Разработка урока по литературе Голубые искры народной памяти (по легенде о Данко из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль»
Открытый урок по литературе в 7 классе по теме:
«Голубые искры» народной памяти (по легенде о Данко из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль»
Цель: показать особенности раннего творчества М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль» (легенда о Данко); проанализировать легенду о Данко с точки зрения её идейного и художественного содержания; воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: добру, служению людям.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, компьютер, экран.
Методические приёмы: слово учителя, словесное рисование, чтение наизусть, запись грома, элементы анализа текста.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Слово учителя. «Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за всё, что они сделали для Вас», - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет, которого вы видите на экране, - Алексей Максимович Горький. За несколько месяцев до создания рассказа «Старуха Изергиль» Горький писал: «Мечтать – не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». Сам Алексей Максимович искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь. Ещё мальчишкой, задёрганный дурацкой работой, обижаемый, давал себе торжественные обещания помочь людям, честно служить им, когда вырастет.
- Как послужил Горький людям? (своими книгами)
В 1894 году в газете В.Г. Короленко «Русские ведомости» был напечатан рассказ Алексея Максимовича «Старуха Изергиль». Рассказ относится к ранним романтическим произведениям.
- Пользуясь справочным материалом (литературоведческим словарем) дайте определение романтизма как художественного направления в литературе.
Романтизм – направление в литературе, проникнутое стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.
Учитель: Характерным признаком которого является отображение жизни вне реальных связей человека с окружающей действительностью; изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной действительностью, находящейся в конфликте с обществом, с людьми.
- О чём размышлял писатель в своих ранних произведениях? (о сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой и показать людям, что жизнь можно изменить к лучшему)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из самых ярких романтических образов Горького – с героем легенды о Данко из рассказа «Старуха Изергиль».
III. Тема урока: «Голубые искры» народной памяти (по легенде о Данко из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль».
Эпиграф: Жизнь - не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.
Б. Шоу.
Л.з. Учитель: Какая смысловая связь между словами «голубые искры» и «народная память»? На этот вопрос мы найдём ответ, когда проанализируем легенду с точки зрения идейного и художественного своеобразия.
- Вспомните, что такое легенда?
Легенда ( лат. legenda – буквально «то, что следует прочесть») – произведения, созданные народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Учитель: Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века.
Вы самостоятельно прочитали легенду о Данко из рассказа «Старуха Изергиль» и вам надо было составить словесный портрет человека – легенды (записываем в тетрадях и на доске).
(Портрет: смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг).
IV. Работа с текстом. Беседа по вопросам.
С чего начинается легенда? Какими вы видите людей этого племени? (текст) - Могли ли люди постоять за себя? (текст) "Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.
(Мнения учащихся:
- Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.
- Люди струсили и не стали сопротивляться, их, я думаю, ждет смерть.
- Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.
- Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?)
________________________________________________________
Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.
- Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?
- Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.
- Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.
- Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.
В легенде важную роль в изображении внутреннего мира людей и их состояния играет пейзаж.
- Перескажите близко к тексту описание леса и понаблюдайте за состоянием людей.
Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче ...
Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...
- Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение? (страх помешал им действовать)
- Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.
- Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.
- Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно заветы будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на спасение... Все равно нужно было что-то делать...
- Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли.)
- Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? (Краски тьмы: “там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.)
Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
- Веди ты нас! - сказали они.
Тогда он повел..."
"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
- Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?
(- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.
- Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать.
- В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.
- Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.
- “Красивые - всегда смелы”, - так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и пошли за ним.)
- Чем отличался Данко от окружающих его людей?
( Решительностью, смелостью, выносливостью,упорством в достижении цели – пройти через лес.
V. Звучат раскаты грома.
- Что это происходит над лесом? (Гроза) Проанализируем описание грозы. Выраз. Чтение по ролям (автор, Данко, люди).
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более.
- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и
тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
- Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними? Обратите внимание на поэтичность языка.
- Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии.
- Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия.
- Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в клочья”.
- Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а значит, возрастает и страх.
- Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике.
- Снова возникает образ кольца как угрозы, когда люди, как волки, стали плотнее окружать Данко, чтобы легче было схватить его и убить.)
- Какие художественные языковые средства использует автор при описании грозы? (Метафоры, сравнения, эпитеты).
Можем ли мы осуждать людей за трусость? Почему путники разозлились на Данко?
Утомленные, люди пали духом и не могли идти дальше. Они устали, испугались трудностей, не знали, что ждет их впереди.
- Как Данко относился к людям? ( он любил людей и думал, что они без него погибнут)
- Какой подвиг совершает Данко во имя людей?
VI. Слайд. Чтение наизусть отрывка.
- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
- Какой момент следует считать кульминационным?
(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)
Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?
- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.
- Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.
- Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям, символ жертвенной любви.
Учитель: Сердце Данко сравнивается с солнцем, враждебный лес, тьма, невзгоды вынуждены отступить. Люди меняются. Увлеченные чудом, они снова становятся сильными и смелыми. Великолепный пейзаж, открывшийся победившим страшный лес и грозу, покоряет обилием света. Люди теперь «радостные и полные надежд», но безжалостные и равнодушные.
- Что случилось с пылающим, смелым сердцем Человека?
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дожде . Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло..."
- Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!
-Напрасна ли смерть Данко? - Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.)
VII. Подведение итогов урока.
- Какова же тема легенды? (Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)
Инд. задание.
- Подвиг какого античного героя, похожий на подвиг Данко, вы можете назвать? В чем он состоял? (Ксюша)
- Можно ли назвать Данко героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)
- Он прожил короткую, но ослепительно яркую жизнь. Осветил путь людям к свету, свободе, согрел их огнем своего сердца, любовью к тем, кто слабее его. Юноша с горящим сердцем совершил подвиг.
Охарактеризуйте Данко. Составление синквейна
Данко.
Бескорыстный, благородный.
Любит, ведет за собой, погибает.
Во имя других готов пожертвовать собой.
Человек-легенда.
- Давайте вернемся к теме нашего урока.
- Какая смысловая связь между словосочетаниями «голубые искры» и «народная память»?
Горький любуется своим героем, у которого «солнце в крови». В настоящем есть следы той древности – Это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко. Каждый раз перед грозой «голубые искры» степи напоминают людям о великом подвиге самопожертвования Данко во имя любви к ним. Это вечная память, как вечны грозы над степью. Горький убежден, что эти огоньки никогда не погаснут, что красивые, сильные, гордые люди не переведутся на земле. В них народная память.
(Я думаю, что жизнь Данко продолжается в каждом человеке, в чье сердце попадает искра горящего сердца Данко. Она разжигает огонь любви к людям, вдохновляет на великие дела.)
Сегодня для наших гостей мы приготовили небольшие подарки – сердечки. Это те «огоньки», которые будут напоминать Вам о силе человеческого духа и о встрече с нами.
- Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими одноклассниками?
VIII. Оценки за урок.
IX. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Есть ли такие герои, как Данко, в наше время?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”
15