Педагогический проект Проблемно — диалогическое обучение в образовательном процессе начальной школы


Каждый учитель хочет, чтобы его ученики были творчески мыслящие, стремившиеся к новым знаниям, открытиям и победам. Для этого первому учителю нужно, прежде всего, научить детей учиться.
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 17 лет. Выбор педагогической профессии был шагом осознанным. Прекрасным примером стали для меня мои школьные наставники. Долгое время я работала по традиционной программе «Школа России», а в данный момент обучение веду по развивающей системе Л.В.Занкова, которая позволяет создать все условия для формирования творческой личности. Мне по этой программе работать удобно, а детям, в этом я уверена, интересно.
Сегодня я предлагаю Вашему вниманию педагогический проект учителя на тему «Проблемно – диалогическое обучение в образовательном процессе начальной школы»
Технология проблемного обучения – важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе»
ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТИЕ
Уровень проекта – творческий, новизна в комбинации известных методик:
проблемно-диалогических методов (подводящий диалог, побуждающий диалог),
информационный метод,
деятельностный метод обучения;
в рационализации организации проблемных, побуждающих диалогов посредством использования мультимедийных презентаций.
В успешной реализации данного проекта заинтересованы:- учителя средней ступени обучения, так как умение выполнять проектные задания смогут существенно повысить мотивацию к учению в среднем звене;
- родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на успешной адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей;
- учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам, участие в проектной деятельности благоприятно отразится на статистических данных школы.
- сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, повысит их культуру, разовьёт самостоятельность в добывании новых знаний
В чем же актуальность проблемного обучения?
ПРОБЛЕМА
Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы.
В процессе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
В начальных классах активно совершенствуются достижения дошкольного развития либо компенсируются пробелы дошкольного образования. Решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения; закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки.
Я считаю, что решение этих задач невозможно без деятельностного подхода в обучении. Одним из дидактических принципов деятельностного обучения является принцип деятельности, суть которого заключается в том что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом). Реализовать данный принцип невозможно без использования технологии проблемного обучения.
«Человек глубоко постигает лишь то,
до чего додумывается сам».
Сократ
Работая продолжительное время в школе, постоянно задавала себе вопросы:
«Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей?
- Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?
- Как не допустить перегрузки детей, несмотря на большой объем знаний? - Как максимально развить способности каждого ребенка?
- Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?
«Как?» - это вопрос века. Ибо ответ на него - технология, а технология - это ключ к успеху. Технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний.
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». На уроке ученик проходит все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице. СЛАЙД
Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Структура проблемного урока
Цель урока Этапы урока Деятельность учащихся
ЗНАНИЯ I. Создание проблемной ситуации Формулирование вопроса: «Почему не получается?»
II. Постановка учебной задачи Формулирование темы урока и его задачи
III. Поиск решения Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез
IV. Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.
V. Реализация продукта Представление продукта учителю и классу.
Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.
Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:
Со стороны учащихся:
уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»;
умение задавать вопросы;
умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
активная поисковая деятельность: умение строить гипотезы.
Со стороны учителя:
Умение учить умному незнанию – это значит формировать у учащихся действия оценки, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализировать ее причину; от фиксации самого факта незнания или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание преодолеть. Вместо дошкольника «Я не могу эту задачу решить», может родиться учебное: «Я решу эту задачу, если…». Здесь мне отлично помогают задания с недостающими данными.
Тема: «Решение задач»
- Решите задачу:
В вазе стояло 17 цветов. 7 из них розы. На сколько роз было больше, чем
тюльпанов?
- Можно ли ее решить? Почему?
(При решении задач важно, чтобы дети вдумывались в текст, осмысливали условие задачи, сопоставляли вопрос и условие).
