Из опыта работы учителя английского языка У.С. Полях статья значение мотивации при изучении иностранного языка


-10795-8191500 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50
г. Шахты Ростовской области
346536 ул. Паустовского 2а, г.Шахты Ростовской области, тел. (8636)-288-666 e-mail: Talowy@mail.ruЗначение мотивации
при изучении иностранного языка
из опыта
работы учителя английского языка У.С. ПоляхШахты 2014
Значение мотивации при изучении иностранного языка
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету, но значительно важной является проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе.[2] Опыт коллег показывает, что от класса к классу происходит её снижение. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать.
Начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. [1]
Расценивая мотивацию как важнейшую причину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями.[5] Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
В современных условиях постоянно возрастает роль знания иностранного языка. Овладение любым иностранным языком требует напряженного труда. [6] Чтобы такая интеллектуальная деятельность дала хорошие результаты, она должна быть высоко мотивирована. Современные педагоги и психологи сходятся во мнении, что качество выполнения какой-либо деятельности на иностранном языке зависит, прежде всего, от побуждений и потребностей ученика, его мотивации. Именно мотивация является средством, вызывающим целенаправленную активность при изучении иностранного языка. Чтобы рассмотреть мотивацию к изучению иностранного языка, необходимо более детально рассмотреть само понятие «мотивация».
Мотивация (от lat. «movere») - «побуждение к действию» - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, а так-же способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. [2]
Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация, по В. К. Вилюнасу, это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое, есть совокупность мотивов.[2]
В области обучения иностранному языку вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и других. Взяв за основу указанные выше работы, под мотивацией следует понимать систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности. [3]
Необходимо помнить о том, что в течение одного учебного года отношение обучаемых к различным видам речевой деятельности на иностранном языке может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны.
Помимо этого для оптимальной организации речемыслительной деятельности необходимо знать и типы мотивации. «Мотивация обучения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами».[4]
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.
Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала:
· мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы);
· мотив оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы);
· отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы).
Внутренние мотивы, напротив, связанны с содержанием учебного материала:
· мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы);
· мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы). [5]
Как утверждает Г. В. Рогова и З. Н. Никитенко, интерес к процессу изучения иностранного языка держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету преподаватель иностранного языка должен развивать у учащихся внутренние мотивы. При этом ключевыми и решающими параметрами считаются, те, которые присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию. В этом случае «работает не стимуляция, а внутреннее побуждение; мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения». [8] Перед преподавателем возникает целый ряд задач, основные из которых заключаются в использовании межличностных отношений и создании эмоционального благополучия, что в свою очередь обеспечит повышение эффективности обучения иноязычному общению.В процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных задач для достижения конкретных целей обучения иноязычному речевому общению. [6]
Какие же мотивы и антимотивы движут учеником, который овладевает иностранным языком? С этой целью был проведён опрос 86 учащихся 5-11 классов. По результатам опроса и на основе изучения методической литературы составлена следующая таблица.
Виды мотивации изучения иностранного языка Общепринятые мотивы, составляющие тот или иной вид мотивации Мотивы (по результатам анкетирования) «Антимотивы» (по результатам анкетирования)
1. Широкая социальная мотивация. 1.Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык.
2. Иностранный знают в моей семье, и это побуждает меня изучать его.
3. Изучаю, так как этот предмет есть в школьной программе.
4. Учу из уважения к учителю.
5. Хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей. 1 .Английский язык интереснее, чем другие языки. 74%
2. Все группы поют на английском языке, хочу знать, о чём они поют. 81%
3.Без знания иностранного языка невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, аннотации. 57%
4. Устраивает учительница и обстановка на уроке. 89% 1.Хотел бы изучать французский язык, так как он красивее, и мне нравится Франция. 36%
2.Хотел бы изучать китайский язык, так как хочу там жить. 10%
2. Мотивация, связанная с перспективным развитием личности. 6. Изучаю, так как иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни. 5.Чтобы получить хорошую работу в будущем. 25%
6. Чтобы разбираться в компьютере. 52%
7.Понадобится в институте. 37%
8. Для будущей профессии. 15%
9. Так как английский язык международный. 57% 3. Сомневаюсь, что иностранный язык будет мне нужен в жизни. 32%
3. Коммуникативная мотивация. 7.Интересно общаться с ребятами на уроке, обмениваться впечатлениями и т.д.
8.На занятиях иностранного языка интересно.
9.Иностранный язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов. 10. Хочу пообщаться с иностранцами. 4%
11. Для переписки. 7%
12. На уроках иностранного языка интересно. 82 % 4. Не хочу изучать, так как трудно даётся. 32%
4. Мотивация, порождаемая учебной деятельностью. 10. Интересуюсь языком как таковым: нравится отгадывать значения новых слов, выводить правила, выполнять упражнения и т.д. 13. Нравится работать с магнитофоном, компьютером. 83%
14. Нравится петь песни на уроке. 92%
15. Нравится работать над различными проектами.54%
16. Люблю писать. 57 %
17. Мне нравится всё. 68 % 5. Не люблю, когда задают пересказ. 43%
6.Не люблю переводы текстов. 26%
7.Не люблю словарные диктанты. 32%
8.Не люблю учить стихи, трудно. 41%
Стимулирующее воздействие внешней мотивации на процесс обучения может быть достаточно сильным, поэтому его важно строить таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Для этого можно использовать различные источники информации, показывающие значение владения иностранным языком (кинофильмы, специальная литература, газеты, журналы и т.д.). Можно проводить беседы о значении английского языка.[4]
Познавательные мотивы в овладении иностранным языком дифференцируются следующим образом: интерес к иностранному языку как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений, всевозможным по форме и содержанию занятиям с иностранным языком, к развитию лингвистического мышления; возможность использования иностранного языка как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучение культуры, истории, развития и действительности страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к иностранному языку как необходимому средству познавательной деятельности. [5]
В заключении можно сделать вывод о том, что мотивация - явление многогранное, и содержание обучения должно включать в себя целый комплекс средств для ее поддержки. В системе обучения иностранному языку как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего иностранный язык коммуникативную мотивацию.
Список литературы
1.     Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. - //ЯИШ, 2011, 4. 2.     Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение,2010 3.     Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 2009. - №1 4.     Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика, 2013. 5.     Гусев А.В. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка - Спб.:, РГПУ, 2012.
6.  Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А.Готлиб / Социологические исследования, № 2, 2009. С. 122–127.7.  Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. – 2013. - №6 14.  
8.Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых путях повышения мотивации  изучения иностранных языков у школьников в IV-VII классах// Иностранные языки в школе № 6, 2013.