Научная статья о дизайне интерьера

Азбука дизайна интерьера

В последнее время повысился интерес людей разных профессий и разного уровня знаний к проблемам обустройства жилища, его дизайну.
Многочисленные передачи и журнальные статьи чаще всего освещают конкретные, уже разработанные авторские концепции и идеи. Человек, далекий от проектирования и не имеющий возможности заказать проект интерьера своей квартиры грамотному декоратору пытается самостоятельно решить эту задачу, стремится создать свой неповторимый облик родного дома. К сожалению, такие попытки не всегда бывают удачными, а полученный результат вызывает лишь разочарование.
Мы предлагаем серию статей, которые дадут общее представление о методах, принципах и основах проектирования современного интерьера. Надеемся, что наши советы расширят ваш кругозор, повысят компетентность в области благоустройства жилища и помогут вам в создании собственных неповторимых интерьеров. Желаем успеха!

1. Дизайн – проектирование интерьера
Cлово «Дизайн» происходит от латинского «design» –замысел, проект.
Существует несколько различных направлений дизайнерской деятельности: исследовательский дизайн, дизайн рекламы, арт – дизайн, средовой, архитектурный Дизайн – проектирование интерьера решает вопрос комплексной разработки интерьера, его деталей и элементов, а точнее дизайна интерьера.
Издавна человек украшал свое жилище. Украшение пещер в большей степени было ритуальной необходимостью, чем функциональной потребностью. С развитием цивилизации и зарождением культуры появилась потребность не только в пользе жилища, такой как защита от погодных условий, диких зверей, но и в красоте родного дома.
Интерес к дизайнерской деятельности в области интерьера возрос благодаря появлению новых возможностей в персональном строительстве и частной архитектуре, а также благодаря средствам массовой информации – журналам, зарубежным фильмам.
Модное слово «дизайнер» в русском языке то появлялось, то исчезало. Последний всплеск его появления связан с бразильскими сериалами. В них наиболее модными были профессии архитекторов, модельеров, дизайнеров. Вызывали интерес и необычные для российского обывателя интерьеры, в которых проходило действие фильмов.
Дизайн интерьера – искусство особого рода. По стилю, в котором решен интерьер, можно определить не только вкус, род деятельности, статус, имидж, увлечения хозяев. Подобно тому, как каждый человек имеет свое лицо, отличающееся от похожих лиц, так и даже типовой интерьер имеет свое лицо. Создать лицо интерьера, его стиль, колорит, дух – главная задача дизайнера интерьера.
Существуют определенные принципы в создании дизайнерского проекта интерьера:
Любой интерьер должен иметь основной центр композиции.
Цветовое решение подчиняется задуманному стилю
Не должно быть случайных деталей
Красив тот интерьер, который функционален
Японская пословица гласит: «Делай все просто – если не можешь просто – делай красиво Не умеешь красиво – делай богато.» В наших силах сделать свое жилище простым, функциональным и, в то же время, красивым и стильным.


2. Пространственная композиция интерьера
Особенность архитектурной формы, как экстерьера, так и интерьера как художественной категории состоит в наличии определенной самооценки зрителя, в сохранении эмоционально – эстетической выразительности. Любой посетитель воспринимает интерьер, «примеряя» его к себе, своим вкусам и потребностям.
Входя в любое помещение, мы обращаем внимание на его габариты, форму, цвет, свет, микроклимат, предметное наполнение, рассматриваем интерьер от общего к деталям. Профессиональный метод работы над образом интерьера также основан на разработке проекта от общего к частному. (См. рис. 1.)

К общим компонентам формирования интерьера можно отнести три элемента.
Первый элемент – пространственная форма – оболочка. Она определяет характерные качества ограниченного пространства – абсолютную величину, члененность на участки, геометрический вид, степень изолированности (см. рис. 2), статичность или динамичность (см. рис. 3)

Второй компонент – ограждение может быть представлен как условное разложение цельной формы-оболочки на ряд основных плоскостей и опор. Ограждающие элементы конструктивно и функционально представляют: стены, колонны, перегородки, потолки, полы, галереи, балконы, лестницы и др. Ограждения определяют характер связей со смежным пространством (внутренним и внешним (группировка помещений (см. рис 4))



Плоскости ограждения своей формой, материалом, пластикой, цветом, фактурой придают индивидуальные черты интерьеру.
Третий компонент – предметное наполнение (оборудование и мебель)- характеризует функциональное содержание среды. Предметное наполнение определяет зональное членение пространства, создает условия комфортной деятельности.

