МАСТЕР-КЛАССА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ВЫПУСКНЫХ ГРУПП ТЕХНИКУМА Как составить резюме

ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ВЫПУСКНЫХ ГРУПП ТЕХНИКУМА
Тема: "Как составить резюме и вести себя на собеседовании"




Разработчик: Привалов А.А.
Преподаватель ОПД;
Варбан С.П.,
преподавательт информатики










Чебаркуль, 2017 г.
Содержание

Введение.................................................................................................................................3
Технологическая карта..........................................................................................................5
Ход мастер-класса..................................................................................................................6
Развернутый ход мастер-класса............................................................................................7
Приложение № 1...................................................................................................................15

Введение

Трудоустройство выпускников является не только проблемой выпускников, но и проблемой самих учебных заведений. Каждое учебное заведение является субъектом двух рынков: рынка образовательных услуг и рынка труда специалистов, работа на которых тесно взаимосвязана. Поэтому повышение гарантии трудоустройства после получения образования является важным конкурентным преимуществом учебного заведения на рынке образовательных услуг, привлекающим больше абитуриентов. Особенно это важно в последнее время, когда существенно выросло количество коммерческих учебных заведений. В таких условиях необходим постоянный анализ востребованности тех или иных специальностей и прогнозирование изменения спроса на них, что позволит учебным заведениям гибко менять свою политику подготовки.
В процессе обучения большинство студентов рассчитывают на предоставляемые образованием долгосрочные выгоды. Для того, чтобы реализовать себя в жизни после учебы, нынешним студентам уже на первых курсах необходимо строить свою карьеру, и это касается не только полученных знаний.
Существует несколько путей решения вопроса о трудоустройстве. Первый это самостоятельный поиск работы, и здесь не обойтись без грамотно составленного резюме, в котором нужно подробно осветить все вопросы, связанные с трудовой деятельностью. Нет необходимости приукрашивать резюме или описывать те работы, к которым студент не имел отношения на собеседовании все «подводные камни» откроются, и может возникнуть неприятная ситуация.
Есть еще возможность – отправить свое резюме в кадровое агентство. Как правило, тесное общение с работодателями позволяет сотрудникам кадровых агентств быть в курсе потребностей в кадрах разных организаций. Коммерческая направленность деятельности кадрового агентства предполагает активный поиск успешных, перспективных кандидатов. Определив потенциал соискателя, менеджер агентства оперативно организует собеседование с работодателем, заинтересованном именно в таком специалисте. А также даст свое заключение и поможет работодателю увидеть в кандидате сильные стороны и преимущества, которые, скорее всего, не были бы так очевидны из резюме, присланного в отдел кадров по почте.
Третьим способом, которым могут воспользоваться студенты, - это обращение в службу занятости, которая занимается специальными программами по трудоустройству выпускников.
Четвертый вариант для соискателей-студентов это ярмарки вакансий. Все перечисленные мероприятия в значительной степени способствуют налаживанию контактов выпускников с работодателями и впоследствии приводят к повышению престижности учебного заведения и работодателя как компании, которая тщательно планирует свое будущее.
Настоящая методическая разработка по профориентационной работе предназначена для подготовки и проведения мастер-класса по теме: "Как составить резюме и вести себя на собеседовании" для студентов выпускных групп. В процессе мастер-класса студенты приобретают навыки:
составления резюме при приеме на работу;
умения вести себя на собеседовании.

Методическая цель мастер-класса
- показать наглядно шаги составления резюме
- дать рекомендации при собеседовании с потенциальным работодателем.

Метод обучения и форма проведения:

На данном мастер-классе используется объяснительно-наглядный метод обучения - студенты наблюдают пошаговое составление резюме на ПК.
В ходе мастер-класса используется коллективная форма его проведения.







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР - КЛАССА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Мастер-класс: Профориентационная работа
ФИО : А.А. Привалов, С.П. Варбан
Дата: по графику
Группы: выпускные группы технического и экономического отделения
Тема мастер-класса: "Как составить резюме и вести себя на собеседовании"
Цели мастер-класса:
1. Обучающая: создание условий для создания резюме на ПК в программе MS Word, научить вести себя на собеседовании;
2. Развивающая: создать условия для развития памяти, логического мышления;
3. Воспитательная: создать условия для развития качеств: внимательность, исполнительность.

