Статья на тему Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников


Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников
«Коллекционирование – это школа воли, рефлекс цели, имеющий огромное жизненное значение». Академик И.П. Павлов[3]
Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников. Эта тема мне очень близка, так как я постоянно сама коллекционирую, и очень актуальна в наше время. В процессе коллекционирования у детей развивается умение замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Эта форма нетрадиционного обучения повышает интеллект дошкольников. Они учатся анализировать, исследовать, сравнивать, обобщать, обосновывать собственную точку зрения, систематизировать свои знания, учитывать причинно-следственные отношения.
Актуальность коллекционирования заключается и в том, что это одно из доступных, понятных, постоянно проявляемых детьми направлений деятельности. Дошкольники всегда что-то собирают, классифицируют по разным признакам предметы, то есть они склонны к собирательству, к поиску.
«Психологи связывают познавательные интересы детей с их познавательной активностью, и относят в особую область интересов человека. По мнению П.Ф. Захаревич, П.К. Постниковой, А.И. Сорокиной, Г.И. Щукиной «сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них»» [3].
«М.И.Лисина и А.М.Матюшкин разделяют точку зрения, что познавательная активность есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.» [3]
Можно отметить, что коллекционирование формирует познавательную активность старших дошкольников.
Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
А также этот вид деятельности имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей.
Дети всегда пытливы и любознательны, часто, практически постоянно, задают взрослым множество вопросов. Зачастую об интересных им вещах, которые кажутся для них необычными, новыми или просто чудными.
«Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников. Авторы программы «Истоки» считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются. В «Программе обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Васильевой, в разделе «культурно-досуговая деятельность», ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства)» [4].
В программе «Детство» обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе «большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций» [4].
«С.Н.Николаева в парциальной программе «Юный эколог» отмечает, что «дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании». Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором «могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Возможно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал» [4].
Авторы парциальной программы «Мы» для активизации познавательной активности дошкольников предлагают наблюдать и проводить опыты с живыми и неживыми объектами. Не следует давать советов, а тем более рекомендаций по созданию коллекций, можно использовать игры с ракушками, песком, шишками, опавшими листьями, камешками, желудями, веточками, для обогащения знаний детей предложено. [4].
Проанализировав эти программы видно, что в них раскрыты только темы коллекций, ну а деятельность с детьми и содержание не раскрывается. А так же мнение авторов о том, что коллекционирование доступный для дошкольников вид деятельности, расходятся.
Немногие используют коллекционирование, как форму познавательной активности. Собирание и классификация различных предметов, расширяет кругозор детей, а так же развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования у детей накапливаются знания, далее происходит процесс накопления знаний, затем информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Коллекционирование развивает все психические процессы: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование интегрируется со всеми направлениями образовательного процесса. Эту связь можно отметить как достоинство коллекционирования.
Существует такая проблема, как детский стресс, которая возникает из-за недостатка положительных эмоций, которые, очень необходимы малышам. Так вот коллекционирование может препятствовать возникновению стрессов и вызывать положительные эмоции у дошкольников. В детские сады всё чаще поступают дети с нестабильным поведением, «гипер» активные, или наоборот стеснительные, необщительные, тревожные – со всеми важно наладить взаимоотношения, а решить эту проблему можно, объединив их общим делом, которое позволит совместить интересы ребенка и взрослого. Дети влюбляются в коллекционирование, понимают его смысл, если взрослые прививают это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Ну конечно, самим коллекционированием есть необходимость управлять. Чтобы коллекционирование было полезным, необходимо систематизировать и изучить собираемое. Этот процесс влияет на расширение кругозора детей, на углубление знаний, на привитие усидчивости и аккуратности, ведёт к исследовательской деятельности. С собирания различных предметов ребёнок начинает приобщаться к миру маленьких тайн, их открытий. Взрослые не должны пренебрежительно относиться к коллекционированию, надо направить малыша, подсказать ему, объяснить. Ведь любознательность, пытливость, наблюдательность, важные черты личности, формируются, если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.
«А.А. Люблинская подчеркивает, что в процессе формирования у дошкольников познавательного отношения к окружающему вскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов, в которых явственно выражено единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности» [4].
У ребёнка формируется истинный интерес к окружающей среде, эмоциональное отношение к окружающему в процессе коллекционирования. Когда человек чем-то интересуется, удовлетворяется познанием этого объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост детского интереса безграничен. Творческая личность развивается, если существует стойкий интерес. Когда дошкольник чем либо интересуется, у него появляется желание лучше изучить этот предмет, узнать о нём больше. Взрослые должны внимательно относиться к увлечениям их детей, а также поддерживать их, развивать – это важный фактор для формирования познавательной активности дошкольника.
Коллекционирование – увлекательное дело!
И всё таки, почему именно эта форма нетрадиционного обучения, стала темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?
- Во-первых, коллекционирование это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Дети всегда любят что-либо собирать, что-нибудь искать. У многих это желание или страсть потом исчезает, но некоторые ребята коллекционируют потом всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”[3].
- Во-вторых, повторюсь ещё раз, я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, календарики, фото с актерами кино, фантики от конфет, вкладыши от жевательных резинок, сами жевательные резинки (собираю целый год, а потом на Новый год делюсь с сёстрами и братом), значки. Сейчас у меня большая коллекция пряжи (эстетически оформлен альбом с ниточкой, её составом и образцом вязания). То есть, будучи уже мамой двоих детей – я продолжаю коллекционировать. Некоторые мои коллекции сохранились. Когда мы в детском саду начали увлекаться этим замечательным видом деятельности, я приносила в группу коробку с открытками и фантиками от жевачек «Love is», альбом с марками, пряжей. Дошколята с большим любопытством рассматривали мои мини коллекции, спрашивали, откуда это всё у меня. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.
Так в 2011 году с детьми средней группы, а также их родителями, мы начали собирать значки и календарики. Находя дома, у бабушки, у родственников или просто купив в магазине новый значок или календарик, ребёнок с гордостью и радостью приносит в детский сад.
Коллекция значков у нас ещё маленькая (около 100 значков), а вот коллекция календариков превышает 500 штук. Каких только нет! Есть в нашей «копилке» даже календарик 1906 года.
Сейчас мы уже в подготовительной группе. Коллекционирование даже, наверное, можно включить в традиции группы. Родители, как и сами дети, предлагают что-либо собирать (магнитики, киндер игрушки, пуговицы). Хочу отметить, в начале, когда я объявила о нашей задумки, призывала к участию, мало, кто из родителей отозвался. Скорее сами дети были активны. Но теперь многие родители сами проявляют интерес.
Любознательности и познавательности детей дошкольного возраста, способствует коллекционирование.
Со своими дошколятами мы будем продолжать формировать свою познавательную активность через коллекционирование. Планируем собрать с детьми коллекцию камней и ракушек. Эти коллекции позволили бы увеличить знания детей о живой и неживой природе.
Мой пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Источники:
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000. - 416 с.
Статья: Коллекционирование как способ развития. Каталог статей МБДОУ №30 п. Эльбан [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mdou30.ucoz.ru/publ/kollekcionirovanie_kak_sposob_razvitija_poznavatelnoj_aktivnosti_doshkolnikov/1-1-0-3 Сайт «Педагогическая газета» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=18292