образования.
Основные направления работы:
1. Тематические игры
2. Экскурсии и встречи
3. Работа с родителями и встречи с интересными людьми
4. Посещение профессиональных учебных заведений и предприятий.
4. Творческие проекты
5. Социальный заказ
Остановлюсь подробнее на каждом из предложенных направлений.
В вопросе оказания помощи школьнику при выборе профессии важнейшая задача классного руководителя – формирование у него склонностей и интересов к определенному виду труда. Основной формой профессионального просвещения учащихся остается классный час, где классный руководитель в доступной форме знакомит с определенной профессией, ее социальной значимостью, престижем, условиями труда, дает обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии.
Эффективной формой профориентационной работы в школе являются тематические игры, которые являются результатом сотрудничества учителей трудового обучения, классных руководителей и учащихся. Классный руководитель всегда участвует в предварительной подготовке к таким занятиям. В рамках предметной недели технология я провожу игровую программу «Маленькая хозяюшка» детей для 2 классов и конкурс «Рукодельница» для девочек 5-8 классов
Важную роль в профориентационной работе играют экскурсии. Экскурсии – это форма наглядного ознакомления учащихся с производством, миром труда и профессионального образования. Обзорные экскурсии в городах, в которых мы побывали, а зто - Великий Новгород, Псков, Великий Устюг, Кострома, Москва и города Ленинградской области, дают представление о промышленной инфраструктуре регионов нашей страны. Для учащихся старших классов наиболее интересными стали экскурсии в отраслевые музеи Санкт Петербурга. После каждой экскурсии проводилось обсуждение с записью важной информации в тетрадях по профориентации. Мы посетили музей железнодорожного транспорта, музей связи, музей метрополитена, музей воды. Очень полезной оказалась поездка в музей истории профтехобразованния. Ребята узнали о системе обучения в нашей стране рабочим специальностям от самых истоков до сегодняшнего дня. Желающие прошли профориентационное тестирование.
Особую роль в профориентационной работе играет взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом учреждений среднего профессионального образования, где впоследствии продолжают профессиональную подготовку выпускники школы. Совместная профориентационная деятельность позволяет максимально полно знакомить учащихся с рабочими профессиями, воздействовать на процесс их профессионального самоопределения. При посещении таких учреждений учащиеся знакомятся с их традициями, с жизнью сверстников, условиями учебы, труда, отдыха. Мы со старшеклассниками регулярно участвуем в ярмарках профессий в Кировском политехническом техникуме, в 2014 году посетили фестиваль профессий в лесном колледже в Лисино корпус, в 2013 году побывали на дне открытых дверей в Ижорском профессиональном лицее в Колпино, В тесном контакте работаем с коллективом колледжа водного транспорта г. Отрадное,
Одним из условий, способствующих совершенствованию профориентационной работы, является сотрудничество семьи и школы. Работа классного руководителя ведется по двум направлениям:
1. Подготовка родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии;
2. Привлечение родителей как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях, организаций экскурсий на производство.
Мы приглашаем на классные часы представителей различных профессий. К нам приходят и проводят беседы рабочие предприятий города, инженерные работники, врачи, преподаватели высшей школы, бизнесмены, представители военных специальностей, работники культуры, студенты. Все эти люди – наши выпускники, родители, жители нашего города. Часто родители сами устраивают встречи с людьми интересных профессий и организовывают экскурсии на предприятия города и района. Мы побывали на судостроительном заводе «Пелла» и кондитерском предприятии «Родной край», акционерном обществе «Пластик», кондитерской фабрике «Фин Тур», в оптике и в швейной мастерской. Ездили в Санкт Петербург на большие заводы «Кока Кола» и «Чупа-чупс»
Большое внимание в профориентационной работе уделяется привлечению школьников к участию в творческих проектах, связанных с выбором профессии.
Вот примеры проектов, которые разрабатывают и реализую мои ученики:
Профессии моего города
Профессии моих родителей
Профессиональные династии
Моя мечта
Мой выбор
Так, например, проект девятиклассницы Морозовой Любови был представлен на школьной научно-практической конференции в рамках дня открытых дверей.
Есть возможность у ребят получить профессиональную пробу в рамках работы над практическими проектами с получением социального заказа. Так, например, девочки 7-8 классов разработали проект «Развивайка», в котором они готовили комплекс развивающих игрушек по заказу детского сада. Этот проект был признан лучшей практической работой на районной научно-исследовательской конференции.
Классный руководитель, начиная с начальной школы и заканчивая выпускным классом, воспитывает уважение к труду, выявляет интерес к какому- либо виду деятельности, формирует профессиональную направленность у своих подопечных, тем самым мотивирует их на успешное обучение, и, в конечном итоге, повышает качество знаний.