Исследовательская деятельность школьников на уроках английского языка и во внеурочное время на уровне основного и среднего общего образования в условиях внедрения ФГОС


Исследовательская деятельность школьников на уроках английского языка и во внеурочное время на уровне основного и среднего общего образования в условиях внедрения ФГОС

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, реализующих системно – деятельностный подход, а именно, создание навигации проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной и внеурочной деятельности является включение школьников в исследовательскую деятельность, направленную не только на повышение компетенции подростков в предмете, не только на развитие их способностей, но и на открытие знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде. Под исследовательской деятельностью школьников понимается такая форма организации учебно-воспитательного процесса, при котором для учащихся создаётся ситуация, когда они сами способны овладеть понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени направляемого учителем, решать творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом. [3]
Приобщение учащихся к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через систему «урок - внеурочная деятельность» и может быть оптимизировано при условии поэтапных действий по формированию исследовательской культуры на разных этапах обучения: на первом подготовительном этапе(5-7 класс), на втором развивающем (8-9 класс), третьем – собственно исследовательском (10-11 класс) (рис.1).
















Рис.1 Система «урок - внеурочная деятельность»
Цель каждого этапа усложняется с учетом возраста, способностей, желания. Главное – четкая организация и умелая координация на протяжении всех этапов. Первый, подготовительный этап в нашей работе – это этап формирования навыков исследовательской деятельности, на котором происходит вовлечение детей в активные формы учебной и внеурочной деятельности, выявление наиболее способных к исследованию учеников. Второй, развивающий этап предполагает совершенствование у детей НОТ, активное расширение их кругозора. Третий, собственно исследовательский этап является этапом непосредственной научно- исследовательской деятельности, в ходе которого ведётся разработка, как общешкольных тем, так и индивидуальных исследований ребят. Чтобы такая деятельность имела постоянную перспективу, необходимо обеспечить преемственность и системность.
Исследовательское обучение часто понимается узко – как написание научной работы. На самом деле, это сложный, поэтапный, с учетом возрастных особенностей, трудоёмкий процесс формирования всех компонентов исследовательской культуры школьников, а именно:
мыслительных умений;
умений и навыков работы с книгой, источниками информации;
умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах). [4]
Как же сформировать исследовательские действия? Безусловно, работа по формированию таких действий должна осуществляться главным образом на уроке. Этому способствуют современные активные, интерактивные приёмы, информационные технологии. Несмотря на некоторые различия в наборе средств в разных развивающих программах, схема, этапы построения исследовательской деятельности едины. Это постановка проблемы (создание проблемной ситуации) – формулировка гипотезы – проведение исследования – представление (изложение) результатов исследования - обсуждение и оценка полученных результатов – применение их к новым ситуациям.
Рассмотрим некоторые приёмы формирования мыслительных умений: анализа, выделения главного, сравнения, обобщения и систематизации при работе над лексико-грамматической стороной речи. Так, английскую идиому «buy time», как в прочем и другие, традиционно вводят переводным методом. Если воспользоваться умением выдвигать гипотезу, ход работы будет выглядеть так:
1. Buy-покупать;
time – время - слова из активного словаря.
2.Высказывается гипотеза: словосочетание buy time является эквивалентом устойчивого выражения из русского языка “выиграть время”.
3. Проверим, подходит ли данный перевод по контексту: “Well, yesI think it is - I said just to buy time (Хорошо, да Я полагаю, что это так - сказала я, просто чтобы выиграть время).
4.Вывод: гипотеза оказалась верной.
В данном случае использованы самые простые поисковые формы, более сложные навыки приобретаются постепенно.
Чтобы сформировать культуру устной и письменной речи на уроке, эффективны «ситуационные задачи», т. е. задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание- применение – анализ- синтез – оценка. Играя на уроке в рамках социального взаимодействия, дети 5 класса учатся здороваться, прощаться, уступать, вступать в общение, устанавливать корректные взаимоотношения, тем самым расширяют имеющийся опыт социально- адекватного поведения в ситуациях повседневного общения, используя словесные и несловесные средства. (Таблица 1)


Таблица 1.
Создание ситуации « реального» общения на уроке

Способ создания ситуации
Визуальные опоры в виде сюжетных картинок

Установка и варианты развития ситуации
Задание: Сложите фрагмент из сюжетной картинки. Определите ситуацию общения, изображённую на получившемся рисунке. Что говорят персонажи друг другу? Какое у них настроение? Из предложенных речевых образцов выберите подходящие к данной ситуации. Разыграйте сценку. Придумайте свой диалог и разыграйте его

Стратегия
Приветствие; Выражение радости; Знакомство; Выражение благодарности; Приглашение зайти в гости

Используемые речевые модели
Is anybody home? Is he at home? How do you do, Mr? This is I am... Come in! Welcome! Etc.

Опоры и материалы
Наборы сюжетных кубиков, разрезных картинок, иллюстраций, карточки с речевыми образцами, соответствующие ситуации общения, реквизит, позволяющий «вжиться» в образ: маски, шляпы, предметы.

Объекты мониторинга
Знания: социальные и языковые;
умения и способности: инициировать и поддерживать общение, работать в паре, в группе, прогнозировать и развивать ситуацию общения, выбирать для этого соответствующие РО.
Качества личности: вежливость, дружелюбие, неконфликтность, положительный настрой на общение.
Поведенческий и эмоциональный аспект: проявление/отсутствие интереса, положительных эмоций, желание/нежелание выполнять предлагаемое задание, проигрывать предлагаемые ситуации общения



Ситуационные задачи направлены на выявление и осознание способа деятельности, способствуют развитию навыков самоорганизации, что так необходимо при реальном общении на уроке английского языка.
Специальные исследовательские умения и навыки формируются в старших классах через научно-образовательную и поисково-творческую деятельность на уроках с организацией дискуссий, интерактивных игр, дебатов. Вот то поле, которое поможет старшекласснику взрастить в себе уже не столько интерес, сколько потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности. Безусловно, актуальны надпредметные исследования, которые имеют больше преимуществ перед монопредметными и межпредметными исследованиями, помогая преодолеть фрагментарность знаний, узость мыслительной деятельности школьников.
     Основная задача педагога при организации внеурочной работы по английскому языку – это развитие потребности школьников в использовании им как средством общения, познания и социальной адаптации за пределами урока. Эффективны следующие формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеучебных занятиях:
 исследовательская  практика обучающихся по английскому языку в клубе «Увлекательное чтение на английском языке» для учащихся 5-9 классов;
 образовательные культуроведческие экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
 элективные курсы: «Английский язык в профессиональной сфере» (9класс, автор И.С.Рахуба), «Окно в Британию» (9класс, автор Т.Д.Андросенко), «Вводный курс делового письма» (10-11 классы, автор Т.О.Догаева), «Деловой английский» (10-11 классы, автор А.С.Лукина), предполагающие углублённое изучение английского языка, дающие большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;
 ученическое научно-исследовательское общество «Юный исследователь» (секция “Lingua”) - форма внеурочной деятельности по иностранному языку для школьников 5-11 классов, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с носителями иностранного языка,  представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других школ;
 участие подростков в олимпиадах, конкурсах, конференциях по иностранным языкам, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, предполагающее выполнение ими учебных и научных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Многообразие форм исследовательской деятельности по английскому языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности  по развитию у школьников познавательных универсальных учебных действий. Стержнем этой интеграции является системно - деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в школе.
Однако следует отметить, что исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время отличается друг от друга:
конечными целями. Если в течение уроков использование элементов исследовательских приемов предполагает тренировку применения отдельных навыков, то исследовательская деятельность во внеурочное время нацеливает обучающегося на серьезный конечный результат, совмещающий в себе все этапы написания работы.
временными рамками. На развитие исследовательских навыков уходит несколько минут урока, но это ведет к общей цели – написания исследовательской работы, которая займет, по меньшей мере, 3 месяца и более.
количеством учащихся. В овладении методами и приемами исследовательских навыках на уроках участвует весь класс, а для работы над НИР выбираются только те немногие школьники, которые имеют желание проводить исследования в какой либо области знаний.
Таким образом, исследовательская деятельность интересна, максимально приближена к реальным условиям общения на изучаемом языке. Но она, как и любая другая, должна быть осмыслена учителем, пропущена через его ум и сердце. Только тогда она может быть проведена на высоком эмоциональном и технологическом уровне. За творческими детьми всегда стоит творческий учитель. Исследовательский метод - путь к знанию через собственный, творческий поиск.

Литература
Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся [Текст]/ М.Н. Арцев.- Завуч- 2005.- №6.- С. 4-29
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст]/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.- М.: Просвещение, 2010.- 159 с.
Рогова, И.А. Исследовательская работа обучающихся в рамках школьного образования [Текст]/ И. А. Рогова.- Профильная школа.-2008.- №5.- С.14-19
Файн, Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников [Текст]/Т.А. Файн.- Практика административной работы в школе. -2003. -№7.-С.35-40



Внеурочная деятельность
- дистанционные олимпиады
-конкурс научно – исследовательских работ «Меня оценят в XXI веке
-научно-практические конференции «От учебника к открытию», «Познать неизвестное»

Внеурочная деятельность
-предметные недели, олимпиады - интеллектуальный марафон
-индивидуальные консультации
-клуб «Увлекательное чтение на английском языке»
-конкурс знатоков «Английская весна»

Внеурочная деятельность
- интеллектуально-творческий конкурс «Познание и творчество»
- конкурс "Британский бульдог"
- дистанционные олимпиады и конкурсы « ФГОСТЕСТ»,
«Новый урок»
-НОО «Юный исследователь»
- клуб «Лингва»
- театр занимательных наук


Урочная деятельность
урок-исследование
урок - деловая игра
Интернет-урок



Урочная деятельность
урок - проект урок - презентация урок - дискуссия урок - отчет

Урочная деятельность
урок-игра урок-путешествие
урок с ИКТ

8-9класс (2 ступень)

10-11 класс(3ступень)

5-7 класс (1 ступень)