Программа по дополнительному образованию детского объединения Мастеровой , роспись и резьба по поверхности древесины
МОУ Деденевская средняя общеобразовательная школа имени Н.К.Крупской Дмитровского р-на МО
239671211696Утверждаю
Директор Деденевской сош им. Н.К.Крупской_____________________/ Лаврентьева В.Н.«_____»___________2014 г
Согласовано:
Зам. Директора по учебно-воспитательной работе
____________________/ Каковкина Л.В.
«_____»___________2014 г
00Утверждаю
Директор Деденевской сош им. Н.К.Крупской_____________________/ Лаврентьева В.Н.«_____»___________2014 г
Согласовано:
Зам. Директора по учебно-воспитательной работе
____________________/ Каковкина Л.В.
«_____»___________2014 г
Программа детского объединения «Мастеровой» по декоративно прикладному творчеству
Программа работы детского объединения «Мастеровой»
для учащихся 5 - 10 классов
составлена учителем технологии (Индустриальные технологии)
Федоровой Эммой Анатольевной
на основе авторской программы Глозман Е.С.
учителя технологии доцент, к.п.н.,
заслуженного учителя РФ
«Деревянное зодчество и резьба по дереву»,
2014/2015 учебный год
программа работы детского объединения «Мастеровой»
для учащихся 5 - 10 классов
Пояснительная записка
программа работы детского объединения «Мастеровой» для учащихся 5 - 10 классов составлена на основе авторской программы Глозман Е.С. учителя технологии доцент, к.п.н., заслуженного учителя РФ «Деревянное зодчество и резьба по дереву», построена таким образом, что по ней можно проводить занятия по дополнительному образованию, с учащимися 5 - 10 классов общеобразовательной школы (См.учебно-тематический план).
Основная цель курса:
развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через декоративно-прикладное искусство росписи и резьбы по поверхности древесины.
приобщить детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам русской народных культур;
познакомить учащихся с красотой и богатством декоративно-прикладного искусства через самостоятельное творчество;
научить понимать своеобразие промыслов;
развить навыки художественной росписи по дереву на основе повтора, вариации, импровизации;
способствовать формированию у учащихся художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры;
развитие умения целенаправленно искать, добывать и использовать нужную информацию;
формирование творчески мыслящей, активно действующей и легко адаптирующейся в современных социально-экономических условиях личности;
создание условий для осознанного выбора дальнейшего профиля обучения и профессионального самоопределения.
Сохранение и дальнейшее развитие народного творчества и художественно – прикладного искусства, привить любовь к декоративно-прикладному искусству.
Данный курс связан с ручной и механической обработкой древесины и декоративно-прикладным искусством (ДПИ). Курс «Деревянное зодчество, резьба и роспись по дереву» не только позволяет познакомить учащихся с этим интереснейшим видом ДПИ, но и сориентировать школьников на выбор профиля обучения в старших классах и задуматься о своем профессиональном самоопределении. По направленности этот курс носит межпредметный характер, так как он не только углубляет технологические знания и умения школьников в рамках учебного предмета «Технология», но и реализует широкие содержательные связи с уроками изобразительного искусства, черчения, биологии, мировой и художественной культуры.
Курс состоит из двух взаимосвязанных частей – теоретической и практической. Примерно 30% учебных часов курса отводится на теоретическую часть и 70% на практическую часть.
Теоретическая часть содержит информацию из истории художественной обработки древесины, основам материаловедения , композиции; современным способам подготовки готовых изделий к декорированию; организации трудового процесса; правилам безопасной работы; разработке и созданию графической документации; основам проектной деятельности и профессиональной ориентации.
В практическую часть входят занятия , на которых учащиеся овладевают приемами изготовления столярных изделий из древесины, технике домовой резьбы, разработке и изготовлению учебных и творческих проектов.
