Литературное чтение. Я. Смолянский Как научиться читать стихи
Литературное чтение
Я. Смолянский «Как научиться читать стихи»
Цели:
- познакомить учащихся с текстом Я.Смолянского;
- совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения;
- развивать и обогащать речь учащихся;
- учить раскрывать авторское отношение к природе;
- воспитывать чувство прекрасного, чувственное восприятие художественного текста.
Ход урока
І Организационный момент
Раз! Два! Выше голова.
Три! Четыре! Плечи шире.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, уверенности в своих знаниях.
ІІ Проверка домашнего заданияА мы начинаем наш урок с улыбки (улыбки, которую подарили нам Михаил Пляцковский и Владимир Шаинский, и первый куплет которой вы должны были выучить)
ІІІ Сообщение темы и задач урока
-Ребята, а кто пишет слова к песне? (Поэт)
- Композитор своей мелодией помогает спеть написанный поэтом текст.
-А вот как правильно прочитать стихотворение мы с вами сегодня и узнаем на уроке. Поможет нам в этом Яков Смолянский своими советами.
ІV Мотивация учебной деятельности
Но сначала давайте узнаем, а почему стихи пишут в столбик.
Об этом мы попросим поведать нам….(ученика)
- Серёжа! Давай почитаем твои любимые стихи.
- Хорошо, дедушка. Возьмём вот эти… Я давно хотел спросить у тебя, дедушка, почему это стихи пишут в столбик.
- А затем, Серёжа, чтобы их легче было правильно читать.
- А как это – правильно?
- После каждой строчки надо сделать небольшую остановку – паузу. А то стих «сломается»!
- Ой! Ну, а если там нет точки?
- Всё равно. Даже если это не конец предложения и там нет точки.
- И это все правила, дедушка?
- Нет, конечно. Вот ещё одно, потруднее.
- Если в конце строчки стоит точка, тон голоса надо понизить – как всегда в конце предложения. А если предложение ещё не закончилось, тон голоса повышается.
Аудирование после текста
Стихи пишут в столбик :а) для красоты; б) чтобы их легче было читать
2. Если в конце строчки стоит точка, тон голоса:
а) повышается; б) понижается
3. Если предложение ещё не закончилось, тон голоса:
а) повышается; б) понижается.
V Восприятие и осознание нового материалаВот мы с вами сейчас и обратимся за помощью к Якову Смолянскому.
Чтение текста (учитель + ученик)
Лексическая работа
- Что значит «вызубрить»?
-Как вы понимаете значение слова воображать? (Фантазировать, представлять что-то в мыслях)
3.Беседа по вопросам в учебнике.
VІ ФизминуткаА сейчас весёлая музыка В.Шаинского поможет нам немного отдохнутьVІІ Закрепление и осмысление новых знаний
Мы с вами услышали советы Я. Смолянского, а теперь ещё раз повторим, пользуясь памятками.
Как научиться читать стихи
Представляй себе то, о чём говорит поэт.
Читай стихи, не торопясь, чётко.
Не «проглатывай» звуки и слова.
Произноси стихи в два раза медленнее, чем говоришь.
Слушай себя при чтении стихотворения вслух.
- Как легко, как будто всё понятно! Но как сложно красиво прочесть красиво стихотворение самому! Давайте попробуем!
- О чём же нам прочесть стихотворение, а главное – какого поэта?
2. Выбор стихотворения.
Давайте, ребята, закроем глаза и представим, что мы находимся в роще.
- Какие чувства вас охватывают? (Восторг, восхищение, радость)
- А какие деревья растут в роще?
- Одно из любимых деревьев очень многих людей – берёза. Многие поэты обращались к её образу, называя русской красавицей, о ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, её называют нежными словами: матушка берёза, красавица леса.
Очень любил это нежное деревцо и вот этот человек (портрет) – гениальный русский поэт Сергей Есенин. Всё своё творчество он посвятил описанию любимых с самого детства полей и лесов.
Вот мы с вами сейчас и попробуем почувствовать и передать волнение поэта, те прекрасные, удивительные чувства, переполнявшие его душу, когда он писал о ней - русской красавице. Но сначала прочтём предложение, интонацией выделяя слово, которое я показываю
С неба падают снежинки.
Работа над стихотворением С. Есенина « Берёза»
- чтение учителем;
- чтение учащимися;
- чтение за лидером;
-конкурсное чтение.
- Какими красками «нарисовано» стихотворение?
- Какие запахи почувствовали? (Свежесть снега)
- Какие звуки услышали в этом стихотворении? (Тишина, скрип снега…)
А вот сейчас послушайте, какие звуки в этом стихотворении услышал композитор, когда писал музыку на слова Есенина.
-Каким настроением проникнута эта песня?
3. Словесно-речевая игра «Плетём венок»
В России девушки водили хороводы возле берёзы, проводили обряд заламывания: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками.
Звучит музыка «Во поле берёза стояла». Подбор эпитетов.
- Берёза какая? ( Белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная…)
VІІІ РефлексияСегодня на урокеМне понравилось…
Я доволен…
Мне было трудно…
ІX. ИтогРебята, если вам на уроке было всё понятно – нарисуйте солнышку улыбку, а если возникли вопросы и вы не хотели их задавать, вместо улыбки поставьте вопросительный знак. Поднимите и покажите свои солнышки. Они говорят о том, что работали вы замечательно и лучшим учеником на этом уроке является весь дружный 2-А класс.
Спасибо вам за работу. Вы все молодцы!