Рабочая программа по химии 9 класс (2016-2017 учебный год, автор Габриелян О.С.)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 50»
УТВЕРЖДАЮ: Программа принята Директор на педагогическом МБОУ «СОШ №50» совете МБОУ «СОШ №50» _________А.В. Шелегина Протокол № ______ «___» ___________ 2016г. от «___» __________ 2016 г. Приказ № ________
Программа согласована с зам. директора по УВР __________ Назарова Н.А.. «___»___________2016 г.
Программа рассмотрена на методическом объединении учителей _______________________ Протокол № ______ от «___»___________2016 г.
Рабочая учебная программа по химии для 9 класса (предмет)
(Составлена на основе программы по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: О.С. Габриелян)
Новокузнецк, 2016 Пояснительная записка Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы по химии для учащихся 8 – 9 классов автора О.С. Габриеляна (Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Химия. 8 – 11 кл./ сост. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011. – 78 с.) и учебника по химии: Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2012. – 267 с. Настоящая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с базисным учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач: овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, нравственности, гуманизма, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде совершенствование трудовых умений и навыков, подготовка к сознательному выбору профессии; формирование умений сравнивать, вычленять существенное, делать обобщение; формирование умений пользоваться справочной литературой, соблюдать правила работы в классе и коллективе. применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту, сельском хозяйстве и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; сознательного выбора профессии, связанной с химией, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Решаемые задачи позволяют достичь цели курса · это формирование и развитие у учащихся фундаментальных представлений о химии металлов и неметаллов. Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта – физики и биологии · и опирается на их содержание. Основное содержание курса химии 9 класса составляют сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, свойствах щелочных и щелочноземельных металлах и галогенах. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов). Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные знания и умения для: работы с веществами; выполнения простых химических опытов; учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; Курс химии 9 класса предусматривает изучение следующих разделов (в некоторые из них внесены изменения): 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса. Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов»; Данный раздел вместо 6 ч изучается 7 ч за счёт включения практической работы №1; 2. Тема 1. Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И Менделеева. Общие физические свойства. Сплавы, их свойства и значение. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Химические свойства металлов как восстановителей. Способы получения металлов. Общая характеристика щелочных металлов. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Алюминий. Железо. Практическая работа №2 и №3 «Получение и свойства соединений металлов» и «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ». Контрольная работа №1; В тему 1 включены практические работы №2 и №3, а также контрольная работа №1 (поэтому тема 1 вместо 15 часов изучается 17 часов). 3. Тема 2. Неметаллы. Общая характеристика неметаллов. Аллотропия. Физические свойства. Водород. Общая характеристика галогенов. Сера. Азот. Фосфор. Углерод. Кремний. Практическая работа №4 – №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода», «Получение, собирание и распознавание газов». Контрольная работа №2. Тема 2 вместо 23 часов изучается 25 часов за счёт включения темы «Кислород» (входит в обязательный минимум содержания основного образования по химии), практических работ №4 – 6 и контрольной работы №2; 4. Тема 3. Органические соединения. Вещества органические и неорганические. Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Метан и этан: строение молекул. Химическое строение молекулы этилена. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трёхатомный спирт – глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. 5. Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Итоговая контрольная работа по химии за 9 класс и её анализ. Вместо 8 часов тема изучается 6 часов. 6. Тема 5. Химия и жизнь. Изучение этой темы предусмотрено содержанием примерной программы основного общего образования по химии (в авторской программе данный раздел отсутствует). Как видно из описанных выше разделов учебного курса курс химии 9 класса предусматривает химические практикумы. Проводить практические работы целесообразнее при изучении соответствующих тем. В этом случае они больше отвечают своему назначению и выступают как средство закрепления, совершенствования и конкретизации экспериментальных умений и навыков. Включение практических работ в соответствующие разделы курса позволяет ребятам воспринимать их целостно, использовать полученные знания при решении экспериментальных задач, быстрее овладевать приёмами и навыками работы с лабораторным оборудованием, химическими веществами, воспитывает культуру научной работы. Отличительной чертой данного курса является то, что программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6 – 9 классов, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является то, что первые шаги в изучении химии приходятся на подростковый возраст, который обычно называют переходным. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Для достижения целей и задач обучения курса химии 9 класса, с учётом возрастных особенностей, применяются следующие методы и приёмы активизации учебной деятельности: частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный, групповые и индивидуальные самостоятельные работы, чётко организованные практические работы и лабораторные опыты, использование ТСО. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки и индивидуальных занятий. Организация сопровождения учащихся направлена на создание оптимальных условий обучения; исключение психотравмирующих факторов; сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся; развитие положительной мотивации к освоению программы; развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. Таким образом, система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Текущий контроль уровня усвоения знаний осуществляется по результатам устного (фронтального) опроса, выполнения учащимися индивидуальных дидактических карточек, тестовых заданий, химических диктантов. Промежуточный контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных работ. Итоговый (тематический) контроль осуществляется с помощью контрольных и практических работ. Результаты изучения курса «Химия. 9 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на реализацию системно-деятельностного, и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Предполагаемые результаты:
· учащиеся должны знать символы химических элементов, умений разъяснять смысл химических формул и уравнений;
· уметь составлять по степени оксиления формулы соединений, давать им названия, составлять уравнений реакций;
· уметь составлять схему строения атомов;
· знать виды химической связи и типы кристаллических решёток
· уметь делать простейшие вычисления по уравнениям реакций и формулам;
· знать формулировку закона сохранения массы веществ;
· знать типологию химических реакций по различным признакам;
· уметь пользоваться периодической системой, таблицей растворимости и электрохимическим рядом напряжений металлов;
· знать сущность теории электролитической диссоциации (ТЭД), уметь составлять ионные уравнения, разъяснять их смысл с точки зрения ТЭД, давать определения электролитам и неэлектролитам;
· знать правила обращения с веществами и лабораторным оборудованием; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· безопасного обращения с веществами и материалами;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
· приготовления растворов заданной концентрации.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (7 часов) Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Вводный инструктаж по технике безопасности. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Практическая работа №1 по теме "Осуществление цепочки химических превращений металлов". Лабораторный опыт. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Тема 1 (17 часов) Металлы Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидрокисды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы". Практическая работа №2 по теме "Получение и свойства соединений металлов". Практическая работа №3 по теме "Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ". Демонстрации. Образцы щелочные и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксида железа (II) и (III). Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами металлов. 2. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 3.Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 4. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 5. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. Контрольная работа №1 по теме "Металлы".
Тема 2 (25 часов) Неметаллы Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народом хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, её свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Обобщение и систематизация знаний по теме "Неметаллы" Практическая работа №4 по теме "Решение экспериментальных задач по теме "Подгруппа кислорода". Практическая работа №5 по теме «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». Практическая работа №6 по теме «Получение, собирание и распознавание газов». Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углём растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ёё оксида углём. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента. Лабораторные опыты. 1. Качественная реакция на хлорид-ион. 2. Качественная реакция на сульфат-ион. 3. Распознавание солей аммония. 4. Получение углекислого газа и его распознавание. 5. Качественная реакция на карбонат-ион. 6. Ознакомление с природными силикатами. 7. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. Контрольная работа №2 по теме "Неметаллы"
Тема 3 (10 часов) Органические соединения Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение матана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трёхатомный спирт – глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Обобщение и систематизация знаний по теме "Органические вещества». Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков. Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Свойства глицерина. 3. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 4. Взаимодействие крахмала с йодом.
Тема 4 (6 часов) Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Типы химических связей и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления. Итоговая контрольная работа по химии за 9 класс. Тема 5 (3 часа) Химия и жизнь Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Знакомство учащихся с лекарственными препаратами и проблемами, связанными с их применением. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблема химического загрязнения планеты. Кислотные осадки. Парниковый эффект. Общее загрязнение атмосферы. Озоновая дыра. Радиоактивное загрязнение. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека. Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с коллекцией удобрений. 2. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ХИМИЯ
9 класс
(2 часа в неделю. Всего 68 часов)
№ п/п Название раздела курса Всего часов Кол-во часов Требования к результатам обучения по темам Форма контроля
теор практ контр
1
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса 7 6 1 - Знать/понимать: химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь называть: соединения изученных классов; характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; определять: принадлежность веществ к определённому классу соединений; составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Знать химические свойства оксидов и оснований; уметь определять возможность протекания реакций ионного обмена, составлять уравнения реакций ионного обмена. Знать химические свойства кислот и солей; уметь определять возможность протекания реакций ионного обмена, составлять уравнения реакций ионного обмена. Знать свойства изученных классов неорганических соединений. Знать понятия «переходные элементы», «амфотерность». Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом; основные законы химии: Периодический закон. Уметь называть: хим. элементы по их символам; объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос, дидактические карточки, самостоятельные работы
2
Металлы
17
14
2
1 Уметь характеризовать: положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка). Знать понятие «сплавы», основные виды сплавов, их классификацию. Уметь: характеризовать: химические свойства металлов; составлять: уравнения реакций, характеризующие хим. свойства металлов в свете представлений об ОВР и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями). Знать/понимать: химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь составлять уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием. Знать понятие «коррозия» и её основные виды. Уметь объяснять закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов; характеризовать щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни: NaCI – консервант пищевых продуктов. Уметь называть: соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли). Уметь объяснять закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов; характеризовать щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов. Уметь называть соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли). Уметь характеризовать алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства алюминия; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия. Уметь называть соединения алюминия по их химическим формулам. Уметь называть соединения железа по их химическим формулам; характеризовать особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III). Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием Фронтальный опрос, дидактические карточки, самостоятельные работы, тестирование, контрольная работа
3
Неметаллы
25 21 3 1 Знать/понимать химическую символику знаки элементов-неметаллов. Уметь называть элементы-неметаллы по их символам; объяснять закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ; определять тип хим. связи в соединениях неметаллов. Знать/понимать химические понятия хим. элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь объяснять двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов, характеризовать физические свойства водорода; химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода; распознавать опытным путём водород среди других газов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с водородом. Знать/понимать химическую символику знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов. Уметь объяснять закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы; характеризовать особенности строения атомов галогенов; физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов; определять степень окисления галогенов в соединениях; тип химической связи в соединениях галогенов; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с хлором. Знать/понимать химическую символику формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот. Уметь называть соединения галогенов по их формулам; характеризовать хим. свойства соляной кислоты; составлять химические формулы галогеноводородов и галогенидов, уравнения хим. реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов; распознавать опытным путём соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли. Знать о биологическом значении хлора, брома, фтора и йода. Уметь объяснять строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в главной подгруппы; характеризовать физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять тип химической связи в соединениях серы; степень окисления атома серы в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути). Знать/понимать химическую символику формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI). Уметь называть оксиды серы по их химическим формулам; характеризовать физические свойства оксидов серы; химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов); определять принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам; степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах; составлять уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). Знать/понимать: химическую символику формулу серной кислоты. Уметь называть серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам; характеризовать физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей; определять принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах; составлять химические формулы сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью); распознавать опытным путём серную кислоту среди растворов веществ других классов; сульфат-ион среди других ионов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение). Уметь объяснять строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, составлять уравнения химический реакций, характеризующие свойства кислорода, распознавать кислород опытным путём. Знать физические и химические свойства кислорода, состав воздуха, круговорот кислорода в природе.
Уметь объяснять строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов. характеризовать физические свойства азота, химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях, степень окисления атома азота в соединениях; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота. Знать/понимать: химическую символик формулу аммиака. Уметь называть аммиак по его химической формуле; характеризовать физические и химические свойства аммиака; определять тип химической связи в молекуле аммиака; степень окисления атома азота в аммиаке; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом); распознавать опытным путём аммиак среди других газов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт). Знать/понимать химические понятия катион аммония. Уметь называть соли аммония по их хим. формулам; характеризовать химические свойства солей аммония; определять принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония; составлять химические формулы солей аммония; уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония. Знать/понимать химическую символику формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV). Уметь называть оксиды азота по их химическим формулам; характеризовать физические свойства оксидов азота; химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида); определять принадлежность оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений; степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV); использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). Знать/понимать: химическую символику формулу азотной кислоты. Уметь характеризовать физические свойства азотной кислоты; химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение азотной кислоты; определять принадлежность азотной кислоты к соответствующему классу неорганических. соединений; валентность и степень окисления азота в азотной кислоте; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью); распознавать опытным путём азотную кислоту среди растворов веществ других классов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой. Уметь называть соли азотной и азотистой кислоты по их химическим формулам; характеризовать химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании); составлять химические формулы нитратов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции). Уметь объяснять строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов ;закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы; характеризовать химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять тип химической связи в соединениях фосфора; степень окисления атома фосфора в соединениях; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. Знать/понимать химическую символику формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. Уметь называть оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам; характеризовать химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение фосфатов; определять принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах; составлять химические формулы фосфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида; уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты. Уметь объяснять строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов; характеризовать химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять тип хим. связи в соединениях углерода; степень окисления атома углерода в соединениях; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода. Знать/понимать: химическую символику формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). Уметь называть оксиды углерода по их хим. формулам; характеризовать физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида); определять принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений; степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV); распознавать опытным путём углекислый газ среди других газов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с оксидом углерода (II). Знать/понимать: химическую символику формулу угольной кислоты. Уметь называть соли угольной кислоты по хим. формулам; характеризовать химические свойства угольной кислоты, народнохозяйственное значение карбонатов; определять принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте; составлять химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов; уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот; распознавать опытным путём карбонат-ион. Знать/понимать: химическую символику формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. Уметь называть оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам; характеризовать химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение силикатов; определять принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах. Уметь составлять химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос, дидактические карточки, самостоятельные работы, тестирование, контрольная работа
4
Органические соединения
10
10
-
- Знать особенности органических соединений, классификацию и химическое строение. Знать основные положения теории химического строения A.M. Бутлерова. Знать понятия «предельные углеводороды», «гомологический ряд», «изомерия». Уметь записывать структурные формулы изомеров и гомологов, давать названия. Уметь называть представителей разных классов углеводородов, записывать структурные формулы важнейших представителей, изомеров, гомологов. Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре. Уметь характеризовать химические свойства органических соединений. Знать представителей кислородсодержащих органических соединений, образование водородной связи. Знать о ядовитости спиртов. Уметь характеризовать типичные свойства уксусного альдегида. Уметь характеризовать типичные свойства уксусной кислоты. Знать реакцию этерификации и формулы сложных эфиров. Знать представителей жиров и их значение в природе и жизни человека. Знать основные функции белков в живом организме, их значения и условия разрушения или денатурации. Знать основные функции углеводов в живом организме.
5
Обобщение знаний по химии за курс основной школы
6
5
-
1 Знать: - важнейшие химические понятия: хим.элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион; - периодический закон; качественные реакции. Уметь: - характеризовать хим.элемент (20) на основе положения в ПСХЭ и особенностей строения атомов; - составлять формулы неорганических соединений изученных классов, писать уравнения ОВР и в ионном виде;
6 Химия и жизнь 3 3 - - Использовать приобретенные знания и умения в практической дея- тельности и повседневной жизни для: - безопасного обращения с веществами и материалами; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; - критической оценки информации о веществах, используемых в быту; - приготовления растворов заданной концентрации
ИТОГО:
68 59 6 3
Требования к уровню подготовки учеников за курс химии 9 класса
В результате изучения химии ученик должен знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; уметь называть: химические элементы, соединения изученных классов; объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ; определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена; составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей; вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · безопасного обращения с веществами и материалами; · экологически грамотного поведения в окружающей среде; · оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; · критической оценки информации о веществах, используемых в быту; · приготовления растворов заданной концентрации.
Перечень учебно-методического обеспечения
Рекомендуемая литература для обучающихся: Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2012. – 267 с.; Хомченко, И.Г. Сборник задач и упражнений для средней школы / И.Г. Хомченко. – М.: ООО «Издательство «Новая Волна», 2014. – 214 с.
Рекомендуемая литература для учителя: 1. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9» / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011. – 174 с.; 2. Габриелян, О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8 – 9 кл / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2015. – 160 с.; 3. Маркина, И.В. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В. Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.; 4. Савинкина, Е.В. Сборник задач и упражнений по химии / Е.В. Савинкина. – М.: Экзамен, 2008. – 191 с. Календарно-тематическое планирование N урока Тема Количество часов Дата проведения по факту Дата проведения по плану Практикум Домашнее задание Примечания
9а 9б 9в 9а 9б 9в
1 (1) Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Вводный инструктаж по ТБ 7 часов
1 ч
§1,стр.3 – 8. Упр.1 (а, б)
2 (2) Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления 1 ч
Повторить хим.свойства оксидов и оснований
3 (3) Свойства кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления 1 ч
Повторить хим.свойства кислот и солей
4 (4) Генетические ряды металла и неметалла 1 ч
Составить уравнения реакций к цепочкам
5 (5) Понятие о переходных металлах. Амфотерные оксиды и гидроксиды 1 ч
§2,стр.9 – 12. Упр.2
6 (6) Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева 1 ч
Подготовиться к практической работе №1, стр. 84
7 (7) Практическая работа №1 по теме "Осуществление цепочки химических превращений металлов".
1 ч §3,стр.12 – 20. Упр.5 – 7
1 (8) Тема 1. Металлы
Положение металлов в Периодической системе химических элементов. Общие физические свойства металлов 17 часов
1 ч
§5 – 6, стр.27 – 33
2 (9) Сплавы, их свойства и значение 1 ч
§7,стр. 33 –38. Упр. 2,4, стр. 38
3 (10) Химические свойства металлов 1 ч
§8,стр.39 –42.Упр.1,3,5
4 (11) Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия 1 ч
§9, стр. 42 – 47. Упр. 2 – 3
5 (12) Коррозия металлов и способы борьбы с ней 1 ч
§10, стр. 47 – 51. Упр. 4,6 (устно)
6 (13) Общая характеристика щелочных металлов 1 ч
§11,стр. 52 –54. Упр.1, 5
7 (14) Важнейшие соединения щелочных металлов. Подготовка к ГИА 1 ч
§11,стр. 54–58. Заполнить таблицу
8 (15) Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы 1 ч
§12,стр. 60 –62.Упр.3, 5
9 (16) Важнейшие соединения щелочноземельных металлов 1 ч
§12,стр. 62 –67. Заполнить таблицу
10 (17) Алюминий, его физические и химические свойства 1 ч
§13,стр. 68 –71. Упр.5
11 (18) Соединения алюминия. 1 ч
§13,стр. 71 – 74. Упр. 7
12 (19) Железо, его физические и химические свойства 1 ч
§14,стр. 76 –78. Упр.4 – 5
13 (20) Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. 1 ч
Подготовиться к практической работе №2, стр. 84 –85
14 (21) Практическая работа №2 по теме "Получение и свойства соединений металлов"
1 ч Подготовиться к практической работе №3, стр. 86 – 87
15 (22) Практическая работа №3 по теме "Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ"
1 ч §5 – 14, стр.27 – 83. Повторить
16 (23) Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы" 1 ч
Подготовиться к контрольной работе
17 (24) Контрольная работа №1 по теме "Металлы" 1 ч
Решить задачу
1 (25) Тема 2. Неметаллы
Общая характеристика неметаллов 25 часов
1 ч
§15,стр. 88 – 93
2 (26) Водород 1 ч
§17,стр. 98 –103. Упр.3 –4,стр.103
3 (27) Общая характеристика галогенов 1 ч
§18,стр. 104 –109
4 (28) Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды). Качественная реакция на хлорид-ион 1 ч
§19,стр. 110 – 115. Упр.2 (устно),4
5 (29) Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде 1 ч
§20,стр. 117 – 120. Упр.1
6 (30) Кислород 1 ч
§21,стр. 122 – 129.
