Урок по геометрии для 7 класса «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника»


Урок по геометрии для 7 класса
«Медианы, биссектрисы и высоты треугольника»

выполнила Тихонова Ольга Афанасьевна
учитель математики БОБУ Талаканская СОШ №6
Бурейского района Амурской области
Тема урока: «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника».
Цели:
Обучающие - ввести понятия медианы, биссектрисы и высоты
треугольника;
- научить строить медианы, биссектрисы и высоты в
остроугольном, прямоугольном и тупоугольном
треугольниках;
- познакомить учащихся со свойствами медиан,
биссектрис и высот треугольника;
- способствовать развитию умения решать задачи и работе
с чертёжными инструментами.

Развивающие - способствовать развитию культуры устной речи;
- развитию мышления через обучение;
- развитию любознательности учащихся, их
познавательного интереса;
- развитию творческих способностей.
Воспитательные - воспитание ответственности, самостоятельности;
-воспитание культуры общения, чувства взаимопомощи,
самоконтроля.
Оборудование: доска, мел, чертёжные инструменты, мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентационный материал (компьютерная презентация в формате Microsoft PowerPoint), раздаточный материал (чертеж: окружность, вписанная в треугольник), учебник, тетрадь, тетрадь с печатной основой. Формы работы: беседа - диалог, беседа - размышление, ситуативный практикум.
Предварительная подготовка: Д.З.- повторить стр. 25 вопросы 3,4,5,9,11,
п.16,чертёжные инструменты.
Основные этапы урока.
Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку.
Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.
Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.
Содержательный - подбор материала для мотивации изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Основные компоненты урока.
№ п/пЭтапы урока деятельностнойнаправленности
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8. Включение в систему знаний и повторение
9. Рефлексия учебной деятельности
Ход урока.
1.Мотивация урока.
Учитель: Ребята! Этот урок я хочу начать стихами А.С.Пушкина

Учитель:Как эти слова можно связать с геометрией? (ребята высказывают свои предположения).
Какой раздел геометрии мы начали изучать на прошлых уроках?
Прочитайте следующие высказывания и объясните их с точки зрения геометрии и физики:

Почему треугольник можно назвать атомом геометрии? (треугольник основная геометрическая фигура, все остальные фигуры образуются из треугольников).

На уроке, каждый из вас проведет небольшое исследование, сделает выводы, Вам предстоит познакомиться с новыми для вас понятиями ,сделать открытия. (слайд№2,3,4)
2. Актуализация знаний (как проверка Д.З. ).
1)Какая фигура называется треугольником? Назовите виды треугольников. (слайд№5)

2) Как на чертежах у равных треугольниках отмечаются соответственно (слайд №6)
равные стороны и равные углы?

3) Как обозначаются и сравниваются углы? Какой луч называется (слайд№7)
биссектрисой угла? (Что означает слово « биссектриса»?).

3.Настрой на работу. (слайд №8)
4. Практическая работа (постановка проблемы). (слайд№9)


5.Решение проблемы. (Определение темы урока, цели урока). (слайд №10)
(учащиеся формулируют тему урока, цель урока, определяют пути решения проблемы).
Учитель: зная определение биссектрисы угла сформулируйте определение биссектрисы треугольника.
1) Определение биссектрисы треугольника. Историческая справка о происхождении слова « биссектриса».
(слайд 11,12)
2).Практическая работа «Построение биссектрис треугольника» (учащиеся строят биссектрисы треугольника и делают вывод: биссектрисы пересекаются в одной точке)
(слайд №13)
3). Историческая справка о замечательной точке в треугольнике. (слайд №14)
4). Мнемоника (прием для лучшего запоминания). (слайд №15)
6. Ребус. (постановка следующей проблемы).
(слайд№16)
1). Определение следующей цели урока (учащиеся определяют следующую цель урока. (слайд №17)
2).Определение медианы треугольника (используя перевод с латинского языка учащиеся самостоятельно дают определение медианы треугольника). (слайд №18)
(слайд №19)
3). Практическая работа «Построение медиан треугольника», в результате выполнения работы учащиеся находят еще одну замечательную точку треугольника.


(слайд №20)
4).Из истории геометрии . (слайд №21)
5).Мнемоника. (слайд №22)
7.Ребус (определение следующей цели урока).
(слайд №23,24)
1).Разгрузка (отдых)
(слайд №25)
2).Определение высоты треугольника (учащиеся самостоятельно формулируют определение высоты, по необходимости используя учебник)
(слайд №26).
3)Практическая работа «Построение высот треугольника».
(слайд №27)
4).Мнемоника.
(слайд №28)
8. Первичное закрепление темы урока (работа в группах).
1).Задача №1 (слайд №29,30)


(класс делится на 4 группы; условие задачи: провести высоту из вершины острого угла тупоугольного треугольника).
2). Самостоятельная работа №1 (проверка по готовым слайдам). (слайд №31)



Итог урока.
1).Задача. (слайд №32,33,34) (учащиеся устно решают задачу, формулируют определение биссектрисы, медианы и высоты треугольника)

2) (слайд №35)

3). Самостоятельная работа (стр.26, рабочая тетрадь с печатной основой)


4) (слайд №36,37)

Литература:

1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9, учебник для 7-9 классов средней школы. Москва «Просвещение» 2013г.
2. Атанасян Л.С. и др. Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. Москва «Просвещение» 2013г.
3. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Рабочая тетрадь 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2013г.
4. Кукарцева Г.И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах 7-9класс. Москва «Аквариум» 1997г.
5. Ткачёва М.В. Домашняя математика. Книга для учащихся 7 класса средней школы. Москва «Просвещение» 1993г.
6. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии 7 класс. (В помощь школьному учителю). Москва «Просвещение» 2013г.
7. Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Поурочные разработки по геометрии 7 класс. (В помощь школьному учителю). Волгоград, издательство «Учитель» 2013г.