Конспект открытого занятия в объединении Соленое тесто тема: Спортивная Кубань
Конспект открытого занятия в объединении «Соленое тесто»
муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район
Тема занятия: Спортивная Кубань
Тип занятия: изучение нового материала.
Дата проведения:03.03.2016г.
Педагог: Бандурко Елена Николаевна.
Материально-техническое обеспечение занятия
Техническое оснащение занятия включает в себя:
хорошо освещенный учебный кабинет, оснащенный водоснабжением;
рабочие столы и стулья по количеству учащихся и отвечающие возрастным особенностям детей;
ноутбук;
проектор и проекционная доска.
Материалы и инструменты:
необходимые для лепки: клеенки, набор стеков, доски для лепки, стаканчики с водой;
заготовленные рамочки с фоном на которые будет приклеиваться фигурка мишки.
Дидактический материал:
образцы изделий из соленого теста, выполненные педагогом;
презентация «Лепка из соленого теста “Олимпийский талисман ”», выполненная педагогом;
технологическая карта с пошаговым описанием работы;
разработанные педагогом рекомендации: «Правила работы с соленым тестом» (см. Приложение 1), «Работа с соленым тестом» (см. Приложение 2), «Приемы лепки, способы соединения и сушка соленого теста» (см. Приложение 3);
Видеоролики и видеофильмы об олимпиаде и ее талисманах;
специальная и дополнительная литература (см. Список используемых источников).
Цель и задачи занятия
Цель занятия: Создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление поделок из соленого теста.
Задачи занятия:
Образовательные: Ближе познакомиться с олимпийскими талисманами и изготовить один из них.
Развивающие:
- развивать у детей внимание, память, логическое и пространственное мышление, воображение; - развивать мелкую моторику рук и глазомер; - развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, смелость в изложении собственных замыслов.
Воспитательные: - привить детям навыки трудолюбия, целеустремленности, ответственности; - развитие умения работать в коллективе, сопереживать, помогать друг другу, взаимовыручки, самоорганизации; - воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.Формы и методы работы
Форма организации занятия:
на 1 этапе занятия Обучающиеся вспомнили лучшие моменты прошедшей в2014году олимпиады в Сочи, услышали историю возникновения олимпийских талисманов, получили представление о работе с крашеным соленым тестом.
на 2 этапе занятия (лепка талисмана мишки) - индивидуальная, позволяет адаптировать содержание, методы, тему занятия к индивидуальным особенностям ребенка и вовремя вносить коррекцию в его деятельность.
Методы, применяемые на занятии: Словесные методы: беседа, вопросы, объяснение, игры и физминутки; Наглядные методы: показ педагогом этапов лепки талисмана, демонстрация презентации и образцов изделий из соленого теста; Практический: самостоятельная работа учащихся объединения. Практический метод является ведущим на этом занятии и используется для закрепления теоретического материала, формирования умений и навыков учащихся работы с соленым тестом; освоения способов работы различными инструментами (стеки, зубочистки и т.д.).
Прогнозирование результатов занятия
На занятии по лепке из соленого крашенного теста:
- обучающиеся получат целый комплекс знаний и приобретут определенные умения работы с соленым крашенным тестом;
- дети научатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
- создание трехмерных объектов способствует развитию пространственного мышления;
- во время работы ребенок также научится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшится его мелкая моторика;
- в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие формы, фактуры и т.д.;
- на занятии по лепке из соленого теста ребенок будет решать множество задач – подготовка исходного материала, лепка, составление композиций, использование инструментов и подручных средств и еще многое другое, получив и освоив начальные навыки, ребенок будет готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия.
Продолжительность занятия 45 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Здравствуйте ребята и гости. Тема нашего занятия «Спортивная Кубань».
Цель занятия: ближе познакомиться с олимпийскими талисманами и изготовить один из них.
Ребята, вы знаете что такое олимпиада?(да- спортивные состязания). А в каком году проходила последняя зимняя олимпиада?(в 2014), а где?( в сочи).
Ребята, благодаря олимпиаде о нашем теплом, живописном, гостеприимном крае узнали во всем мире, потому что Сочи находится в Краснодарском крае.
