Педагогический проект «Подготовка к международной сертификации языковой компетенции учащихся гимназии в урочной и внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС основного образования».


Новоселова Вера Энгельсовна,
учитель английского языка,
руководитель МО учителей иностранных языков
МАОУ «Гимназия №7» г. Перми.
ven@nm.ru
Педагогический проект «Подготовка к международной сертификации языковой компетенции учащихся гимназии в урочной и внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС основного образования».
Аннотация. В статье представлен опыт работы методического объединения учителей иностранных языков МАОУ «Гимназия №7» г. Перми по подготовке учащихся гимназии к успешной сдаче ОГЭ, ЕГЭ и международных экзаменов по английскому и немецкому языкам. В 2010-2011 учебном году гимназия стала участником программы дополнительного образования по английскому языку ”Cambridge English”, целью которой является построение системы непрерывного образования в области изучения иностранных языков в школах г. Перми. За несколько лет сотрудничества интерес к программе только возрос как со стороны преподавателей, так и со стороны учащихся и их родителей. В мае 2014 года в гимназии по итогам работы семинара «Стратегические ориентиры развития гимназии» был разработан педагогический проект «Подготовка к международной сертификации языковой компетенции учащихся гимназии в урочной и внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС основного образования». Данная программа работы составлена на основе этого проекта.
Учащимся гимназии предоставляется возможность изучения двух иностранных языков: английского и немецкого. Учебная и воспитательная работа в учреждении осуществляется в условиях языковой среды, и это позволяет решать задачи поиска новых форм и методов работы с детьми.
Паспорт программы «Подготовка к международной сертификации языковой компетенции учащихся в урочной и внеурочной деятельности»
МАОУ «Гимназия №7» г. Перми
на 2014-2015 учебный год
Наименование программы «Международная сертификация» МАОУ «Гимназия №7» на 2014-2015 год Программа «Подготовка к международной сертификации» на 2014-2015 год в рамках реализации проекта «Внедрение международной сертификации языковой компетенции учащихся гимназии в условиях освоения ФГОС основного образования»
Основание для разработки Программы По итогам семинара «Стратегические ориентиры развития гимназии» от 16.06.2014 г.
Заказчик программы Департамент образования администрации г. Перми «Организация и проведение конкурса программ муниципальных образовательных организаций, направленных на внедрение международной сертификации языковой компетенции школьников» муниципальной программы «Обеспечение доступности качественного образования в г. Перми» от 18. 10. 2013 г. № 885
Администрация МАОУ «Гимназия №7»
Основные разработчики программы Методическое объединение учителей иностранных языков МАОУ «Гимназия №7» г. Перми.
Цель программы Создать эффективную модель освоения иностранного языка на уровне международных стандартов и подготовка учащихся к сдаче международных экзаменов по английскому языку в условиях внедрения ФГОС основного образования.
Задачи программы Оптимально использовать условия среды гимназии для подготовки учащихся к международной сертификации владения АЯ. Включить подготовку к экзаменам Cambridge English и тестирование в повседневную работу
Интегративный подход к обучению ИЯ. Выстроить четкую программу от начального к продвинутому уровню владения ИЯ.
Развивать языковые навыки, которые понадобятся нашим ученикам в сфере международного общения. Содействовать развитию европейских и международных компетенций учащихся гимназии.
Решать задачи воспитательного, межкультурного и прагматического характера.
Получить доступ к инновационным и мотивирующим цифровым ресурсам, традиционным печатным ресурсам Cambridge University Press.
Получить международную поддержку во всех аспектах преподавания АЯ, консультации в профессиональной области и содействие в повышении квалификации в форме семинаров, конференций, методических тренингов.
Развивать профессионализм и преподавательскую карьеру учителей ИЯ гимназии.
Сроки реализации программы 2014-2015 учебный год
Исполнители мероприятий программы Коллектив МО учителей ИЯ гимназии, ученический коллектив.
Основные мероприятия программы Количество межшкольных мероприятий по теме проекта для учащихся – 2 за год на базе гимназии.
Количество межшкольных мероприятий для педагогов – 2 за год для каждого учителя на базе гимназии.