3. Эмоциональное воздействие архитектурного пространства
Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Пространственная композиция интерьера определяется выбранной планировкой и принятой функциональной программой. Это, в свою очередь, влияет на цветовое решение, отделку помещений, декоративное убранство, освещение и озеленение.
Войдя в здание и переходя из помещения в помещение, человек прокладывает трассу своего движения. Входной проем и точки изменения маршрута движения определяют то, как воспринимается пространство, какая плоскость или точка станет центром композиции.
При формировании центра нужно учитывать закономерности композиционного построения, обусловленные психологией восприятия:
Простота – более простые формы воспринимаются легче
Близость – близко расположенные друг к другу элементы воспринимаются как
единое целое
Сходство – сходные элементы воспринимаются как единое целое
Симметрия – симметричные элементы воспринимаются как единое целое
Контраст – контрастные линии способствуют лучшему восприятию элементов
Противоборство – элементы различной формы лучше воспринимаются
отдельно, чем вместе
Фигура – фон – элементы наиболее простой формы воспринимаются как
фигуры, отчетливо отделяющиеся от фона
Инерция – если на замкнутом пространстве встречаются повторяющиеся
изображения, то другие элементы не воспринимаются
Замкнутость – геометрически незавершенные фигуры могут восприниматься
как завершенные
Зависимость от осей – восприятие упрощается, если человек находится на оси
симметрии обозреваемого объекта
Узнаваемость – легче воспринимаются элементы, формы которых более
знакомы
Назначение – элементы, имеющие одинаковое назначение, воспринимаются
как единое целое
Польза – лучше воспринимаются элементы, функция которых более понятна.

Все эти рекомендации нужно учитывать при формировании плоскостей композиции – декорировании стены, берущей на себя при оформлении помещения композиционную роль, а также при композиционном упорядочении групп мебели.
Скорректировать пространство интерьера возможно с помощью зрительных иллюзий (См. рис. 5).

Горизонтальные полосы «растягивают» помещение, создавая эффект увеличения площади, но одновременно и «снижают» высоту помещения (2,4)
Вертикальные полосы»сжимают» пространство, зрительно повышая его (3,5)
Мелкий орнамент зрительно увеличивает помещение, крупный – уменьшает (5, 6)
Один и тот же эффект снижения высоты может быть достигнут разными приемами: членением поверхности в нижней зоне и применением достаточно темного цвета для потолка (1, 4)
Ощутимый пространственный эффект дает членение даже одной из плоскостей. Помещение может казаться большим (11) или меньшим (10), сжимающимся (8), или расширяющимся (12), укороченным (13) или удлиненным (14)
Если сгруппировать приемы, дающие один и тот же пространственный эффект, то можно сформулировать следующие рекомендации:

Ощущение большей высоты достигается: при окрашивании пола в насыщенный цвет, при использовании контрастного к фону и крупного рисунка, при использовании лакированной поверхности, с помощью подсветки нижней зоны помещения
Эффект зрительного увеличения высоты помещения обеспечивается следующими приемами декорирования потолка: устройством встроенных светильников, использованием пространственной структуры подвесного потолка, созданием блестящей поверхности или использованием зеркального стекла, использованием подсветки в верхней зоне помещения, увеличивающих яркость потолка.
Зрительное расширение пространства достигается: при контрастном противопоставлении цветов вертикальных и горизонтальных ограждающих плоскостей, при сопоставлении контрастных структур.
Использование вертикалей в декоре стен зрительно увеличивают высоту помещения. Этот же эффект сохраняется, если вертикаль присутствует в виде вертикально вытянутых картин или при вертикальном расположении полос на обивочной ткани мебели.

Статья 1Статья 1