Методы обучения: объяснительно-наглядный
Формы обучения: коллективная
Средства обучения: ПК, электронная презентация в MS Power Point
Продолжительность: 45 минут













ХОД МАСТЕР - КЛАССА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ



п/п
Этапы
Время мин.
Деятельность мастера производственного обучения
Деятельность студентов

1.
Орг. момент
1-2 мин.
Приветствем выпускников

Рассаживаются по местам



2.
Вступительное слово мастера ПО
Сообщение темы и цели



3 мин.
Настраиваем на работу.
Цель нашей сегодняшней встречи - самостоятельно научиться грамотно создавать резюме, так как удачное резюме может стать поводом для личной встречи с работодателем или его представителем, ведь трудоустройство выпускников это серьезная проблема.
Поэтому тема нашей сегодняшней встречи: "Как составить резюме и вести себя на собеседовании".
Слушают, воспринимают

3.
Материал по теме, демонстрация презентации
30 мин.
Пример пошагового составления резюме, рассказ, демонстрация презентации
Наблюдают, слушают, воспринимают, отвечают на вопросы

4.
Практическая работа
10 мин.
Педагоги предлагают занять места за компьютерными столами, объясняет
Составляют резюме

5.
Рефлексия
2 мин.
Предлагаем на цветных листках каждому ответить на вопрос: "Что нового я сегодня узнал?"
Студенты отвечают.
Свои ответы студенты прикрепляют на листок ватмана.




Развернутый ход мастер-класса

1. Организационный момент

(Студенты рассаживаются по местам, педагоги приветствуют всех присутствующих)
- Добрый день! Присаживайтесь, свои телефоны поставьте, пожалуйста, на беззвучный режим.

2. Вступительное слово педагогов. Сообщение темы и цели

(слайд № 1)
- Совсем скоро вы все будете дипломированными специалистами и перед вами встанет вопрос о трудоустройстве. Для того, чтобы быть готовыми к этому шагу во взрослую жизнь, мы с вами сегодня собрались.
Цель нашей сегодняшней встречи - самостоятельно научиться грамотно создавать резюме и вести себя на собеседовании, так как удачное резюме может стать поводом для личной встречи с работодателем или его представителем, ведь трудоустройство выпускников это проблема. Поэтому тема нашей сегодняшней встречи: "Как составить резюме и вести себя на собеседовании".
Но прежде, чем мы приступим, мы бы хотели Вам рассказать немного о самом "резюме".

3. Материал по теме, демонстрация презентации

(№ 2)
- Резюме это документ, в котором в краткой, но емкой форме изложены основные сведения о профессиональных умениях и навыках, трудовой биографии и личных данных кандидата.
Прежде, чем начать поиск работы необходимо грамотно составить резюме. Оно позволяет работодателю заочно, с минимальными затратами времени ознакомиться в с деловыми и личностными качествами кандидатов, произвести первичный отбор наиболее достойных и дать первую оценку их соответствия имеющейся вакансии.
(слайд № 3)
Это ваше первое деловое письмо. И рассматриваться оно будет работодателем именно под этим углом. И если его не выбросили в корзину считайте ваша первая цель достигнута. Проблема, с которой сталкиваются большинство студентов, писать нечего, текста нет. Нет опыта работы, профессиональных достижений, служебного роста. И чтобы компенсировать эти белые поля резюме указываются и прохождение стажировок, и производственных практик.
(слайд № 4)
- Резюме обычно содержит следующие разделы:
общие данные о кандидате возраст, адрес проживания, контактная информация;
образование как основное, так и дополнительное;
профессиональные умения и навыки;
трудовая биография (место работы, стажировки, практики);
дополнительные данные о кандидате (владение ПК, знание языков и т.д.)
( слайд № 5)
- Резюме должно быть отпечатано четким, хорошо читаемым шрифтом, на компьютере, но, ни в коем случае не написано от руки.
- А нужна ли фотография на резюме? Как Вы думаете, ребята?
(студенты предлагают свои варианты ответов)
( слайд № 6)
- Фотография один из элементов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который помогает составить первое впечатление о соискателе. Как правило, лишней такая деталь не бывает. Резюме с фото всегда привлекают больше внимания работодателей, потому что многие люди визуалы, им хочется ещё до собеседования посмотреть на кандидата. Это дополнительная возможность для кандидата представить себя.
( слайд № 7)
- Обратите внимание на экран. Как бы вы ни гордились своей внешностью, не надо делать фото в полный рост, если, конечно, вы не ищете работу манекенщицы. Это отвлекает внимание от лица и переключает его на детали интерьера и одежды. Ни в коем случае не отправляйте работодателю групповых снимков. Такое приложение к резюме вполне может вызвать у работодателя сомнения в вашей адекватности, даже если резюме его заинтересует.
(слайд № 8 )
- Обстановка на фотографии и ваш внешний вид должны быть рабочими и характеризовать вас именно как специалиста. Если вы претендуете на офисную должность (менеджер, делопроизводитель, руководитель отдела, и т.д.), то лучше сфотографироваться в деловой одежде – так, чтобы работодатель мог представить вас в работе. Не стоит позировать в полный рост, лучше сделать акцент на лице, ведь именно оно лучше всего отражает ваш характер.
- Прежде чем переходить к пошаговому составлению резюме, мы хоти ознакомить вас с тремя главными правилами для успешного написания резюме.
( слайд № 9 , проговариваем: "Пишите правду, но не всю")
- Делайте акцент на своих достоинствах и сильно не упоминайте о своих недостатках. О них Вас спросят на собеседовании.
(слайд № 10 , проговариваем: "Придерживайтесь четкой структуры")
- Резюме пишется на 1-2 листах, не более. Поэтому постарайтесь кратко и емко изложить в нем всю необходимую информацию, даже если её немало.
(слайд № 11 , проговариваем: "Будьте оптимистичны и жизнерадостны")
- Положительно настроенные люди притягивают к себе успех.
Итак, приступаем теперь к структуре пошагового составления резюме.
( слайд № 12 )
- Здесь Вы должны написать само слово "Резюме" и указать, на кого оно составлено. Всё это пишется в одну строку. Обратите внимание на экран. Ваш потенциальный работодатель сразу поймет, кому принадлежит резюме.
( слайд № 13 )
- Необходимо помнить, что у вашего резюме должна быть цель. Не стоит перечислять несколько позиций, которые вас в принципе могли бы устроить. Ситуация складывается так, что выбираете не вы, а выбирают вас (по крайней мере, на первом этапе), и работодателю вряд ли интересен широкий круг ваших интересов и  потенциальных возможностей.
( слайд № 14 )
- Теперь мы должны написать данные о соискателе: дату рождения, адрес, контактный телефон, e-mail, семейное положение. Семейное положение стоит писать в соответствии с вашими паспортными данными. Не стоит упоминать о гражданском браке, даже если вы в нем состоите. Убедитесь, что ваше резюме содержит достаточно контактной информации и работодатель сможет легко связаться с вами.
( слайд № 15)
- Образование стоит в резюме подчеркнуть особо, но не так, как это делает большинство вчерашних студентов. Не занимайтесь перечислением всех «корочек», которые вам удалось собрать. Курсы по имиджу, массажу, рекламе и ценным бумагам интересны только в том случае, если прямо связаны с должностью, которую вы хотите получить. Не стоит также писать, что вы были старостой группы и пели в хоре. К образованию это не имеет отношения и не прибавит вам очков. Стоит вспомнить о стажировках, практиках и прочем. Расположите даты в левой части резюме, а описание мест работы и учебных заведений справа.