7 (31) Сера 1 ч
§22,стр. 130–133.Упр.1,3
8 (32) Соединения серы 1 ч
§23,стр. 134 –135. Упр.6
9 (33) Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве 1 ч
Подготовиться к практической работе №4, стр.187 – 188
10 (34) Практическая работа №4 по теме "Решение экспериментальных задач по теме "Подгруппа кислорода"
1 ч §23,стр. 136 –141. Упр.5
11 (35) Азот 1 ч
§24,стр. 142–146. Упр.2–4
12 (36) Аммиак 1 ч
§25,стр. 147–152. Упр.7–8
13 (37) Соли аммония, их свойства и применение 1 ч
§26, стр.153–155. Упр.4
14 (38) Азотная кислота, её свойства и применение. Нитраты и нитриты. Азотные удобрения 1 ч
§27,стр. 156–158. Упр.6–7
15 (39) Фосфор 1 ч
§28,стр. 159–160. Упр.3
16 (40) Основные соединения фосфора. Фосфорные удобрения. 1 ч
§28,стр. 160–163. Упр.2,5
17 (41) Углерод 1 ч
§29,стр. 164–172. Упр.6,8
18 (42) Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ 1 ч
§30,стр. 172–174. Упр.1,4
19 (43) Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион 1 ч
21 (45) Силикаты. Понятие о силикатной промышленности. Подготовка к ГИА 1 ч
Подготовиться к практической работе №5, стр. 188 – 189
22 (46) Практическая работа №5 по теме «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода»
1 ч Подготовиться к практической работе №6, стр. 189 – 192
23 (47) Практическая работа №6 по теме «Получение, собирание и распознавание газов»
1 ч §31,стр. 178–186. Упр. 1, 2(у)
24 (48) Обобщение и систематизация знаний по теме "Неметаллы" 1 ч
§15–31,стр.88–186. Повторить
25 (49) Контрольная работа №2 по теме "Неметаллы" 1 ч
Решить задачу
1 (50) Тема 3. Органические соединения
Предмет органической химии 10 часов
1 ч
§32,стр. 193–200. Упр.1,2
2 (51) Предельные углеводороды 1 ч
§33,стр. 200–206. Упр.3 (устно),4
3 (52) Непредельные углеводороды. Этилен 1 ч
§34,стр. 206–210. Упр.1,2
4 (53) Спирты 1 ч
§35,стр. 210–216.Упр.4–5
5 (54) Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида 1 ч
Учить по тетради
6 (55) Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Понятие о сложных эфирах 1 ч
§36, стр.217–220. Упр.2–3
7 (56) Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот 1 ч
§37,стр. 221–224. Упр.2-4
8 (57) Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки 1 ч
§38,стр. 224–232
9 (58) Понятие об углеводах 1 ч
§39,стр. 232–237. Упр.2
10 (59) Обобщение и систематизация знаний по теме "Органические вещества" 1 ч
§32–40,стр. 193–240. Повторить
1 (60) Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений атомов элементов. Значение периодического закона. 6 часов
1 ч
§3, стр.12–19. Повторить
2 (61) Типы химических связей и типы кристаллических решёток. 1 ч
Повторить по тетради
3 (62) Классификация химических реакций по различным признакам 1 ч
Дать характеристику уравнениям химических реакций
4 (63) Состав, классификация и общие химические свойства основных классов неорганических соединений 1 ч
Подготовиться к итоговой контрольной работе
5 (64) Итоговая контрольная работа по химии за 9 класс 1 ч
6 (65) Анализ итоговой контрольной работы 1 ч
Решить задачу
1 (66) Тема 5. Химия и жизнь
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций 3 часа
1 ч
Приготовить сообщение
2 (67) Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия 1 ч
Приготовить сообщение
3 (68) Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни 1 ч