Умение учить умному спрашиванию:
Нашей заветной целью является смелый выход за пределы своих знаний и поиск неизвестного. «Я знаю, что я этого не знаю. Известным мне способом новая задача не решается» – такова формула первого этапа формирования учебного действия. «Я этого не знаю, но могу узнать, если спрошу у учителя» – такова формула второго этапа формирования учебной самооценки.
Умение учить строить гипотезы (о том как решать сегодняшнюю задачу). Здесь важно для учителя умение слушать ребят, и принимать различные гипотезы, предлагаемые детьми.
Умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом
Я выделила наиболее характерные для моей педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке?
Проблемная ситуация, действительно, считаю, возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».
Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.
Предлагаются следующие варианты:
Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?
Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.
Следовательно, я вывожу учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог («экскаватор»). Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.
При изучении темы «Умножение двузначного числа на однозначное» подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4*6, 20*3, 9* 8, 10* 6 и т. д. Последним было выражение 14*6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.
Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата?Дети. – Мы такие ещё не решали.Учитель. – В чём затруднение?Дети. – Не умеем умножать двузначное число на однозначное.Учитель. – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?Дети. – Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения.
Следующий прием выхода из проблемной ситуации – подводящий диалог («локомотив»).Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.
Далее приступаем к поиску решения. Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14*6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Принимаю каждую гипотезу, даже ошибочную. Карточки помещаю на доску. Начинаю подводящий диалог, который помогает выбрать верный вариант решения.
Учитель: – Какой вариант решения наиболее удобный? (Сравнивают).Дети: – Который основан на знании таблицы умножения. (Были и другие варианты).Учитель: – Какие выражения, встретившиеся в устном счёте, помогли бы найти значение выражения 14*6?Дети: – 10*6=60 и 4*6=24. 60+24=84
Опираясь на свои наблюдения и в результате диалога, составляем алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Ученики работают в парах. У каждой пары набор карточек, которые необходимо разложить в нужном порядке, чтобы вывести алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. В результате очередной дискуссии выводим алгоритм, который фиксируется на доске.
1. Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых. (10+4)2. Записываю новое выражение. (10+4)*63. Умножаю десятки на число. 10*64. Умножаю единицы на число. 4*65. Складываю произведения. 10*6+4*66. Нахожу результат. 60+24=84
Новое открыто!
Затем подвожу к реализации знания. Предлагаю учащимся сформулировать вопросы по изученному материалу и задать их друг другу. При помощи диалога анализируем вопросы и ответы. Затем дети сами придумывают выражения нового вида и делают вычисления, пользуясь алгоритмом.        Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.
Сравнительная характеристика диалогов
  Побуждающий Подводящий
Структура отдельные вопросы и побудительные предложения,подталкивающие мысль ученика система посильных ученику вопросов заданий,подводящих его к открытию мысли
Признаки – мысль ученика делает скачок к неизвестному– переживание учеником чувства риска– возможны неожиданные ответы учеников– прекращается с появлением нужной мысли ученика – пошаговое, жесткое ведение мысли ученика– переживание учеником удивления от открытия в конце диалога– почти не возможны неожиданные ответы учеников– не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение
Результат развитие творческих способностей развитие логического мышления
Если подводящий диалог подвел (в смысле – не придумался), сообщаем тему в готовом виде, но с добавкой мотивирующего приема к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.
Итак, с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:
Самостоятельный поиск новой информации.
Самостоятельная работа с учебником.
Овладение навыком решения задачи.
Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
Развитие личностных качеств.
Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять. А пока пусть нас поддержат слова коллег, уже освоивших технологию проблемного урока: «Теперь и не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»
Я иду на работу с радостью, а возвращаюсь с чувством глубокого удовлетворения, потому что замечательный коллектив учеников регулярно радует меня своими успехами, коллеги оказывают профессиональную помощь, а родители, законные представители моих школьников,- постоянные помощники наших нужных и важных дел. И все мы живем в комфортной для нас атмосфере понимания, сотрудничества, поддержки.
ДАННЫЙ ПРОЕКТ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВУЮЩИМ………