Презентация к семинару: Проблемно-диалогическое обучение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов им. Героя Советского Союза А.И. Маркова г. Чехова Московской областиМуниципальный семинар учителей иностранных языковИспользование технологии проблемно-диалогического обучения для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов Полякова Ольга Васильевна, заместитель директора по учебной работе, учитель английского языка
Технологический уровень проблемно – диалогическогообученияThe creation of problem situations(the technological level)
Тип проблемной ситуацииТип противоречияПриемы создания проблемной ситуацииС «удивлением» (ситуация успеха)Между 2 положениями:между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом Предъявить противоречивые факты, теории, столкнуть разные мнения учениковОбнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»С «затруднением» (интеллектуальный разрыв)Между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителяПредъявить научный факт. Дать практическое задание не выполнимое вообще, не сходное с предыдущим
ДИАЛОГПобуждающийПодводящий
Прием 1: Проблемная ситуация создается фронтально или по группамодновременное предъявление классу противоречивых положений: отдельных фактов, научных теорий, частных мнений.Вопросы: «Что вас удивило? Что интересного заметили?». «Что вас удивило? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы:«Какая будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
Произношение окончания -ed в глаголах прошедшего времениАнализПредъявление противоречивых фактовПобуждение к осознанию противоречияПобуждение к проблемеУченики Слушают произношениеopened, needed, stopped и т.д. (испытывают удивление) Все глаголы стоят в прошедшем времени, но –ed произносится по-разному: звонко и глухо. Произношение окончания -ed в глаголах прошедшего времени (тема)
Страноведение: ИрландияАнализпредъявление противоречивых фактовпобуждение к осознанию противоречияпобуждение к проблемеУченики(испытывают удивление)Об этой стране есть разные мнения. Думаем, Ирландия (тема)
Прием 2: Проблемная ситуация создается вопросом, сталкивающим мнения учащихсяВопрос задается фронтально классу, группам, парам, ученику у доскиРеплики для осознания противоречия: «Вопрос был один? А мнений у нас сколько? Почему так получилось? Чего мы не знаем?».
Бытовая техникаАнализ Вопрос на разброс мненийПобуждение ПроблемаПоиск решенияТема, возвращение к вопросуУченики Сейчас сложнее .Сейчас легче! (удивлены разбросу мнений) Вопрос один, а мнений два. Кто прав? (изучают названия бытовой техники)Бытовая техника (тема)Сто лет назад вести домашнее хозяйство было тяжелее, потому что не было такой бытовой техники
Страноведение: достопримечательности США ПрезентацияПрезентацияЗадание на разброс мнений (парами)Побуждение к осознаниюТемаNew York Washington DC Chicago Las Vegas San Francisco (рассматривают и читают) Statue of Liberty White House Sears Tower The strip Twin Peaks (выполняют задание парами)В Вашингтоне. - А мы думаем, что в Нью-Йорке (испытывают удивление) Задание было одно, а выполнили по-разному! Не знаем достопримечательностей Америки Достопримечательности (тема)
Прием 3: Проблемная ситуация создается в два шага1.Практическим заданием на новый материал обнажается житейское (т.е. ошибочное или ограниченное) представление учащихся (фронтально с озвучиванием полученного результата, либо одному ученику у доски, за работой которого наблюдает класс)2. Любым доступным способом (сообщением, обращением к словарю) предъявляется научный фактПобуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?»
Образование прилагательныхАнализзадание на ошибкуозвучивание ошибочных вариантовпредъявление научного фактапобуждение к осознанию противоречияпобуждение к проблемеУченики1.The water in this stream is …………… (drink) 2. We stayed in a ………… (delight) little cottage. 3. You need to add more salt to the soup. It is ………(taste).озвучивают варианты: drinkly , delightly , untasteчитают слова: drinkable , delightful, tasteless (испытывают удивление)- Мы думали, что для образования прилагательных можно использовать любой суффикс. Суффиксы должны быть какими-то определенными. - Не знаем, какие именно суффиксы надо использовать для образования прилагательных. Образование прилагательных(тема)
Прием 4:Проблемная ситуация создается заданием, не сходным с предыдущимЗадание предлагается фронтально, хотя один ученик может работать у доски, демонстрируя общее для всех затруднение. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами:«Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»
Отрицательные предложения в Present SimpleАнализзадание на старый материалне сходное задание (образовать отрицание)побуждение к осознанию противоречия побуждение к проблемеУченикиI read books every day(Present Simple) (испытывают затруднение)Не знаем, как из утвердительного предложения сделать отрицательное Отрицательные предложения в Present Simple (тема)
Модальный глагол Shouldпрезентациязадание на старый материалпрезентацияне сходное заданиепобуждение к осознанию противоречияпобуждение к проблемеЯ могу читать много книг. Я не могу есть много шоколада. (переводят)I can read books. I can`t eat much chocolate. - Модальный глагол can. - Могу, умею. - Когда надо выразить физическую или умственную возможность. (читают предложения)Тебе следует читать много книг. Тебе не следует есть много шоколада. (испытывают затруднение)- Нет. - Мы этого не проходили. - Здесь глагол «следует». Глагол «следует» (тема)
Прием 5:Проблемная ситуация создается в два шага1. Фронтально или одному ученику у доски предъявляется практическое задание, сходное с предыдущим. Выполняя его, школьники применяют имеющееся («старое») знание и допускают ошибку. 2. Учитель доказывает, что задание выполнено неверно. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Какое было дано задание? Какое знание вы применили? Удалось выполнить задание верно? Почему так получилось?»
Степени сравнения имен прилагательных: слова-исключенияАнализзадание на старый материалсходное заданиедоказывает, что задание не выполненопобуждение к осознанию противоречия(Какое было задание? Получилось выполнить задание? )побуждение к проблемеУченикиСравнительная - суффикс –er, а превосходная –est успешно выполняют заданиеученик у доски записывает: bad – bader - the badest, good – gooder - the goodest читают: bad – worse- the worst, good – better – the bestПоставить good, bad в сравнительной и превосходной степени Степени сравнения имен прилагательных: слова-исключения (тема)
ЭССЕАргументы «за»Аргументы «против»
Наши помощникиОпорные конспектыГрамматические таблицыВидеоматериалы Аудиоматериалы Иллюстративный материалУМКПростое человеческое общение
Результаты ЕГЭ(максимальный балл)
СПАСИБО за внимание!ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!