Организация проектно-исследовательской деятельности в преподавании предмета технология в условиях перехода на ФГОС ООО


"Организация проектно-исследовательской деятельности в преподавании предмета технология в условиях перехода на ФГОС ООО "
Баранова Оксана Анатольевна
Учитель технологии высшей категории
МБОУ «СОШ №4»
2016 г.
"Освоение мыследеятельностного подхода путем реализации проектно-исследовательской деятельности"
Российская школа, верная еще старым советским традициям, наполняет головы своих учеников большим объемом информации. А между тем будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Запрос времени – современно образованные, профессионально мобильные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать последствия.
Появление новых вызовов времени – причина модернизации школьного образования и как следствие новое поколение Стандартов. В основе новых Стандартов - системно-деятельностный подход.
Проектная деятельность опирается на деятельностные технологии обучения.
Метод учебных проектов при освоении школьниками универсальных учебных действий
Большинство утверждений о том, что такое учебный проект, сводиться к одному, учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта (Бухаркина М.Ю.).
Проект как метод обучения.
Метод проектов – способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему.
Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом.
Способ, предполагающий решение какой-либо проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
220980074295001205865222885001224915256540003787140-787400056769022796500Стандарт Проектная деятельность
Личностные
Метапредметные
Предметные
193929020891500-10858582613500готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. освоенные обучающимися универсальные учебные действия(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета
-35560825500опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Если соотнести требования Стандарта к результатам освоения предмета и результаты проектировочной деятельности, можно увидеть, что метод проектов уже является средством освоения предмета согласно новым Стандартам.
В определении «метод проектов» заложен ответ на то, какие возможности открываются для формирования универсальных учебных действий (УДД) при его применении
Особенно ярко это прослеживается по учебным результатам деятельности обучающихся по методу проектов, которые являются одновременно метапредметными результами освоения образовательной программы, согласно Стандарту.
38823902603500030099026035000
25012654826000Результаты Метапредметные
По методу проектов результаты
Метапредметные результаты:
43434023812500
377190146875500Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
37719083058000Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
В подтверждение приведем таблицу «Деятельность школьников, обучающихся по методу проектов»[1]
Процесс проектирования Учащиеся обучаются
(учебные результаты)
1.Исследование потребности и краткая формулировка задачи 1.1. Определять потребности человека, которые можно удовлетворить, проектируя и производя изделия
1.2. Кратко формулировать задачу
2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, оценка требуемых знаний, умений и навыков. Изучение профессий, связанных с производством данного изделия 2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта
2.2. Знать профессии, необходимые для изготовления конкретных изделий
3. Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие 3.1. Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие
4. Выработка ряда идей для поиска возможных решений 4.1. Оценивать идеи на основе выработанных критериев
5.Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение процесса производства изделия в промышленности 5.1. Оценивать идеи с учетом времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи
5.2. Прорабатывать избранное предложение вплоть до создания изделия
6. Планирование изготовления изделия; изготовление изделия 6.1. Подробно записывать последовательность действий, при необходимости внося изменения
6.2. Выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления изделия высокого качества
7. Экономическая оценка произведенного изделия 7.1. Определять затраты на изготовление (без учета стоимости трудовых затрат)
8.Испытание изделия в соответствии с разработанными критериями 8.1.Испытывать изделие на практике
9.Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями 9.1. Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.)
9.2. Предлагать пути усовершенствования изделия
Этапы работы над проектом непосредственным образом «работают» на освоение учащимися универсальных учебных действий.
2.Взаимодействие с учениками в ходе работы над проектом[4]
Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проекта
Работа над проектом предполагает тесное взаимодействие ученика и учителя. Перед учителем встает вопрос полностью предоставить ученика самому себе или взять весь груз проекта на себя?
Проиллюстрировать данную проблему поможет идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, применительно к проектной деятельности.
Сегодня Завтра
824865187960вместе
сам
А2
В1
В2
С1С2
00вместе
сам
А2
В1
В2
С1С2

