Методические рекомендации «Организация проектной деятельности учащихся во внеурочное время по решению социальных вопросов»
Отдел образования администрации Подгоренского муниципального района
Воронежской области
V-ые районные педагогические чтения на тему
«Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в ОУ»
Доклад по теме: «Организация проектной деятельности учащихся во внеурочное время по решению социальных вопросов»
Выполнила
учитель русского языка и литературы
МКОУ Сергеевской СОШ
Беднякова И.А.
2013
Метод учебных проектов – это системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним отовсюду поступает много информации. Учитель для них уже не является единственным источником информации.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.
В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель стремится напичкать стандартным набором готовых знаний. Здесь возникает вопрос: «Как организовать обучение через желание?» Как активизировать природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
Наши воспитанники ждут от учителя знаний для жизни. Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.
Роль учителя также должна измениться, он должен стать организатором учебной деятельности.
И, наконец, коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и т.д.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.
Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы и методы обучения. Коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств. К корректировке целей приводит понимание того, что образованный человек в современном обществе – это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. Очерченные проблемы уже обуславливают необходимость рассмотрения метода учебных проектов как решение данных вопросов.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
В чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее действие? Во время проекта происходит деятельность: мыслительная, коммуникативная, практическая, презентационная. Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов.
Необходимым инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Точнее о методе проектов надо говорить как об учении через деятельность. Метод проектов предполагает учение в кооперации, т.е. совместное, групповое. Групповая форма работы дает очень важный учебно-воспитательный эффект.
Имея ввиду групповую работу детей над проектом, мы не должны забывать о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, упорство и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.
В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает цель и задачи проектной деятельности. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.
Итак, метод учебного проекта характеризуется как:
-личностно ориентированный;
-деятельностный;
-обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
-построенный на принципах проблемного обучения;
-развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
-формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
-воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
-здоровьесберегающий.
Освоить метод проектов, не пропустив его через себя, без собственно проектной деятельности, невозможно. В рамках ФГОС программой практически по каждому предмету предусматривается работа над учебными проектами. И в начальной школе уже успешно осваивают проектный метод учителя, ученики и родители. В остальных классах, работающих по ГОС, работа над учебным проектом необязательна и может вестись в зависимости от желания и умения учителя. Во многом познавательной и обучающей для учителя и учеников в освоении данного метода является работа над социальным проектом, где нет жестких ограничений ни в во времени, ни в программе. Обучаться проектированию можно и во внеурочной деятельности на решении социальных вопросов, потому что подходы к учебному и социальному проектам одни и те же. В основе каждого проекта лежит проблема, которая обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Учебный проект
Проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично) Актуальность проблемы – мотивация
Цель проекта «Зачем?»
(мы делаем проект) ЦелеполаганиеЗадачи проекта «Что?» (для этого мы делаем) Постановка задач
Методы и способы «Как?» (мы можем это делать) Выбор способов и методов, планирование
Результат «Что получится?» (какое решение проблемы) Ожидаемый результат
Примером применения метода проекта в моей практике может стать организация проектной деятельности группы учащихся 10 класса в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России!». Целью этой акции является развитие патриотического самосознания, вовлечение молодых граждан в общественно-полезную деятельность, формирование активной жизненной позиции.
Команда провела социальный опрос жителей Сергеевки, предлагая им из 9 острых проблем определить важнейшую для нашего села. Из 133 опрошенных большинство - 49 человек - на первое место поставили строительство детского сада.
Секретарь администрации Сергеевского сельского совета Неваленая О.В. предоставила учащимся статистические данные, которые показывают, что строительство в селе детского садика решило бы многие проблемы молодой семьи, явилось бы одним из решающих условий рождения в молодых семьях второго и третьего ребенка. Это задача государственная.
Участники акции 7 марта поздравили всех женщин Сергеевского поселения с наступающим праздником – Международным Женским днем – и обратились к жителям села с просьбой поддержать их инициативу.
Беседа с главой Сергеевской сельской администрации Бурминским Н.Н.
Сбор информации о детях дошкольного возраста, о семьях, имеющих одного ребенка, на территории Сергеевсого сельского поселения. Беседа с секретарем администрации Сергеевского сельского совета Неваленой О.В.
Выступление перед жителями с. Сергеевки в ДК 7 марта 2013 года.
В дальнейших планах проектной группы значится сбор информации о многодетных и приемных семьях, о государственных программах их поддержки, проведение урока демографии, выступления агитбригады по данной теме перед местными жителями, официальная переписка с представителями власти разных уровней.
Итак, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.