Методическая разработка на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) ( Коллекция «Открытки — города Самарской области»)».
Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста
на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
Коллекция «Открытки - города Самарской области». Основание – Географическое, по городам
Самарской области)
Группа подготовительная
1. Ценностно-ориентационный шаг
Цель: развитие у детей интереса к миру общественных отношений, отраженному в коллекции открыток.
Задачи работы с детьми
1. Обозначить проблемные ситуации, связанные с коллекционированием, доступные пониманию детей и связанные с их опытом общественных (семейных) отношений.
2. Сделать подборку литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме.
Совместная деятельность педагога и детей
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Взаимодействие
с родителями
Образовательная деятельность
в режимных моментах
Утро
Беседа по ознакомлению с окружающим «Коллекционирование».
Цель: заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием. Активизировать в словаре понятие «коллекционирование», «хобби». Развивать связную речь: умение задавать и отвечать на вопросы, рассказывать о своих увлечениях.
Просмотр мультфильма «Как было написано первое письмо»
Цель: вызвать положительно-эмоциональный отклик у детей, формировать представление о важности писем и открыток, развивать интерес к коллекционированию открыток.
Прогулка
Наблюдение "Разнообразие домов в родном городе".
Цель: продолжать формировать знания детей о родном городе., прививать любовь к родному городу, развивать патриотические чувства.
«Хороводная игра «Рябиновые бусы»
Цель: совершенствовать у детей навыки видов ходьбы в различных направлениях
Приобщение к русским народным играм
Вечер
Встреча с интересными людьми (коллекционером).
Цель: способствовать формированию представлений у детей о мире семьи; вызвать интерес к коллекционированию.
Рассматривание альбома с иллюстрациями готовых собранных коллекций: значков, магнитов, мягких игрушек, марок, денег и др.
Цель: вызвать интерес к коллекционированию.
С/Р игра «Я будущий коллекционер»
Цель: умение строить сюжетную линию, воспитывать дружеские отношения.
Рассматривание альбома с иллюстрациями готовых собранных коллекций: значков, магнитов, мягких игрушек, марок, денег и др.
ИКТ
Книжный уголок: энциклопедии ,книги о коллекциях и коллекционерах.
Организовать игры с открытками (разрезные картинки), опыты с бумагой, дид.игры.
Игры со строительным материалом «Постройка дома» - напомнить детям об основных частях дома, учить строить различные дома, развивать воображение.
Анкетирование родителей «Коллекционирование,
что это?»
Цель: выявить знания родителей на предмет владения понятием коллекционирование.
Родительское собрание «Коллекционирование – это увлекательно»
Цель: способствовать осознанию родителями важности коллекционирования, обеспечивающего развитие познавательных интересов и потребностей детей, умение родителями способствовать проявлению мотивационных склонностей к коллекционированию открыток.
Размещение памяток(по направлению коллекционирования) в уголке для родителей.
Привлечь родителей к совместному с детьми подбору открыток по городам Самарской области
2. Содержательный шаг
Цель: овладение детьми с помощью взрослого способами действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного (общественного и семейного) опыта в процессе работы с коллекциями.
2.1 «Ознакомление»
Цель: обогащение опыта детей представлениями о мире общественных отношений, расширение границы познания мира общественных отношений, осознание детьми мира общественных отношений через установление духовной взаимосвязи ребенка между собой и предметами коллекционирования (идентификацию), через приобщение детей к коллекционированию
Задачи работы с детьми
1. Обогащать опыт детей представлениями о мире общественных отношений (мире взрослых, мире семьи и др.), расширить границы познания мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи и др.).
2. Транслировать детям культурный опыт поддержания традиций и обычаев (в своей семье, в своей группе).
3. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (ребенок – предмет коллекции, предмет коллекции – общественное (семейное) событие).
Совместная деятельность педагога и детей
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Взаимодействие
с родителями
ООД
Образовательная деятельность
в режимных моментах
ОО «Познавательное развитие»
« Мой родной город - Тольятти»
Цель: формировать у детей представление о карте России, дифференцировать понятия город – страна; закрепить умения правильно строить предложения. Формировать у детей уважительное отношение, чувство ответственности и гордости за Родину. Формировать у детей умение
применять информацию об истории России и родного края
Ход ОД
1. Рассматривание карты России
2.Чтение стихотворения Т.Боковой «Необъятная страна»
3.Видео презентация «Тольятти- город наш родной»
4. Выбор детьми схем и создание построек
5. Рефлексия
Загадывание загадок и опрос детей.