Задачи курса:
Обучение учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов предполагает решение следующих основных задач:
- воспитание уважения к народным традициям;
- формирование этнохудожественной, технологической, проектной и экологической
культуры учащихся;
- формирование индивидуальных способностей учащихся;
- изучение учащимися профессий, связанных с деревообработкой , столярным делом и
художественной обработкой древесины;
- развитие самостоятельности и способности учащихся оценивать ситуацию и делать
обоснованные выводы, решать творческие и исследовательские задачи;
- создание условий для профессионального самоопределения
Требования к уровню подготовки учащихся
При изучении курса учащиеся должны знать:
- требования к организации рабочего места;
- общие сведения об организации трудового процесса;
- основные правила безопасной работы;
- общие сведения о единстве красоты и формы в декоративно-прикладном творчестве;
- свойства материалов, используемых при художественной обработке древесины;
- виды резьбы по дереву;
- способах ручной обработки древесины и видах декоративной отделки готовых
изделий;
- основные сведения, связанные с профессиями в области деревообработки, столярного
дела и художественной обработки древесины.
При изучении курса учащиеся должны уметь:
- планировать работу;
- рационально организовать свое рабочее место, оборудование, инструменты с учетом
технологических, эргономических, эстетических и санитарно-гигиенических требований;
- использовать инструменты и оборудование с учетом безопасных приемов работы;
- правильно подбирать материалы и заготовки для практических работ;
- владеть приемами ручной и механической обработки древесины;
- производить анализ изготовления изделия, составлять графическую документацию
планировать последовательность изготовления, осуществлять контроль качества
изделий в процессе и в результате практической работы;
- качественно выполнять работу, рационально и целесообразно используя оборудование,
инструменты и приспособления;
- бережно относиться к инструментам, оборудованию, и материалам;
- выполнять учебные и самостоятельные творческие проекты.
В рамках курса предусматривается использование таких форм и методов обучения, как комбинированный урок с элементами беседы или проблемного изложения учебного материала, дискуссия, лабораторная работа, экскурсия, демонстрация образцов ДПИ и приемов работы, анализ и оценка творческих работ школьников и т.д.
Итоговой формой контроля служит защита проекта, обязательного для выполнения каждым учащимся, с лучшими работами принятие участий в ежегодных районных и региональных научно исследовательских конференциях школьников «Перспективный проект года». Итоговые работы, самостоятельно выполненные учащимися, могут быть использованы в их личных целях, а также в качестве пособий для учащихся школы; их планируется представлять на смотрах, выставках, школьных ярмарках.
Программа курса состоит из шести основных взаимосвязанных между собой разделов и предполагает освоение и совершенствование основ художественной обработки древесины в преемственности с программой обучения технологии в 5-9 классах.
Первый раздел – знакомство с историей художественной обработки древесины, основам культуроведения, цветоведения, материаловедения и композиции, планированию работы, построению трудового процесса, организацией рабочего места, подготовкой инструментов, оборудования, материалов, правилам безопасной работы.
Второй раздел – освоение и совершенствование технологии столярного дела в процессе ручной и механической обработке древесины.
Третий раздел – знакомство, освоение и совершенствование приемов художественной обработки древесины, с применением различных техник резьбы по дереву.
Четвертый раздел – выполнение учебных и самостоятельных творческих проектов, их презентации и реализации.
Пятый раздел –художественная роспись по поверхности древесины;
Шестой раздел - проведение экскурсий, выставок, ярмарок, выполнение общественно полезного труда.
Для развития информационной культуры при изучении определенных тем, также при подготовке творческого проекта рекомендуется использовать возможности компьютерных и информационных технологий. Например, использование баз данных, просмотр видео-роликов, слайдов, моделирование изделий, рисунков, узоров для декорирования.
В объединение принимаются все желающие мальчики и девочки 9-15 лет. Набор производится с 1 сентября по 1 октября. Начало занятий не позднее 15 сентября, окончание – 25 мая.