Количество школьных мероприятий по теме проекта для учащихся – не ограничено, но не менее 1 мероприятия в полугодие для каждого учителя ИЯ.
Ожидаемые результаты реализации программы Рост мотивации личностного развития учащихся; формирование культуры самоопределения, проектирования. Развитие коммуникативных способностей и способов действий учащихся.
Создание устойчивой системы работы с детьми по подготовке (в том числе и психологической) к ОГЭ, ЕГЭ и международным экзаменам.
Предоставление родителям объективное подтверждение успехов их детей в изучении АЯ.
Международный сертификат в портфолио по окончании школы.
Признание сертификата высшими учебными заведениями, как в России, так и за рубежом.
Независимая оценка знаний английского языка.
Новые возможности общения.
Система организации контроля за исполнением программы Администрация МАОУ «Гимназия №7»
Программа «Подготовка к международной сертификация языковой компетенции учащихся в урочной и внеурочной деятельности»
МАОУ «Гимназия №7» г. Перми
на 2014-2015 учебный год
Статус: в рамках конкурса программ, направленных на внедрение международной сертификации языковой компетенции школьников.
Тема: Стратегические ориентиры развития гимназии.
Автор и координатор программы: Новоселова Вера Энгельсовна, учитель английского языка, руководитель МО учителей иностранных языков МАОУ «Гимназия №7», учитель высшей квалификационной категории.
Методическое сопровождение: ЯЦ Британия, Наталья Корюкинаменеджер авторизованного центра по приему Международных Кембриджских экзаменов Britannia Language Centre (Perm) – RU098, куратор проекта Cambridge English for Schools.
Состав рабочей группы: Прокофьева Наталья Сергеевна, учитель английского языка второй квалификационной категории; Поторочина Ольга Борисовна, учитель английского языка высшей квалификационной категории; Калашникова Светлана Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории; Саламатова Марина Александровна, учитель английского языка второй квалификационной категории; Попкова Мария Павловна, учитель английского языка второй квалификационной категории; Лежнева Вера Викторовна, учитель английского языка высшей квалификационной категории; Ситева Татьяна Александровна, учитель немецкого языка высшей квалификационной категории; Елена Валерьевна, учитель немецкого языка первой квалификационной категории. У нас оптимальное сочетание опытных и молодых педагогов.
База работы программы: МАОУ «Гимназия №7» г. Перми.
Объект работы: система работы с ученическим коллективом гимназии по подготовке к международной сертификации по английскому и немецкому языкам.
Предмет работы: организация оптимальных условий для подготовки учеников к международной сертификации по английскому языку.
Актуальность темы: Уровень владения АЯ – определённый объём знаний и языковых навыков. Знание собственного уровня владения языком позволяет здраво оценить собственные возможности применения знаний на практике, оценить возможность поиска работы, поступления на обучение, позволяет правильно ставить перед собой цель дальнейших ступеней овладения языком. Только международные экзамены по иностранному языку позволяют объективно определить уровень владения им и подкрепить экзамен международным сертификатом. Это даст ученику: интеграцию в мировую систему образования; подготовку к ОГЭ, ЕГЭ и другим экзаменам в будущем (в том числе, и психологическую); повышение мотивации при изучении английского и немецкого языков; международный сертификат в портфолио по окончании школы; признание сертификата высшими учебными заведениями, как в России, так и за рубежом; независимую оценку знаний английского и немецкого языков; новые возможности общения.
Цель работы: Создать эффективную модель подготовки учащихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ и международных экзаменов по английскому и немецкому языкам.