Не так давно наша страна отметила вторую годовщину окончания олимпийских игр. Давайте все вместе вспомним как это было
(видеоролик №1(лучшие моменты олимпиады)Олимпиада прошла. Но триумфальная победа и мощь России теперь надолго останется в памяти миллионов человек во всем мире. Мы все помним как наши великие спортсмены одержали победу во многих видах спорта и вышли на первое место в медальном зачете. Олимпийских Чемпионов сегодня знает вся страна, ими восхищается молодежь!
И несмотря на то, что мы с вами живем на юге страны, благодаря олимпиаде по всему краснодарскому краю стали активно развиваться зимние виды спорта, открылось много секций и школ по хоккею, фигурному катанию, шорт-треку, керлингу и много других . Ребята посмотрите, кто это перед вами? (олимпийские талисманы). Сколько их(5).Назовите их( мишка, леопард, зайка, лучик и снежинка).
Современные Олимпийские игры сопровождают талисманы - не просто игрушки для зрителей и спортсменов. Талисман-олимпиец должен заключать в себе дух и настрой Олимпиады, пропагандировать спортивные состязания, причем сам должен увлекаться каким-либо видом спорта, а также отражать черты национальных особенностей принимающей страны.
Скажите а для чего еще существует талисман? (приносит удачу и успех) Давайте посмотрим какие талисманы сопровождали олимпийские игры в Сочи.(видеоролик №2(презентация олимпийских талисманов). А теперь давайте представим себя в роли талисмана мишки (дети одевают шапки в виде олимпийского мишки). Вот теперь нам любое дело по плечу и мы сможем изготовить талисмана своими руками. Приступим!
Прежде всего вспомним технику безопасности (стеками не размахивать, тесто не есть, грязную воду не пить).
Ребята посмотрите на технологическую карту: на ней отображены все этапы изготовления мишки. Вы догадываетесь на чем они изображены? (да, на олимпийских кольцах). А что обозначают эти кольца?(5 континентов нашей планеты). Назовите их (Синее кольцо символизирует Европу, желтое-Азию, черное-Африку, зеленое-Австралию, красное-Америку).
Дети поэтапно выполняют работу. Когда вылепили туловище и голову детям предлагается послушать легенду о мишке:
«За полярным кругом в ледяном иглу живет Белый Мишка. В его доме все сделано изо льда и снега: снежный душ, кровать, компьютер и даже спортивные тренажеры. Белый Мишка с раннего детства воспитывался полярниками. Именно они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в керлинг. Но больше всего Белому Мишке понравилось кататься на спортивных санках. Он стал настоящим саночником и бобслеистом».
Ребята давайте пока слегка подсохнет туловище и голова мы посмотрим видеоролик мишки(видеоролик №3 мультфильм о легенде олимпийского мишки).
А теперь продолжим работу.
Туловище готово, осталось совсем немного!(остались ноги , уши, глаза, нос). Вы устали?(да!) я приглашаю вас на физкультминутку. ( видеоролик №4 зарядка с олимпийским мишкой).
Ну, талисманчики, покажите, как вы знаете зимние виды спорта!(дети отгадывают и показывают виды спорта).
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега.
(Лыжи.)
Он играет на коньках.
Клюшку держит он в руках.
Шайбу этой клюшкой бьёт.
Кто спортсмена назовёт?
(Хоккеист.)
Кто десять километров,
Качая в такт рукой,
Бежит быстрее ветра,
Согнувшись кочергой? (конькобежец).
На площадке ледяной
Игроки метут метлой
И по льду гоняют камень.
Что за спорт здесь перед нами? (керлинг)
Конькобежцы на площадке
В шлемах, руки их в перчатках.
Дружно к финишу бегут,
Спорта вид какой тут? (шорт- трек).
Молодцы ребята! Давайте закончим работу.
Ребята, какие вы все молодцы! Храните своих талисманов и они принесут вам удачу! Занимайтесь спортом!
И конечно как в любом виде спорта победителей награждают медалями.
Вы одержали победу над таким нелегким трудом и я хочу вручить вам медали за лучший ваш талисман!(каждому ребенку вручается медаль с олимпийским талисманом)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001г.
Диброва А. «Поделки из соленого теста», Издательство: Книжный клуб семейного досуга, серия: Чудеса своими руками 2011г., стр. 64
Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001г.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000г.