( слайд № 16 )
- Понятно, что, будучи студентом, вы не могли работать продолжительное время. Не бойтесь указывать непродолжительный опыт работы, даже если вы проработали всего 2-3 месяца. Вы обязательно проходили практику в какой-то компании, это тоже можно указать.
( слайд 17 )
- Далее мы с вами должны указать дополнительную информацию, которая добавит вам "баллы" при поиске работы. Вашим преимуществом может стать знание языка, а также современных компьютерных программ и Интернета.
Прежде, чем заполнять эту графу, подумайте, какие личные качества важны в профессии, которую вы выбрали. Это может быть собранность, внимательность, пунктуальность, легкая обучаемость, целеустремленность, ответственность. Честность, порядочность, добросовестность, по-прежнему в цене, но работодатель заинтересован в приеме на работу не просто хороших людей, а профессионалов. Первыми описывайте качества, которые важны для вакансии, на которую вы претендуете. Будьте аккуратнее при описании своих интересов \ увлечений. Лучше не писать о них вообще.
( слайд № 18 )
- Посмотрите чего не должно быть и что можно указать (проговариваем слайд).
( слайд 19 )
- Обратите внимание на экран. Это вариант не правильного резюме, никаких ярких пятен и разбросанного текста. Ребята, можете подойти посмотреть. Какие ошибки вы нашли? (студенты отвечают, педагоги комментируют слайд).
(слайд № 20 )
- А это правильный вариант резюме. Посмотрите четкость структуры. (комментируем слайд)
( слайд № 21)
- После того, как ваше резюме попадет на стол потенциальному работодателю и оно его заинтересует, вас обязательно пригласят на собеседование. Чтобы чувствовать себя комфортно в процессе общения с потенциальным работодателем, ни в коем случае не опаздывайте на собеседование. Лучше придите на 15 минут раньше. Этого времени хватит, чтобы сориентироваться в незнакомом месте и настроиться на предстоящий разговор, первое впечатление о себе можно произвести только единственный раз, поэтому важно все: как вы выглядите, как ведете себя, как разговариваете.
- Бывает недостаточно показать лишь одни профессиональные навыки. Вы должны в целом оставить приятное впечатление о себе. Собеседование – это шанс показать себя.
- Вопросы могут задаваться совершенно разные, вы должны быть к ним готовы. Вот несколько вариантов вопросов потенциального работодателя.
(слайд № 22 )
Расскажите немного о себе
- Рассказ этот нужно продумать заранее. Пусть он будет связным и содержит информацию о вашем опыте работе, навыках, знаниях, умениях. Расскажите о том, где учились и работали, делая акцент на образовании, достижениях, успехах, профессиональном опыте и интересе к той сфере деятельности, в которой вы ищите работу. Старайтесь говорить четко, уверенно и по существу.
Какая работа Вам нравится больше и почему?
- Работодателю важно увидеть ваше желание работать именно на этой работе, т.е. вашу мотивацию и личные качества, определяющие способность ладить с коллективом и руководством. Поэтому ваш ответ должен содержать как можно больше информации. Вы должны показать, как нравится вам ваша специальность и то дело, которым занимаетесь или хотите заниматься на новой должности. По возможности положительно охарактеризуйте прежнюю организацию, покажите свою коммуникабельность и способность «уживаться» в коллективе.
Назовите свои сильные стороны
- Ребята, какие могут быть сильные стороны у человека, как вы думаете?
(студенты отвечают)
- Расскажите о тех качествах, которые, по-вашему, будут полезны для этой должности. И не стесняйтесь себя хвалить, три-четыре позитивных качества будут в самый раз.
Назовите свои слабые стороны
- Отвечая на этот вопрос, будьте предельно внимательны и очень осторожны. Не стоит признавать за собой никаких недостатков и слабостей.
- Это были вопросы к которым вы должны быть готовы.
(слайд № 23)
- Но не только резюме, ответы на вопросы, рассказ о себе, должны быть продуманы до мелочей, но и, конечно же, внешний вид. Соискатель может обойтись и без делового костюма. Но его облик, в любом случае, должен быть максимально сдержанным. Никаких прозрачных блузок, мини-юбок, оголённых плечей, блестящих ремней!
( слайд № 24)
- Всё должно быть максимально строго и со вкусом. Вместо делового костюма мужчина может одеть хорошо отглаженные тёмные брюки, свежую рубашку и неяркий джемпер. Женщина - сдержанное платье.
( слайд № 25 )
- Обратите внимание на экран. Здесь мы вам предлагаем два варианта резюме. На первый взгляд они совершенно одинаковы, но если вы посмотрите внимательно, то увидите разницу. Мы хотим, чтобы вы из двух выбрали правильный вариант, а в другом нашли недочеты. Можете подойти к экрану и внимательно посмотреть.
(студенты смотрят, комментируют, отвечают)