2. Учебно-тематический план
№/№
п/п Наименование тем Всего
часов В том числе Форма контроля
На
теорет. На практ.
1. Вводное занятие. Цели и задачи. 1 1 - 2. Основы культуроведения 1 1 - 3. Основы композиции и цветоведения2 1 1 4. Технологии столярного дела
10 4 6 5. Домовая резьба
5.1. Пропильная резьба
5.2. Плосковыемочная резьба
5.3. Резные украшения-обереги 46 14 32 6. Основы экономики, предпринимательства и выбора профессии 4 3 1 7. Выполнение учебных и
творческих проектов 20 3 17 Защита
проекта
8 Художественная роспись по дереву 14 4 10 Искусство росписи по дереву в России. Орнамент, композиция и цвет в росписи по дереву
Ознакомление с художественными и техническими приёмами 3 1 2 Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции. 2 1 1 Роспись небольших изделий плоской формы (разделочные доски прямоугольной формы). 4 1 3 Ознакомление с художественными и техническими приёмами Городецкой росписи по дереву. 5 1 4 9 Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции. 4 1 3 Отчетная выставка
Итого: 102 32 70 3. Содержание программы – 102 часов (3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ) 1. Вводное занятие.
Цели и задачи курса. Содержание программного материала.
Историческая справка развития столярного дела, деревянного зодчества и художественной обработки древесины. Знакомство с образцами и экспонатами изделий из древесины, выполненный выпускниками школы и работами учителей ведущих курс.
2. Основы культуроведения.
Роль культуры в развитии общества. Понятие культуры. Формы культуры: физическая, духовная, материальная. Категории материальной культуры. Техника и технология – как категории материальной культуры. Роль техники и технологии в современном обществе. Тенденции развития техники и технологий.
Технологическая культура и ее аспекты: культура труда, графическая культура, культура дизайна, информационная культура, предпринимательская культура, культура человеческих отношений, экологическая культура, культура дома, потребительская культура, проектная культура.
3. Основы композиции и цветоведения.
Основные задачи композиции: закон целостности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности единому замыслу. Основные средства композиции – ритм, симметрия, асимметрия и равновесие.
Основные хроматические цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Основные свойства хроматического ряда – цветовой тон, насыщенность и светлота. Ахроматические цвета – черный, белый и серый.
Технологии столярного дела
Основы материаловедения. Древесные породы, их физические и механические свойства. Виды древесных материалов. Заготовка пиломатериалов.
Строение и структура древесины. Текстура древесины и ее декоративные свойства. Влажность древесины, способы сушки и досушки.
Требования к организации рабочего места. Оснащение и подготовка его к работе. Организация трудового процесса. Культура труда. Правила безопасного труда и производственной санитарии.
Планирование работы. Подготовка графической и технологической документации. Составление эскизов, чертежей, технологических карт.
Подготовка материалов. Выбор заготовок в соответствии с требованиями графической и технической документации.
Основные технологические приемы обработки древесины: разметка, пиление, строгание, долбление, соединение, сверление, сборка, склеивание, отделка и декорирование готового изделия.
Контроль качества готового изделия.
Назначение, устройство и безопасные приемы работы ручными столярными инструментами. Приемы подготовки, наладки и заточки.
Применение ручных электрифицированных инструментов для обработки древесины. Их технические характеристики. Правила подготовки их к работе Требования к наладке и безопасным приемам работы.
Выполнение упражнений, практических заданий, учебных и творческих проектов.
Примерный перечень практических работ учебных и творческих проектов: изготовление однодетальных и многодетальных изделий из древесины; раздаточных материалов для школы, групп продленного дня, детских садов; оформление кабинетов, мастерских, рекреаций школы, изготовление игрушек, сувениров, полочек, декоративных наборов для интерьера и др.
5. Домовая резьба и ее разновидности.
Художественные особенности резьбы по дереву. Традиции и современность. Классификация видов резьбы по дереву. Особенности домовой резьбы.
5.1. Пропильная резьба.
Особенности пропильной резьбы. Пропильная резьба и ее подвиды: сквозная, накладная, ажурная.
Организация рабочего места. Подготовка материалов, инструментов, оснастки, приспособлений. Планирование работы. Подготовка графической документации. Изготовление трафаретов, шаблонов, лекал.
Технологии пропильной (сквозной, накладной, ажурной) резьбы. Применение ручных и электрифицированных инструментов. Соблюдение правил безопасной работы. Применение декоративной отделки: морение, тонирование, роспись, окраска.
Примерный перечень практических работ, учебных и творческих проектов:
- изготовление карнизов, полотенец, свесов причелин, рамок для фотографий, окладов для часов, календарей;
- оформление внутреннего интерьера дома, школьных мастерских и других помещений школы;
- выполнение изделий для дома, школьного музея, ярмарки, выставок, по коммерческим заказам.
Плосковыемочная резьба и ее подвиды.
Плосковыемочная резьба и ее подвиды: геометрическая, контурная, скобчатая, морщинистая и комбинированная.
Декоративные особенности геометрической резьбы. Мотивы рисунка и орнамента. Элементы резьбы. Композиция и орнамент в геометрической резьбе. Приемы и последовательность разметки геометрических фигур, орнаментов, композиций и резного поля. Подготовка материалов. Приемы хранения, сушки и досушки заготовок из древесины. Разметка, пиление, строгание, зачистка и циклевание учебных заготовок (200х100х20).
Организация рабочего места и его оснащение. Подготовка разметочного инструмента, ножа-косяка, учебной доски.
Техника резьбы. Правила безопасной работы. Приемы наколки и подрезки. Приемы резьбы «на себя» и «от себя».
Технологическая последовательность разметки учебных досок в технике «сколышек».
Приемы работы ножом-косяком. Последовательность наколки, подрезки и зачистки пирамидки.
Составление орнаментов и композиций из сколышков, ромбов, бусинок, витеек, сот, треугольников, двухгранных, трехгранных, четырехгранных выемок, скобчатых порезок, сияний, розеток, листьев, вертушек.
Техника разметки и резьбы по тонированной древесине.
Технологическая особенность и техника резьбы на пласти, кромке, ребре, точеном изделии, долбленках и сложных объемных и фасонных изделиях из древесины.
Отделка готовых изделий. Материалы и инструменты, применяемые при отделке. Приемы отделки. Приемы морения, сушки, вощения, полировки. Технология внутренней отделки шкатулок бархатом, бархатной бумагой.
Контурная и скобчатая (ногтевидная) резьба по дереву.
Декоративные особенности. Основные элементы резьбы. Техника разметки. Особенности построения орнаментов, композиций.
Подготовка рабочего места, инструментов, материалов. Правила безопасной работы. Техника резьбы. Приемы работы ножом-косяком и полукруглыми стамесками. Последовательность наколки, подрезки, зачистки элементов резьбы. Углы наклонов режущих инструментов при наколке и подрезке.
Техника разметки и резьбы по тонированной древесине. Приемы отделки готовых изделий.
Морщинистая резьба как элемент украшения геометрической резьбы.
Историческая справка. Возрождение морщинистой резьбы.
Подготовка рабочего места, инструментов, материалов, учебных досок. Правила безопасной работы.
Приемы разметки учебных дорожек. Основные правила и приемы резьбы учебных дорожек. Применение инструментов. Углы наклона ножа-косяка при наколке и подрезке сколышей, лучей-морщинок.
Резьба учебных дорожек на заготовке из липы (200х100х20).
Украшение «морщинками» изделий выполненных в технике геометрической резьбы: сколышей, трехгранных и четырехгранных выемок, сияний, звездочек, вертушек и т. д.
Применение комбинированной резьбы в украшениях бытовых изделий, шкатулок, игрушек, сувениров.
Приемы отделки изделий из древесины выполненных в технике плосковымочной резьбы: отбеливание, тонирование, вощение, отделка лаком, применение смешанных техник; резьба плюс роспись, резьба плюс выжигание, резьба плюс раскрашивание, резьба плюс накладные элементы из цветных металлов и т.д.
Примерный перечень практических работ, учебных и творческих проектов:
- разработка композиций и орнаментов на бумаге;
- украшение резьбой плоских изделий: лопаточек, разделочных досок, рамок для фотографий;
- украшение резьбой изделий, выточенных на токарном станке по обработке древесины – декоративные яйца, бочонки, шкатулки, вазочки; фасонных многодетальных изделий.
Резные украшения – обереги.
Резные украшения – обереги. Назначение оберегов в прошлом и настоящем. Основные виды животных применяемых на Руси в качестве оберегов: голова коня, петух, лебедь, олень, сова, медведь и др.
Солярные знаки их назначение и разновидности.
Технология изготовления оберегов. Применение ручных и электрифицированных инструментов. Соблюдение правил безопасной работы. Применение морилок, лаков, красок. Выполнение учебных заданий и самостоятельного творческого проекта.
Примерный перечень практических работ, учебных и творческих проектов:
- разработка эскизов на бумаге:
- изготовление оберегов для украшения охлупеня (конька крыши);
- изготовление оберегов для фронтона дома (солярного знака);
- изготовление оберегов на полотенцах, наличниках, причелинах.
6. Основы экономики, предпринимательства и выбора профессии
Основы экономических знаний. Пути изучения спроса и предложений на изделия из древесины. Маркировка и сертификация товаров и услуг. Защита прав потребителей. Оценка стоимости изделий из древесины, экономический расчет затрат на конкретный товар.
Предпринимательство и способности к предпринимательской деятельности. Основы маркетинга: бизнес-план, планирование, методы оценки спроса, пути реализации товара или услуги. Производительность труда. Прибыль. Функционально-стоимостный анализ объектов труда.
Знакомство с путями получения профессионального образования. Профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы и склонности. Современный рынок труда.
Совместная работа психолога, учителя технологии и учащихся. Анкетирование учащихся по выявлению качеств личности и профессиональных интересов. Психологическое тестирование учащихся, знакомство учащихся и родителей с результатами тестирования.
7. Выполнение учебных и творческих проектов.
Составление плана работы, изучение спроса и предложений (маркетинговые исследования), моделирование предполагаемого проекта.
Составление графической и технологической документации. Подготовка материалов, изготовление материальной части проекта. Подготовка реферата.
Экономическая и экологическая оценка проекта.
Защита проекта и его реализация.
Примерная тематика проектов:
- украшение внутреннего и наружного интерьера дома, интерьера учебных мастерских, школы, приусадебного участка школы, дома;
- разработка предметов быта и материальной культуры определенной исторической эпохи.
8. Художественная роспись по дереву.
Искусство росписи по дереву в России. Труд и его значение в жизни людей.
- Разновидности орнамента. Орнамент как одно из важнейших художественных средств создания произведения декоративно-прикладного искусства, в значительной степени определяющий характер композиции.
- Работа с цветом. Три основных и три составных цвета. Эффект тёплых и холодных цветов, их эмоциональный характер.Основные виды традиционной росписи по дереву у народов России центры росписи по дереву - Инструменты и оборудование, выпускаемые промышленностью. Приспособления характерные для росписи. Рабочее место художника по росписи. Правила безопасности труда и личной гигиены.
- Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции. Организация рабочего места. Правильная посадка работающего.