Анализ успехов и достижений учеников гимназии: с 2010-2011 учебного года гимназия участвует в проекте «Cambridge English». В гимназии оформлена рекреация третьего этажа в стиле «Английская гостиная» и действует информационный уголок. На протяжении четырех лет для учеников гимназии проводится пробное и входное тестирование с целью выявления уровня знаний, формируются группы для подготовки к экзаменам, организуется закупка учебных материалов в ЯЦ «Британия», проводятся регулярные занятия учителями английского языка по разработанным Кембриджским университетом программа подготовки к YLE, KET, PET, FCE for Schools, IELTS. В 2012-2013 учебном году кафедрой учителей иностранных языков в гимназии была проведена переговорная площадка «Иноязычная образовательная среда в гимназии» с привлечением управляющего совета гимназии, родительской общественности, учеников. Шел разговор о стратегии развития иноязычного образовательного пространства гимназии, работали секции «Учебники», «Услуги местному сообществу», «Взрослая группа», «Начальная школа», «Элективные курсы», « Международные экзамены», «Внеурочная деятельность». В работе инновационного слёта педагогов-новаторов «Эврика-Пермь 2013 » (край) Новосёлова В.Э. в группе «Презентация опыта работы» провела мастер-класс «Подготовка учащихся к сдаче международных экзаменов KET, PET, FCE, IELTS и получению сертификатов Кембриджского университета».
За 4 года сотрудничества с ЯЦ «Британия» 64 ученика гимназии сдали экзамены и получили настоящие Кембриджские сертификаты, подтверждающие достигнутый уровень английского языка: 30 –YLE, 16- KET for Schools, 14 – PET for Schools, 3-FCE, 1- IELTS. Один учитель (Поторочина О.Б.) прошел курсы “ Britannia TKT Preparation Course” по подготовке к экзамену ТКТ. Два учителя (ЧугаеваВ.В., Калашникова С.Н.) прошли курсовую подготовку в рамках программы Министерства образования Пермского края «Повышение квалификации педагогов АЯ общеобразовательных учреждений Пермского края с последующей коррекцией методики преподавания 120 часов и Сдача Cambridge Teaching Knowledge Test (TKT)» (Кембриджский экзамен для преподавателей английского языка и курс подготовки к экзамену) Модули 1,2,3.Общее описание проекта: разработка программы, направленной на внедрение международной сертификации языковой компетенции учащихся гимназии в урочной и внеурочной деятельности через дополнительные образовательные услуги, в том числе, с привлечением носителей языков. Разработка плана действий по подготовке учащихся к независимой оценке уровня владения ИЯ. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие профессионализма учителей английского и немецкого языков. Указание целевых показателей реализации программы на 2014-2015 учебный год. Участие в конкурсе программ, направленных на внедрение международной сертификации языковой компетенции школьников г. Перми.
Ключевые мероприятия и сроки реализации программы
Ключевые мероприятия Исполнители и участники Сроки Ожидаемые результаты
Разработка программы проекта «Подготовка к международной сертификации языковой компетенции учащихся гимназии»
Меморандум о сотрудничестве в программе University of Cambridge ESOL Examinations Новоселова В.Э.
Методическое объединение учителей ИЯ
МАОУ “Гимназия №7»
Cambridge ESOL
ЯЦ Британия Июнь-сентябрь 2014
сентябрь Разработана программа, в которой отражены конкретные измеряемые результаты
Проект дополнительного образования, информационное сотрудничество
Разработка программно-методического сопровождения обеспечения изучения ИЯ
МО учителей ИЯ
Саламатова М.А.
Поторочина О.Б.
Соловьева Е.В. Апрель-август 2014 Пересмотрены программы начальной школы, выбраны УМК, подкреплены рабочими тетрадями, контрольно-измерительными материалами, цифровыми ресурсами, онлайн играми, словарями.
Разработаны программы для 5-6 классов по углубленному изучению АЯ с отражением метапредметных и личностных результатов с проведенной их декомпозицией, т.е. расписаны элементарные результаты, которые измеряются на занятиях. Начата апробация программ.
Пересмотрены образовательные программы основной школы в разделах, связанных с преподаванием предметов ИЯ на основе требований ФГОС.
Разработка программы по международной языковой сертификации по НЯ «Fit in Deutch 1» для 9-х классов (уровень А1)
Создание системы дистанционной поддержки изучения ИЯ МО учителей ИЯ Июнь-август 2014 Разработаны 2 курса (по 10 тем с теоретической и практической частями) дистанционного образования по АЯ для основной и средней школы на основе УМК пособий Кембриджского университета по подготовке к экзаменам КЕТ, РЕТ, FCE: “English in Use”, “English Collocations in Use”
Внедрение программ дополнительного образования по подготовке учащихся к международным экзаменам по АЯ на основе вариативных программ Городецкой Л.А.“Cambridge English: вариативные программы дополнительного образования по английскому языку (Sample Programmes for Additional Education in English) Методическое пособие. М.: ООО «БРИТАНИЯ ХОЛДИНГ» 2011. Прокофьева Н.С. – Starters
Калашникова С.Н. - Flyers
Поторочина О.Б.- Starters, Movers, KET
Лежнева В.В. – Flyers, KET
Новоселова В.Э.- PET, FCE 2014-2015 учебный год Входное, диагностическое, итоговое тестирование в формате международных экзаменов. Анализ результатов. Коррекционная работа.
Ожидается увеличение количества учеников, сдающих экзамены по АЯ.
Планируемое количество учащихся, получивших сертификаты международного экзамена в 2014-2015 учебном году не менее 50 человек.
Информационная деятельность. Обновление информационных стендов холла 3 этажа «Cambridge English Exams» Новоселова В.Э. Август 2014 Результаты летней 2014 года экзаменационной сессии.
Сроки предстоящих зимней 2014 года и летней 2015 года сессий.
Результаты входного тестирования.
Списки групп к подготовке Cambridge Exams.
Создание программ краткосрочных курсов для 1-2, 5-6 классов по АЯ:
«В гостях у английской сказки»
«Острова»
«Джазовые ритмы» 17 часов
«Занимательная грамматика» 17 часов
«Рисуем пословицу» 17 часов
«Курс спеллингистов» 17 часов
«Мы готовимся к Рождеству» 17 часов
«Путешествие в сказку» 17 часов
Прокофьева Н.С.
Калашникова С.Н.
Саламатова М.А.
Саламатова М.А.
Лежнева В.В.
Лежнева В.В.
Поторочина О.Б.
Поторочина О.Б. Июнь-август 2014 Практическая направленность курсов, конкретный результат: презентации, фильмы, сайты, творческие отчеты, драматизация, блоги.
Рефлексия освоенных способов деятельности.
Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня, в том числе в ЯЦ Британия, Welcome.

Участие в международных игровых конкурсах «Британский бульдог», «Золотое Руно», FLEX.
Участие в заочных и очных этапах Всероссийского конкурса «Познание и творчество» МО учителей ИЯ 2014-2015 учебный год Рост числа победителей различных конкурсов на региональном, Российском и международном уровне
Участие в НПК: защита исследовательских работ и творческих проектов на АЯ МО учителей ИЯ Октябрь 2014
Январь 2015 Расширение участников на уровне города и края
Элективные курсы по АЯ для 7-11 классов
«Коммуникативная грамматика» 70 часов
«Смысловое чтение английских художественных текстов» 70 часов
«Смысловое чтение английских поэтических произведений» 35 часов
«Туманный Альбион» 35 часов
«Английский в жизни» Новоселова В.Э.
Новоселова В.Э.
Лежнева В.В.
Поторочина О.Б.
Калашникова С.Н. 2014-2015 учебный год Совершенствование языковых, информационных, поликультурных навыков.
Решение задач межкультурного и прагматического характера.
Проектная деятельность:
Разработка положения.
Сотрудничество в межпредметном МО.
Проектная деятельность с учениками 5-6 классов. Защита проектов в темах «Город» и «Кухня народов мира»
Обновление выставок творческих проектов в холле «Английская гостиная» Сентябрь 2014
Саламатова М..А.
Cаламатова М.А.
Новоселова В.Э. 2014-2015 учебный год
1 полугодие 2014 года
2014-2015 учебный год Распространение опыта работы с одаренными детьми
Развитие культуры проектирования
Развитие личности учащихся
Международные конкурсы
Немецкий культурный центр им. Гёте - Проект «Школа за экологию» на НЯ Ситева Т.А.
Соловьева Е.В. 2014-2015 учебный год Заочный тур, выход на международный очный тур
Создание системы внеклассной работы по ИЯ:
Театральные проекты на АЯ для всех возрастных групп (не менее 2 проектов)
Школьный театр на НЯ
Игра «Антикафе – радость общения»
Неделя ИЯ, посвященная творчеству Чарльза Диккенса ( в честь 150летия романа «Дэвид Копперфильд»)
Встречи с носителями языка в страноведческом клубе MIX библиотеки им. Горького МО учителей ИЯ
Учителя АЯ
Ситева Т.А.
Соловьева Е.В.
Попкова
М.П.
МО учителей ИЯ
Калашникова С.Н. 2014-2015 учебный год
Ноябрь 2014
2014-2015 учебный год
1 и 2 полугодия
Февраль 2015
2 раза в четверть (8 раз в течение учебного года) Традиционные ежегодные мероприятия в рамках поликультурной образовательной среды
Преодоление языкового барьера, раскрытие способностей, приобретение уверенности.
Привлечение внимания к изучению АЯ, развитие навыков говорения посредством общения, выполнение коммуникативных задач
Конкурсы, уроки, утренники, часы внеклассного чтения – интеграция урочной и внеурочной деятельности
Преодоление языкового барьера, раскрытие способностей, приобретение уверенности.
Учебно-познавательные поездки в страны Европы
Проект «Международное образование» Academy of English Studies Folkstone England UK Учителя НЯ
Учителя АЯ Весенние каникулы
Летние каникулы Совершенствование языковой компетенции.
Получение сертификата международного уровня.
Обеспечение профессинально-личностного развития педагогов, повышение квалификации.
Обобщение опыта работы в рамках ЦИО МАОУ «Гимназия №5» МО учителей ИЯ 2014-2015 учебный год Количество учителей, получивших сертификаты международного образца об уровне профессиональной компетенции ТКТ не менее 2 человек.
Курсы повышения квалификации при ПГГПУ «Проектирование современного урока как отражение профессиональной компетенции учителя» (НЯ и АЯ) 2 человека.
100% учителей МО имеют план индивидуального развития. Сформулирована единая тема работы МО и методические темы каждого учителя, отраженные в плане индивидуального развития педагога.
Участие 2 учителей МО в школьном конкурсе «Урок по-новому».
Участие 1 учителя МО в школьном конкурсе «Интерактивный учитель».
МО проведено не менее 8 открытых уроков.
Каждым учителем посещено и проанализировано не менее 3 уроков коллег по МО.
Наставничество.
Использование информационно-коммуникационных средств и инновационных материалов
МО учителей ИЯ 2014-2015 учебный год Размещение цифровых образовательных ресурсов, созданных учителями МО на профессиональных методических сайтах города, края, РФ.
Создание электронной библиотеки с комплексом материалов, ориентированных на различные формы познавательной деятельности: мультимедийные материалы, адреса сайтов для общения со сверстниками (www.facebook.com/CambridgeEnglish),
тренировочные тесты и образцы экзаменационных работ, словари, онлайн-игры (www.cambridgeenglish.org/penfriends)/Участие учителей МО в международных вебинарах – Повышение квалификации и совершенствование коммуникативных и информационных навыков.Ресурсное обеспечение:
Интеллектуальное: МО учителей иностранных языков, ЯЦ Британия, University of Cambridge ESOL Examinations, заместитель директора по учебно-методической работе, директор школы.
Информационное: ЯЦ Британия, University of Cambridge ESOL Examinations, Cambridge University Press, опыт учителей-новаторов, курсы повышения квалификации учителей, собственные наблюдения и разработки.
Материально-техническое: информационно-коммуникативный учебный центр, оборудование для видеосвязи, принтеры, сканеры, интерактивные доски, мультимедиа проекторы.
Таким образом, Педагогический проект «Подготовка к международной сертификации языковой компетенции учащихся гимназии в урочной и внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС основного образования» в интеграции урочной и внеурочной деятельности позволит достичь образовательных результатов, отвечающих требованиям нового ФГОС: роста мотивации личностного развития, формированию культуры личностного и профессионального самоопределения, культуры проектирования личностного и профессионального развития.