Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности.
Глава 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности.В эксперименте приняли участие:
- контрольная группа – учащиеся 4«Е» класса школы № 78 г.Краснодара - экспериментальная группа – учащиеся 4 классов школы № 78 г. Краснодара
Учащиеся экспериментальной группы выполняли проекты на уроках технологии и на других уроках, и занятиях внеурочной деятельности, а учащиеся контрольной группы проекты не выполняли.
Из выше проведенного анализа теоретических источников установлено, что к показателям повышения творческой активности учащихся относятся:
отношение ребят к предмету, участие в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, конференциях), достижения и победы в этих мероприятиях, развитие творческих качеств в результате выполнения творческих проектов.
3.1.Отношение учащихся к предмету технология
Учащимся была предложена анонимная анкета: «Твое отношение к предмету технология» и даны варианты ответов: а) нравится, б) равнодушна, в) не нравится. Анализ результатов показал, что учащимся экспериментальной группы предмет технология нравится больше, чем учащимся контрольной группы (таблица 1)
Надо отметить, что процент положительного отношения к предмету технология в экспериментальной группе у шестиклассников вырос по сравнению с пятиклассниками, возможно потому, что они выполняли проекты дважды.
Можно предположить что, выполнение проектов повышает интерес к предмету.
Таблица 1. отношение к предмету
группы нравится равнодушна не нравится %
контрольная 73.7 21.1 5.3
экспериментальная 89.3 10.7 0
отношение к предмету
группы нравится равнодушна не нравится %
контрольная 62.5 25 12.5
экспериментальная 86.1 11.1 2.8
3.2. Динамика развития творческой активности учащихся.
2. Динамику развития творческой активности можно проследить по следующим критериям:
а) участие учащихся в творческих мероприятиях с демонстрацией результатов собственного творчества (таблица 2)
Учащиеся экспериментальной группы участвовали в различных школьных, городских творческих мероприятиях и демонстрировали свои выполненные проекты. А учащиеся контрольной группы не принимали участия в подобных мероприятиях, возможно потому, что не было объектов демонстрации.
Таблица 2. Участие в творческих мероприятиях в 2006-2007 уч.году4 «Е» класс и 4 классы
№ мероприятия Экспер.
(чел.) Контр.
(чел.) Экспер.
(чел.) Контр.
(чел.)
1 Выставки в школе 72 - 68 -
2 Выставки городские 12 - 18 -
3 Школьная научно-исследовательская конференция 4 - 7 -
4 Городской конкурс
5 Выступления перед родителями 65 - 57 -
6 Оформление кабинета технологии 12 - 16 -
7 Подарки родственникам, друзьям, учителям 18 - 20 -
б) продуктивность творчества видна по результатам побед и наград (табли-ца3)
Пример и успехи одних учащихся стимулировали активность других участиков экспериментальной группы, изменялись их коммуникативные отношения, творчество сплотило учеников и способствовало росту творческой активности.
Таблица 3. Достижения в творческих мероприятиях учащихся
экспериментальной группы в 2006-2007 учебном году
1 Школьный конкурс в 4 классах 1,2,3.места
2 Школьная научно-исследовательская конференция 1,2,3 места
3 Городской конкурс «Милые фасончики» 3 место
4 Городская выставка творческих работ в ДЮЦ
Исследования показали, что вовлечение учащихся в творческую деяте-льность средствами проектного обучения влияет на развитие их творческой активности.
Результаты исследования свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны учащихся), но и от стимулирования этой мотивации извне (со стороны учителя).
3.3.Формирование творческих качеств
В процессе эксперимента выявилось, что продуктивная творческая деятель-ность повлияла на формирование и развитие творческих качеств личности (таблица 4). В связи с этим была проведена анкета для учащихся экспериментальной группы, где они указывали, какие качества у них развились благо-даря проектной деятельности на уроках технологии.
Таблица 4. Анкета выявления творческих качеств участников эксперимента (по методике В.И.Андреева)
№ Вопрос: какие из перечисленных качеств у Вас развились в результате выполнения проектов на уроках технологии?
Качества творческой личности Ответы учащихся (%)1 Целеустремленность 73,9
2 Воля 34,8
3 Познавательная активность 26
4 Эмоциональность 17,4
5 Любознательность 47,8
6 Лидерство 13
7 Смелость 69,6
8 Решительность 26
9 Самоконтроль 43,5
10 Открытость 30,4
11 Независимость 8,7
12 Инициативность, активность 21,7
13 Чувство юмора 39,1
14 Яркое воображение 47,8
15 Оригинальность 39,1
16 Увлеченность 56,5
17 Сообразительность 43,5
18 Гибкость мышления 17.4
График развития личностных качеств показывает, что выполнение проектов на уроках технологии способствует формированию творческих качеств уча-щихся: