Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14 г Тверь.







Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.




Дмитриева Светлана Николаевна
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №14 г. Тверь
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Выдвижение на первый план цели развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества, рассмотрение предметных знаний и умений, как средств их достижения находят отражения в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Это является целью и основным результатом образования младших школьников.
Все это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:
-существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
-значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
-применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
-структурирование этапов выполнения проекта;
-самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Метод требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.
Для преодоления объективных и субъективных трудностей разработаны организационно – управленческие и педагогические действия:
1. Учет возрастных особенностей младшего школьника,
использование теории деятельности.
2. Ритмичность и цикличность (фазы) образовательного процесса
(годовой цикл-проектирование совместной и индивидуальной деятельности).
3. Использование дополнительных средств вовлечения детей в
содержание через проектирование и решение проектных задач.
4. Моделирование проектных задач позволяющее организовывать
разновозрастное общение и групповое взаимодействие.
Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы ученик
сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в лицее, проявил интерес к содержанию школьной жизни.
Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов
Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.
Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.
Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Таким образом, в отличие от стандартов первого поколения, которые
определяли лишь совокупность обязательного минимума содержания образования и требования к уровню подготовки учащихся, назначение новых
стандартов призвано обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований
государства в сфере образования на основе предложенной системы требований. Требуются иные подходы к организации, содержанию, условиям и результатам образовательного процесса в целом.


Список литературы:
Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального
общего образования. Стандарты второго образования. – М.: Просвещение, 2010.
И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005.
Орлова И.Е. Формирование навыков исследовательской работы// «Начальная школа», 2003, №10. С.73.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение. – 2008.
Проектные задачи в начальной школе. /под ред. А.Б. Воронцовой. –
М.: Просвещение – 2010.
В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
 Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго образования. – М.: Просвещение, 2010.
 И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005.
 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение. – 2008.
 Орлова И.Е. Формирование навыков исследовательской работы// «Начальная школа», 2003, №10. С.73.
 Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
 Проектные задачи в начальной школе. /под ред. А.Б. Воронцовой. –М.: Просвещение – 2010.
 В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.











Заголовок 215