4. Практическая работа

( слайд № 26)
- Итак, сейчас мы предлагаем вам самостоятельно попробовать составить свое резюме. Пересядьте, пожалуйста, за компьютерные столы по два человека. Один из вас придумывает данные соискателя, второй печатает.
На ваших компьютерах есть образец резюме (Приложение № 1), при составлении вы можете опираться на него. Время на составление 10-15 минут.
(студенты рассаживаются за компьютеры, пробуют составить свое резюме)
- Не забывайте указать все разделы в своем резюме:
общие данные о кандидате возраст, адрес проживания, контактная информация;
образование как основное, так и дополнительное;
профессиональные умения и навыки;
трудовая биография (место работы, стажировки, практики);
дополнительные данные о кандидате (владение ПК, знание языков и т.д.)
(педагоги помогают студентам, указывают на ошибки)
(после того как студенты закончили, педагоги просят их поменяться местами)
- Сейчас мы предлагаем вам поменяться местами с соседом по компьютеру и найти недостатки в резюме. Кто нашел, поднимите руку.
(студенты меняются местами, за компьютерными столами, ищут недочеты, отвечают).

5. Рефлексия

- Молодцы, ребята, хорошо. А теперь мы попросим вас на цветных листах бумаги, которая находиться на ваших столах, ответить на вопрос: "Что нового я сегодня узнал?" Свои ответы ямы предлагаем вам прикрепить на лист ватмана.
( слайд № 26)
(студенты пишут, крепят ответы на листе ватмана)
- Итак, ребята, что же нового вы сегодня узнали?
(студенты отвечаю)
- Хорошо. Молодцы. Наш сегодняшний Мастер-класс подошел к концу, и ямы надеемся сегодняшняя информация пригодиться вам при дальнейшем трудоустройстве. Всем спасибо за работу, до свидания.
(слайд 28).


















Приложение № 1

Образец резюме
на должность секретаря




Семенова Анна Александровна


Дата рождения: 10 февраля 1986 г.
Гражданство: Россия
Телефон: +7(XXX) XXX-XX-XX
Эл. почта: myemail@mail.ru
Семейное положение: замужем
Желаемый график работы: полный рабочий день

Цель
Соискание должности секретаря
Образование
2008 г.
Российский государственный социальный университет
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра социальной философии


2009 г.
Международный центр профессионального образования
Курс «Секретарское дело с использованием ПК»

Опыт работы
01.2011 наст. время
ООО «Магистраль»
Должность: секретарь-референт
Планирование, своевременное внесение изменений в график работы руководителя
Протоколирование и организация совещаний, планерок
Своевременное ознакомление с изменениями всех заинтересованных лиц
Общее делопроизводство
Ведение электронного документооборота
Организация отправки и получения почтовых отправлений
Визовая поддержка руководства и сотрудников офиса
Организация бесперебойного жизнеобеспечения офиса


09.2008 12.2010 г.
ООО «Директ Лайн»
Должность: секретарь на ресепшн
Прием, распределение и фильтрация входящих/исходящих звонков
Работа с входящей и исходящей корреспонденцией
Подготовка документов для руководителей
Информирование сотрудников компании о событиях, фактах, распоряжениях
Прием посетителей, заказ пропусков
Координация и обеспечение работы офиса
Организация командировок руководителя

Профессиональные навыки и знания
Знание основ делопроизводства
Уверенный пользователь ПК MS Office (Word, Excel, Outlook), Internet
Грамотная устная и письменная речь
Владение оргтехникой, мини АТС
Знание иностранных языков
Английский язык свободно владею
Прочее
Коммуникабельность, ответственность, стрессоустойчивость
Исполнительность, пунктуальность
Стремление к развитию и профессиональному росту











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Iђ Заголовок 2†ђ Заголовок 515