Утро
Беседа – обсуждение «История почтовой открытки».
Цель: познакомит с происхождением открытки, её назначением.
Просмотр видеоролика о Самарской области.
Цель: познакомить детей с географическим положением, с городами Самарской области, с отраслями, воспитывать чувство любви своему краю.
Составление рассказа о городе по серии открыток.
Цель: развивать связную речь, расширить представления о городах Самарской области.
Прогулка
Наблюдения: за домами, улицей города
Игра малой подвижности «Назови, что покажу»
Вечер
Беседа «Что расскажет нам коллекция».
Цель: обогащать опыт детей знаниями и представлениями о мире взрослых, расширять представления о видах коллекционирования.
Составление алгоритма описания открытки.
Цель: обогащать опыт детей знаниями и представлениями об открытках, формировать умение описывать открытку по алгоритму.
Игра-путешествие «Путешествие по Волге»
Цель: расширить представления о городах Самарской области, познакомить с географическим положением.
ИКТ видеоролик о Самарской области.
серии открыток «Города Самарской области».
Карта Самарской области
Алгоритм описания открытки
Дидактические игры «Сравни и опиши», «Узнай по описанию», «Чего не хватает»
Рекомендации родителям: «Как оформить коллекцию открыток»
Интервьюирование «Твоя семейная коллекция»
Создание альбома «Семейные коллекции»
Цель: Расширять представления детей о семейных ценностях, вызвать интерес к коллекционированию.
Консультация для родителей «Коллекционирование от А до Я»
Цель: познакомить родителей с видами и способами коллекционирования; показать значение коллекционирования для развития ребенка и укрепления семейных связей.
Мастер-класс «Оформление коллекций»
Цель: формировать у родителей умение составлять и сохранять семейные реликвии.
2.2 «Освоение»
Цель: активизация детей на осознание ими мира общественных отношений и присвоение определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации в процессе сбора коллекций.
Задачи работы с детьми
1. Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений в (обществе, в семье), диапазоне ценностей мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи) на примере предметов коллекционирования.
2. Формировать у детей представление о ценностях мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи), закрепленных в предметах коллекционирования.
Совместная деятельность педагога и детей
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Взаимодействие
с родителями
ООД
Образовательная деятельность
в режимных моментах
ОО «Художественно-эстетическое развитие. Конструирование из строительного материала»
«Проекты городов России»
Цель ОД: совершенствовать конструкторские способности в создании архитектурных построек городов России
Ход ОД
1.Беседа с просмотром видеофильма «Города России»
Цель: познакомить детей с отличительной особенностью архитектуры разных городов России
2.Пальчиковая гимнастика «Птички в городе»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев
3.Конструирование
Цель: развивать конструкторские способности детей при сооружении построек нашего города.
4. Физминутка «Кто, где живет»
Цель: разгрузка эмоционального напряжения
5. Блиц-опрос
Цель: закрепить знания детей о городах России
Утро
Интервьюирование «Мой экспонат»
Цель: умение рассказать историю появления открытки в семье.
Заучивание стихотворения П.Воронько "Лучше нет родного края"
Цель: учить детей выразительно читать стихотворение, пользуясь естественной интонацией, понимать значение образных слов и выражений. Отвечать на вопросы
Экспериментальная деятельность «Изготовление открыток»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства : из чего делают открытки ; способствовать расширению и систематизации знаний детей о профессиях людей , участвующих в изготовлении открыток, развивать умение использовать различные фактуры бумаги и подбирать цветовые сочетания.
Закреплять умение работать ножницами.
Прогулка
«Улицы нашего города»
Целевая прогулка по близлежащим улицам: в посёлке много улиц, у каждой улицы своё название, много домов, у домов свои номера.
Цель: Формировать представление о родном городе, своём районе; воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве города.
Вечер
Аудиотека
прослушивание песен о городе Тольятти
Рассматривание альбома «Волжский Автомобильный Завод»
Цель: расширить представления о родном городе
Рисование «Автомобили на дорогах города»
Цель: привлечь внимание детей к машинам ВАЗа, развивать творческие способности детей.
С/Р Игра «Почта» сюжет «Отправим открытку другу»
Цель: знакомство с тем, как выбирают и посылают открытку, развивать умение составлять текст - приглашения, описания города.
Д/и "Города России"
Цель: закрепить представление о символике родного города и городов Самарской области
Рассматривание альбома «Город Тольятти»
Создание коллекции стихов о городах Самарской области.
Алгоритм изготовления открытки.
Материал для творческой деятельности.
Выставка новых открыток, пополнивших коллекцию.
Организовать игры со строительным материалом: «Улица моего города»
Предложить детям настольно-печатные игры: «Кто, где живёт? », «Наш город», «Собери домик», «Геометрический город», «Узнай город по описанию»
Кроссворд «Город, в котором я живу»
Магнитофон
Альбом «Волжский Автомобильный Завод»
Атрибуты к с/р игре «Почта»
Материал для рисования
Предложить сходить вместе с детьми на почту, познакомиться с деятельностью почтальона, с последующим рассказом ребёнка
Предложить родителям совместно с детьми изготовить открытки для выставки в технике коллажа по теме «Города Самарской области».
Индивидуальные беседы с родителями детей
Цель: способствовать проявлению у детей и родителей индивидуальных склонностей к коллекционированию
Составление вместе с детьми творческих рассказов «Какой памятник я хотел бы установить в городе».
Подборка книг, статей из газет и журналов по проблеме патриотического воспитания детей.
2.3 «Проживание»
Цель: формирование у детей стремления к «проживанию» мира общественных отношений и интериоризации (присвоению) определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации, через проекцию в предметах коллекционирования.
Задачи работы с детьми
1. Формировать у детей умение делать выбор открыток по архитектуре городов.
2. Формировать у детей мотивацию сбора семейных коллекций.
3. Формировать у детей умение использовать экспонаты коллекции в качестве познавательных объектов.
Совместная деятельность педагога и детей
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Взаимодействие
с родителями
Образовательная деятельность
в режимных моментах
Утро
Дид.игра «Контуры и тени»
Цели игры:
1. формировать у детей представления о разнообразии архитектурных зданий в нашем городе;
2. закрепить понятия «Архитектура» и «Скульптура»;
3. развивать зрительное внимание и усидчивость;
4. воспитывать интерес к родному городу.
Дид.игра «Опиши экспонат»
Цели игры: умение пользоваться алгоритмом (название, год, тираж, издательство и т.д.) при описании открытки и составлять связный рассказ
Макетирование «Русская изба»
Цель: развитие игровой и познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования. Знакомство с жилым домом в сельской местности России.
С/р игра"Строители"
Цель: Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.
Прогулка
П/и с мячом «Назови улицы города», «Раз, два, три, ну-ка повтори».
Вечер
Решение проблемной ситуации «Если не хватает экспоната в коллекции, как бы ты поступил?»
Цель: умение размышлять, знакомить о возможности обмена, приобретения экспоната в клубах коллекционеров
Игровой приём «Давай меняться»
Конструирование "Улицы города."
Цель: развивать представление об окружающем мире, о конструируемых объектах: дома – одноэтажные, многоэтажные. Уточнять понимание эстетических построек, чтобы здания (улицы) были красивыми, удобными, прочными. Воспитывать любовь к родному городу и к его достопримечательностям
С/Р игра «Экскурсия по городу»
Цель: воспитывать дружеские чувства; закрепить правила поведения на улице возле проезжей части. Предложить детям выбрать для себя подходящий транспорт для визита в гости, активизировать в речи детей слова «водитель», «шофер», «поездка», «пассажиры».
Д/и «Назови город на букву...»
Д\и «Где находится памятник»
Д\и «Найди отличия»
Д\и «Почини здание»
Алгоритм описания местности
Материал для творческой деятельности.
Рассматривание иллюстраций, фотографий "Моя Самара" Цель: Продолжать расширять знания детей о городе, вызвать интерес к прошлому и будущему города
Дид. игры «Назови город на букву...» , «Где находится памятник», «Найди отличия», «Почини здание», «Что сначала, что потом»
Экскурсии по городу
Предложить посетить краеведческий музей или технический музей АВТОВАЗА, с последующим рассказом ребёнка.
Предложить оказать помощь в оформлении коллекции открыток.
Предложить родителям подготовить доклад
«Моя семейная коллекция»
Оформление витрины «Строения и архитектура городов Самарской области»
3. Рефлексирующий шаг
Цель: формирование у детей осознанных представлений о мире общественных отношений и собственного отношения к миру общественных отношений; укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения к миру общественных отношений на основе представлений, полученных в ходе знакомства с предметами коллекционирования.
Задачи работы с детьми
1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение к предметам коллекционирования на отношение (сочувствие, поддержку) других людей (взрослых, сверстников, членов своей семьи).
2. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности.
Совместная деятельность педагога и детей
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Взаимодействие
с родителями
Образовательная деятельность
в режимных моментах
Утро
Составление рассказа по изображению на открытке.
Цель: умение описывать изображение на открытке, развивать связную речь.
Дид. игра « Прогулка по городу».
Цель: закрепить знания детей об улицах ближайшего к детскому саду микрорайона и расположенных на них зданий.
Задачи:
1.Расширять представления детей о зданиях и их назначении.
2. Закреплять правила безопасного поведения на улице.
3.Закреплять и расширять пространственные представления (слева, справа, перед,за, между, рядом, напротив, посередине и т. д.)
4.Развивать связную монологическую речь.
5.Воспитывать любовь и уважение к родному городу.
С/Р игра «Издательство» сюжет выпуск открыток «Города Самарской области»
(Самара, Тольятти, Жигулёвск, Сызрань, Кинель )
Цель: развивать умение строить сюжетную линию, используя новые знания о городах и их достопримечательностях.
Прогулка
Вечер
Рассказ из личного опыта «Коллекция моей семьи»
Цель: вызвать у детей желание рассказывать о семейных традициях, обычаях, реликвиях
Интервьюирование детей по теме : «Твоё любимое место в Тольятти»
Цель: укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения к миру общественных отношений на основе представлений, полученных в ходе знакомства с предметами коллекционирования.
Викторина «Что ты знаешь об открытках?»
Цель: закрепить и уточнить знания об открытках, их происхождении и назначении.
Работа с экраном самооценки
Цель: укрепить эмоционально-положительное отношение ребенка к коллекционированию, к миру общественных отношений.
Дид.игра « Прогулка по городу»
Атрибуты к с/р игре «Издательство»
Коллекция открыток
Материалы для самостоятельного изготовления открыток.
Разные виды конструктора и кубики для конструктивной деятельности.
Материал для рисования.
Экспресс–опрос «Может ли коллекционирование увлечь дошкольника»
Цель: выявить представления родителей о значении коллекционирования в развитии ребенка
Семейная посиделка «Коллекции нашего детства»
4. Шаг совершенствования
Цель: формирование у детей умения реализовывать представления о мире общественных отношений, полученные в ходе знакомства с предметами коллекционирования, в разных видах детской деятельности.
Самостоятельная деятельность детей по преобразованию мира общественных отношений.
Задачи работы с детьми
1. Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций.
2. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций.
3. Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах творческой деятельности.
Совместная деятельность педагога и детей
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Взаимодействие
с родителями
Образовательная деятельность
в режимных моментах
Утро
Просмотр видеофильма о музеях и коллекциях.
Цель: развивать познавательный интерес к коллекционированию, поддерживать интерес к собирательству.
Создание фоторепортажа «Наша коллекция»
Цель: формировать у детей умение применять знания и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах продуктивной деятельности.
Игра-развлечение «Что? Где? Когда?»
Цель: закрепить и уточнить знания детей о городах Самарской области.
Прогулка
Вечер
Дид. игра «Мы экскурсоводы»
Цель: развивать внимание, воображение, умение грамотно строить свою речь (связные рассказы по предложенному алгоритму) .
Создание памятки «Как вести себя с коллекцией»
Цель: создать правила пользования коллекцией.
Введение новой групповой традиции «Расскажи о своей коллекции»
Цель: формировать у детей умение применять знания и опыт, полученный в коллекционировании; развивать творческие и коммуникативные навыки детей в оформлении коллекций
Награждение участников создания коллекции медалями «Я- коллекционер»
Разгадывание ребусов, кроссвордов, головоломок
Коллекции из других групп для ознакомления.
Материал для творческой деятельности.
ИКТ
Собранная коллекция открыток
Игра «Реклама» (дети рекламируют свои экспонаты)
Организация праздничного чаепития «Приходите в гости к нам»
Оформление фотогазеты совместно с родителями и детьми «Наши путешествия по Самарской области».
Цель: формировать у детей умение применять знания и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах продуктивной деятельности.
15