Методическая рекомендация на тему «Основные этапы разработки компьютерных программ»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАРООСКОЛЬСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТАДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ
«ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КОМПЬЮТЕРных программ»
ПО ПРОФЕССИИИ «МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
ПОДГОТОВИЛА : МАСТЕР П/О
ЕМЕЛЬЯНОВА НАДЕЖДА
ВИКТОРОВНА
Старый Оскол 2014 г.
Этапы подготовки урока
Группа :ОВМ-2
Тема: основные этапы разработки компьютерных программ.
Оборудование : персональные компьютеры; мультимедийный проектор; презентация в среде PowerPoint; текстовый редактор MS Word, электронный тест, созданный в программе Hiper Test
Определение триединой дидактической цели урока : образовательная: выяснить основные этапы разработки компьютерных программ; уметь проводить классификацию различных объектов.
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.
Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке:
классический (или индуктивный) подход к моделированию рассматривает систему, переходя от частного к общему, и синтезирует ее путем слияния компонент, разрабатываемых отдельно. Системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит цель, при этом объект выделяется из окружающего мира.
Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и систем позволяет изучить их изменения в зависимости от значений тех или иных параметров.
Тип урока: объяснительно-демонстрационный
Структура урока :
1-ый - организационный этап.
2-ой - актуализация знаний.
3-ий - этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
4-ый – этап получения и усвоения новых знаний.
5-ый - этап закрепления нового материала, коррекции знаний.
6-ой – этап подведения итогов урока.
Проверка учащихся : электронное тестирование
Подведение итогов: отметка выставляется по совокупности за самостоятельную работу на компьютере и прохождение теста [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), находящуюся на “Рабочем столе” полученные характеристики.
3. Склонности и предпочтения
Специальные методики помогают выявлять способности и склонности человека быстро и в широком диапазоне. Таких методик уже сотни, но все равно их недостаточно. Ведь далеко не все области человеческой деятельности настолько простоты, что к ним можно сформулировать четкие, однозначные требования. Тем не менее известный психолог Е. А. Климов разделил все профессии на пять групп: к первой он отнес профессии типа “человек – природа” (например, лесовод, агроном, биолог), ко второй – “человек – техника” (слесарь, механизатор, монтажник), к третьей – “человек – человек” (педагог, медсестра, администратор), к четвертой – “человек – знаковая система” (стенографистка, оператор ЭВМ, математик), к пятой – “человек – художественный образ” (ювелир, фотограф, художник).
Ответив на следующие вопросы, вы можете определить, какой тип профессий предпочитаете. Нравится ли вам занятие, о котором говорится в левой части вопроса (колонка а), или нет? Что для Вас предпочтительнее? Выберите вариант ответа.
Таблица 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№
а
б
1
Ухаживать за животными
Обслуживать машины, приборы
2
Лечить больных
Составлять компьютерные программы
3
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов
Следить за состоянием и развитием растений
4
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл)
Рекламировать, продавать товары
5
Обсуждать научно-популярные статьи
Обсуждать пьесы, концерты
6
Выращивать животных
Помогать товарищам в работе, спорте
7
Настраивать музыкальные инструменты
Управлять трактором, тепловозом
8
Давать людям информацию (в справочном бюро, на экскурсии)
Оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов
9
Ремонтировать вещи, изделия
Искать и справлять ошибки в текстах, рисунках
10
Лечить животных
Выполнять вычисления, расчеты
11
Выводить новые сорта растений
Конструировать машины, проектировать дома
12
Разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять
Разбираться в чертежах, схемах
13
Наблюдать за работой художественной самодеятельности
Изучать жизнь микробов
14
Налаживать медицинские приборы
Оказывать людям медицинскую помощь
15
Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях
Художественно описывать события
16
Делать лабораторные анализы в больнице
Осматривать больных, назначать лечение
17
Красить стены, расписывать изделия
Монтировать здания, собирать машины
18
Организовывать культпоходы, экскурсии
Участвовать в концертах, спектаклях
19
Изготовлять детали, строить здания
Чертить, копировать карты
20
Бороться с болезнями растений
Работать на компьютере
Выбранные варианты ответов наберите, пожалуйста, в таблице 2
Таблица 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Природа
Техника
Человек
Знаковая система
Художественный образ
1а
1б
2а
2б
За
36
4а
4б
5а
5б
6а
6б
7а
7б
8а
8б
9а
9б
10а
10б
11а
11б
12а
126
13а
13б
14а
14б
15а
15б
16а
16б
17а
176
18а
186
19а
19б
20а
20б
В двух колонках “попаданий” окажется больше всего, они покажут Ваши предпочтения в деятельности.
Внесите, пожалуйста, в таблицу 2 (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) , находящуюся на “Рабочем столе” полученные характеристики.
Теперь, когда вы более или менее твердо определили, какой тип профессии вам больше по душе, пора подумать и о необходимых качествах, которые понадобятся вам в будущем.
Домашнее задание: выделить в проделанной работе этапы моделирования и на основе полученных данных составить список предпочтительных профессий и смоделировать свой профессиональный образ.
Список информационных ресурсов
1. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 класс / Н.Д.Угринович. – М: БИНОМ
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Современный урок.
3. Требования к современному уроку. (Методические рекомендации учителю)
Самоанализ урока
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Психолого-дидактические характеристики урока
Признаки конкретной пси холого-дидактической ха рактеристики (технологиче ские показатели)
Данный признак на уроке был
выражен ярко
Данный признак на уроке был
выражен слабо
Данный при знак на уроке отсутствовал
1. Организационно – деятельностные аспекты ориентированного урока
1. Ориентация на
формирова ние
деятель ности
(а не на передачу
информации)
Раскрытие и обсуждение спо собов учебной работы, кото рыми пользовались ученики
*
Знакомство учеников с ра циональными способами ус воения материала
*
Постановка на уроке учебных задач
*
Освоение на уроке учебных действий
*
Обучение учеников рефлек сии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности
*
2. Организация
развивающего
пространства
(обеспечение
развивающего
потенциала
урока)
Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тре нинга, анализа ситуаций и/или их моделей
*
Преобладание на уроке учеб ных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного)
*
Постановка и организация разрешения проблемных си туаций
*
Использование диагно стических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного раз вития учеников
*
Использование нетра диционных форм урока (се минар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.)
*
3. Реализация
индивидуаль ного
подхода
Использование приемов внешней и внутренней диф ференциации
*
Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной бли жайшего развития)
*
Создание ситуаций, позво ляющих ученикам проявлять свои способности, возможно сти, интересы (то есть индивидуальность)
*
Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на ос нове предложенных альтер натив)
*
Создание ситуаций успеха (ак центирование внимания на дос тижениях и успехах учеников)
*
2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников
1. Актуализация
и обогащение субъектного опыта учеников
Обращение к ранее накоп ленным знаниям и умениям учеников
*
Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения зада ния
*
Создание ситуаций нравст венного выбора
*
Обращение к версиям учени ков при поиске вариантов ре шения познавательной зада чи (проблемы)
*
Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта
*
2. Развитие
ак тивности
уча щихся в
учеб ной
деятель ности
Организация исследо вательской деятельности на уроке (порученных исследо вательских заданий на дом)
*
Создание ситуации самостоя тельного поиска ответа на поставленный учителем во прос
*
Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаи модействия на уроке
*
Поощрение вопросов учени ков, обеспечение возможно сти задавать вопросы
*
Поощрение инициативы, са мостоятельности в учебном процессе
*
3. Создание ус ловий для раз вития готовно сти ученика к самоопреде лению (в т.ч. личной ответ ственности за результаты учебной дея тельности)
Побуждение учеников к само оценке, самоконтролю, само анализу деятельности
*
Создание ситуаций самостоя тельного планирования своей деятельности, выбора действий
*
Помощь в осознании моти вов собственных действий, поведения, деятельности
*
Обучение целеполаганию (приемам, последовательно сти, классификации)
*
Создание ситуаций, обеспе чивающих самопознание учащихся
*
3. Проявление личностно ориентированной (ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ) ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА
1.Проявление
ценностного
от ношения
к лич ности
учащихся
Заинтересованная реакция учителя на предложения, по желания, замечания (мнение) каждого ученика
*
«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реаги рование на него
*
Отделение оценки действий ученика от личного отноше ния к нему педагога
*
Акцентирование учителем важности мнения и участия ка ждого в урочной деятельности
*
Акцентирование внимания на позитивных личностных каче ствах учащихся, их поощрение
*
2. Реализация
учителем новых педагогических функций(ролей)
Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки)
*
Учитель как человек, соз дающий условия для учения (фасилитаторская функция)
*
Учитель как исследователь (исследовательская функция)
*
Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки)
*
Учитель как эксперт (консуль тативная, рекомендательная)
*
IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Организация
равноправного
партнерского
общения в ходе
учебного
взаи модействия
Приоритет диалогических форм общения
*
Организация сотрудничества учеников между собой
*
Обращение учителя к учени кам по имени
*
Свободное и открытое выра жение учениками своего мне ния без опасения критики
*
Учитель стремится постоянно получать от учащихся «об ратную связь»
*
2. Создание
бла гоприятного
психологи ческого
климата на уроке,
атмо сферы добро желательности и
комфорта
Доброжелательность, спокой ствие, уравновешенность учи теля
*
Внимательность к ученику и его проблемам
*
Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися
*
Свободное и легкое вступле ние учеников в диалог с учите лем и друг с другом
*
Стимулирование положи тельных эмоций во время урока
*
3. Создание атмосферы взаимной
заин тересованно сти
в работе друг друга,
сотрудничества
Организация ситуаций взаи мопомощи между учениками
*
Использование таких учебных заданий, где сильна взаимо зависимость результатов ин дивидуальной и групповой работы
*
Организация работы учащих ся в парах
*
Организация групповой рабо ты учащихся
*
Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи
*
15