- Приёмы владения кистью. Мазок как основной элемент кистевой росписи. Разновидности мазка – от каплевидного до штрихового. Стебель как главный формообразующий элемент композиции. Разновидности стебля.Растительные мотивы в росписи и их разнообразие. Зависимость выбора мотива росписи от техники письма. Простейшие композиции росписи. Технологические пробы по освоению приёмов росписи.
- Роспись небольших изделий плоской формы (разделочные доски прямоугольной формы). Просмотр репродукций П.-Майданской и Вятской росписями.
- Копирование образцов росписи на бумаге. Составление эскиза. Роспись разд. доски согласно эскиза.
- Роспись фигурного изделия (разделочная доска, лопаточка). Подготовка изделия к росписи: ошкуривание, проклеивание, фон. Составление эскиза. Роспись разд. доски согласно эскиза.
- Ознакомление с художественными и техническими приёмами Городецкой росписи по дереву. Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции.
- Приёмы владения кистью. Мазок (тенёвка, оживка), обводка и обрамления как важные элементы росписи. Растительные мотивы, цветы ( купавки, розаны…) в росписи и их разнообразие. Простые композиции с изображением птиц, животных. Зависимость выбора мотива росписи от техники письма. Простейшие композиции росписи. Технологические пробы по освоению приёмов росписи. Работа над росписью по городецким мотивамИзучение техники росписи дерева. Цветовое решение городецких росписей. Подготовка деревянной основы. Повтор главных отличительных элементов растительного орнамента (приём прикладывания кисти), "Роза", "Белая и тёмная оживка" (штрихи, точки). Вариация главных элементов орнамента, украшение спинки стульчика. Импровизация по мотивам городецкой росписи "Сказочная ветка" (симметрия).
- Составление эскиза с изображением птиц, животных и растительных мотивов. Роспись изделия.
- Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо, лопаточка). Последовательность. Этапы.
Роспись комплекта изделий объединённых одной тематикой. Последовательность. Этапы.
- Подготовка изделия к росписи. Комплект разделочных досок для кухни. Последовательность. Этапы. Просмотр репродукций и выпускников прошлых лет.
9. Экскурсии, выставки, ярмарки, выполнение общественно полезного труда.
4. Методические рекомендации.
Профильный курс «Деревянное зодчество и резьба по дереву» начинается с вводного занятия на котором необходимо познакомить учащихся с программным материалом, формами проведения занятий, планируемыми объектами труда, видами зачетных, практических и проектных работ.
При освоении программного материала большое внимание необходимо уделять самостоятельным работам учащихся. В зависимости от уровня теоретической и практической подготовки учащихся, при выполнении самостоятельных работ, можно предложить школьникам разрабатывать более сложные темы особенно при выборе темы проекта.
При изучении профильного курса необходимо постоянно уделять внимание экологическим вопросам и формировать у учащихся систему экологических знаний: о взаимодействии природы, общества и человека; о негативных последствиях влияния человека на окружающую среду и собственное здоровье; об экологических проблемах и способах их решения.
Для создания сюжетных и орнаментальных композиций в резьбе по дереву учащиеся должны опираться на основы рисунка, цветоведения, композиционного расположения элементов, изучаемых на уроках изобразительного искусства. На занятиях необходимо рассказать об особенностях композиции и орнамента в резьбе по дереву. Для эффективного усвоения данной темы необходимо дополнять объяснение нового материала демонстрацией практических работ, фотографий и рисунков их заменяющих, сладов и т.п. с анализом композиционных решений изделий выполненных в технике домовой резьбы.
Для оценки готовности учащихся к выбору технологического профиля обучения проводится небольшая творческая контрольная работа, где дается 3-4 задания по технологическим и декоративным вопросам деревообработки, в том числе декоративно-прикладному искусству и резьбе по дереву.
Другим оценочным средством служит защита проектной работы учащихся, проводимой в заключении профильного курса. Кроме этого, в это же время рекомендуется провести анкетирование учащихся по поводу их жизненных и профессиональных планов. Цель всего этого раздела и одна из целей всего курса – предоставить как можно больше возможностей школьникам задуматься о своем профессиональном самоопределении, произвести самооценку своих сил, интересов и способностей; для учителя в данном случае важно определить учащихся, готовых к обучению в рамках технологического профиля.