Рубцова Е. С. «Лучшие поделки из соленого теста», Издательство: Владис. 2011г., стр. 65
Рубцова Е.С.Фигурки из солёного теста делаем сами, Издательство: Владис, Ростов-на-Дону 2011г., стр. 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Правила работы с соленым тестом.
Перед работой с соленым тестом внимательно осмотри свои руки (соль, которая находится в тесте, при попадании в свежую ранку, может вызвать жжение).
Соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте.
Ни в коем случае не бери тесто в рот.
Соленое тесто есть нельзя.
Не облизывай пальцы.
Не три грязными руками глаза.
Аккуратно используй при работе специальные инструменты и подручные приспособления.
После работы, обязательно помой руки с мылом и наведи порядок на рабочем месте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендации «Работа с соленым тестом».
При замешивании теста лучше взять глубокую миску. Смешать все компоненты, воду вливать по немного. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, необходимо добавить немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его хорошо вымешивают и разминают пока, оно не станет однородным и эластичным.
Воду для замешивания теста лучше брать теплую, но не кипяток, так как мука при замесе заваривается, масса становится резиновой и для лепки уже не пригодной.
Если с тестом будут работать дети, массу замешивают покруче, потому что в теплых детских ручках тесто размягчается.
Избыток соли ведет к уменьшению эластичности и в конечном итоге прочности изделия. Соль лучше брать мелкую, хотя можно использовать и каменную, крупные кристаллы придают изделию особый вид, что может быть интересно для некоторых работ.
Пластичность теста можно повысить, если перед тем как его замесить компоненты – муку и соль просеять или можно добавить в тесто картофельный крахмал.
Для соединения деталей используют или воду или жидкое тесто, то есть соленое тесто, растворенное в воде.
Для удобства склеивания мелких деталей используют кисточку и зубочистку.
Для увеличения прочности и срока службы готовых изделий можно добавлять в тесто при замешивании обойный клей или клей ПВА, но если с тестом будут работать дети, лучше избегать таких добавок.
Готовое тесто можно хранить в полиэтиленовом пакете 5 – 7 дней, но необходимо помнить, что при длительном хранении тесто отсыревает, становится липким. Данный дефект можно исправить, добавив в готовое тесто муки или картофельного крахмала и замесить тесто повторно. Не рекомендуется хранить тесто в холодильнике, так как пониженная температура и увеличение влажности приводят к тому, что тесто отсыревает быстрее, сереет, приобретает не приятный запах и повторный замес не меняет ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Приёмы лепки из соленого теста
Для овладения основными приемами лепки можно потренироваться на небольшом кусочке теста. Самое главное — не допускать появления на внешней стороне изделия морщинок и трещинок. Поверхность должна быть ровной и гладкой, потому что при покрывании лаком готовой композиции даже мелкая трещинка станет яркой и испортит вид всей работы. Чтобы работа с соленым тестом доставляла удовольствие, а изделия получались хорошего качества, необходимо соблюдать определенный порядок работы.
Нередко бывает, что основным элементом изделия является толстая лепешка большого размера. Здесь могут возникнуть две проблемы.
Первая: изделие получается очень тяжелым и плохо пропекается внутри.
Вторая: большую поверхность трудно сделать идеально ровной. Справиться с этими проблемами позволит простой прием. Необходимо взять фольгу, смять её в комок и заложить вовнутрь большого колобка теста, немного покатать в руках и сплющить, получив лепёшку нужной толщины.
В некоторых случаях лепку фигуры следует начинать с отдельных деталей, так как их необходимо предварительно подсушить и лишь, потом приступать к работе над основной частью изделия.
Практически все элементы для композиций из соленого теста лепятся на основе колобка (шарика) и колбаски. Начните лепку с изготовления нескольких шариков и колбасок. Если вы хотите получить элементы — лепешки и ленточки, рюшечки и жгутики, цветочки и листочки одинаковой величины, то и заготовки для них должны быть одинаковыми по размеру.
Из колобка всегда можно расплющить или раскатать лепешку, а из колбаски — ленточку.
Из лепёшек легко скрутить кулёчки, сделать мелкие детали или набрать орнамент.
Ленточка красиво собирается в рюшечку или скручивается в спираль.