А1 61531518796000
сам
А2
720090180340сам
00сам

В1 11677653556000
сам
В2
72009015303500
вместО
сам
С1 11106151778000
сам
С2
А1-А2 - если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную, недоступную часть работы выполняет вместе с взрослым, то завтра весь
объем подобной работы он уже сможет выполнить полностью самостоятельно;
В1-В2 – если сегодня ребенок всю работу, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то завтра он не сможет выполнять подобную работу;
С1-С2 - если ребёнок самостоятельно выполняет лишь то, что сам умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу.
Поэтому только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и усовершенствовать уже имеющиеся.
Возраст учащихся и объем помощи учителя[4]
Этапы работы над проектом Степень участия педагога
5-6-е классы 7-8-е классы 9-10-е классы
Проблематизация Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка Участие по запросу учащегося Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося
Целеполагание Планирование Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь Реализация плана Рефлексия Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя Презентация 5-6 классы – значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком.
7-8-е классы – трудность может возникнуть при разработке плана, особенно детального.
9-10-е классы – имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью и самостоятельно работать на всех этапах проекта.
3.Организация работы над проектом[4]
Творческие проектные мастерские – разновозрастные коллективы во главе учителя-предметника
Групповые проекты- до 3-х человек: не могут быть долгосрочными
«генератор идей»- тот, кто придумывает,
«эрудит» – тот, кто много знает,
«критик» - тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.
Преимущества. Формируют навыки сотрудничества,
Проект может быть выполнен более глубоко;
Распределение обязанностей;
Психологически комфортная и безопасная ситуация для неуверенных и тревожных детей;
Возможность обогащаться опытом других участников;
Групповое сплочение.
Недостатки. Отдельные ученики выезжают за счет других;
Нет всестороннего опыта работы на всех этапах проекта;
Труднее организовать и координировать работу;
Труднее оценить вклад каждого члена группы.
Индивидуальные проекты
Преимущества. Автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы;
Развивается личная инициатива, ответственность, активность;
Тема проекта максимально соответствует интересам автора;
Ход и результаты зависят от автора проекта.
Недостатки. Нет опыта группового сотрудничества;
Работа более трудоемкая и ответственная на всех этапах проекта.
Дневник работы над проектом (проектная папка).
Дневник ведется учащимся в свободной, удобной форме. В нем учащийся записывает все возникающие в ходе работы вопросы, советы, рекомендации.
4.Эталон оценивания проектной работы по классам [4]
5-6-е классы
1. Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована
2. Развернутый план состоит из основных этапов и промежуточных шагов
3. Тема раскрыта исчерпывающе (глубокие знания)
4. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
5. Творческий подход, оригинальное отношение автора к идее проекта
6. Оформление в точном соответствии с установленными правилами
7. Презентация (большой интерес аудитории)
8. ПП полностью соответствует требованиям качества
7-8-е классы
1. Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована
2. Развернутый план состоит из основных этапов и промежуточных шагов
3. Тема раскрыта исчерпывающе (глубокие знания)
4. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
4.2 Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
5. Творческий подход, оригинальное отношение автора к идее проекта
6. Оформление в точном соответствии с установленными правилами
7. Презентация (большой интерес аудитории)
8. ПП полностью соответствует требованиям качества
9-10-е классы
1. Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована
2. Развернутый план состоит из основных этапов и промежуточных шагов
3. Тема раскрыта исчерпывающе (глубокие знания)
4. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
4.1 Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты
4.2 Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
5. Творческий подход, оригинальное отношение автора к идее проекта
6. Оформление в точном соответствии с установленными правилами
7. Презентация (большой интерес аудитории)
8. ПП полностью соответствует требованиям качества
Список использованной литературы
1.Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А. Сасовой.-М.: Вентана-Графф, 2003
2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.Система заданий в 2-х частях . Часть 1(.М.Ю.Демидова, С.В.Иванов); под ред. Г.С.Ковалевой.-М.:Просвещение – 2009. – (Стандарты второго поколения).
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М.А.Ступницкая. –М.: Первое сентября, 2010.
5. Метод проектов: Пособие для учителя/ Под ред. В.Д.Симонено.-М.: Вентана-Графф, 2006