Проектная работа обучающихся является логическим завершением элективного курса и подразумевает выполнение проекта по одному из направлений тематики курса.
Выделение данной тематики связано с широкой направленностью элективного курса и профильной ориентацией обучающихся, как на технологические профили обучения, так и на художественно-эстетический.
Проект – индивидуальная творческая работа обучающегося, хотя возможно выполнение комплексного проекта сразу несколькими школьниками. После завершения работы над проектом производится его публичная защита. Так как тематика проектов разнообразна, предлагаем для оценки качества проектов выделить три группы критериев оценки: критерии качества выполнения материальной части проекта (технологические и декоративные), критерии качества документационной части проекта (в том числе и проведенного исследования), критерии качества выступления (защиты школьником своего проекта). Оценку проекта по каждому критерию можно производить с помощью рейтинга, который суммируется внутри каждой группы критериев, а затем находится его средний показатель (как среднее арифметическое от используемых при оценке групп критериев). Таким образом возможно привести оценку разнообразных проектов к единой форме и выделить лучшие проектные работы обучающихся.
После проведения защиты проектов необходимо устроить выставку проектных работ школьников и рекомендовать лучшие из них для участия в конкурсах ученических проектов (общешкольных, общегородских).
Литература
Афанасьев А.В. Резчику по дереву. – М.: Московский рабочий, 1988.
Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества. – М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2000.
Глозман А.Е., Глозман Е.С. Школа резьбы по дереву /Е.С. Глозман, А.Е. Глозман. – М.: Эксмо, 2009.
Глозман Е.С. Технология. Технический труд и дополнительное
образование. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву.
Учебно-наглядные пособия. Комплект таблиц– М.: «Глаголица», 2007.
– 22 шт.
Глозман Е.С. Методическое пособие. Технология. Технический труд и
дополнительное образование. Художественная обработка древесины.
Резьба по дереву. Учебно- наглядные пособия. Комплект таблиц. – М.:
«Глаголица», 2007.
6. Глозман Е.С. Технология. Технический труд и дополнительное
образование. Ручная и механическая обработка древесины. Учебно-
наглядные пособия. Комплект таблиц – 20 шт А1. - М.: «Глаголица»,
2008.
7. Глозман Е.С. Методическое пособие. Технология. Технический труд и
дополнительное образование. Ручная и механическая обработка
древесины. Учебно- наглядные пособия. Комплект таблиц. – М.:
«Глаголица», 2008.
Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву: Практическое пособие. – М.: Высшая школа, 1989.
История ремесел. – М.: АСТ, АСТРЕЛЬ, 2000 – (Я познаю мир: Детская энциклопедия.
Прозоровский Н.И. Технология отделки столярных изделий. Практическое пособие. – М.: Высшая школа, 1991.
Федоров Г.Я. Волшебный мир дерева: Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1987.
Бородулин В.А. Подсобные художественные промыслы России. – М., 1983.
Величко Н.К. Роспись – техника, приемы, изделия. – М.: Аст-пресс, 1999.
Кильчевская Е.В. От изобразительности к орнаменту. Соавтор и автор текста Б.М. Носик. – М., 1988.
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький, Волго-Вятское издательство, 1988.
Программы ОУ: изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1-4 классы. – М.: Мозаика-Синтез, 1997.
Шпикалева Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-синтез, 1997.
Литература для обучаемых:
1. Журналы: “Техника-молодёжи”, “Моделист-конструктор”, “Сделай Сам”, “Левша”, “Горизонты техники”.
2. Энциклопедический словарь юного техника. (Всеобщая история) /Сост. Елманова Н.С., Савичёва Е.М. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.