РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — ИНТЕРНАТ VIII ВИДА МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
города Чкаловск Нижегородской области
«Согласовано»
Руководитель МО
_______(Кудряшова М.А.)
«____»_________20___г
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
__________(Леканова И.К.)
«____»________20___г.
«Утверждаю»
Директор МКСКОУ СКОШИ VIII вида
____________(Воронина Л.Г.)
«___»_________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС
на 2014 – 2015 учебный год.
Составитель Г.Н. Охлопкова,
учитель математики
первой квалификационной категории.
2014г.
г. Чкаловск.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2014 – 2015гг
Статус документа.
Рабочая программа по математике в 5-9 специальных (коррекционных) классах VIII вида составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в 2СБ, /под редакцией В.В. Воронковой/ - Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 2011г. – Сб1 -224с.
Структура документа.
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, критерии и нормы оценки знаний школьников, список литературы.
Общая характеристика предмета.
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и точности.
Обучение математике в коррекционной школе носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Цель преподавания математики в коррекционной школе состоит в том, чтобы:
дать обучающимся доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи:
через обучение математике повышать уровень общего развития обучающихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь обучающихся, обогащать ее математической терминологией, развивать у них точность и глазомер;
воспитывать у обучающихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие;
содействовать овладению навыками контроля и самоконтроля, умением планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Математическое образование в специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений в труде и повседневной жизни, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (арифметических задач, связанных с социализацией), ритмикой (счёт, перестроения).
Общая характеристика учебного процесса.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Российской Федерации, на изучение математики в 5-9 классах отводится не менее 884 ч из расчета: в 5 классе – 6 часов, в 6 классе – 6 часов, в 7 классе – 5 часов, в 8 классе – 5 часов, в 9 классе – 4 часа.
В 5-9 классах из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов.
В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их возможностям к присвоению математических знаний и умений. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников. Учитывая особенности этой группы учеников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях (перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена индивидуальная работа).
Методология преподавания математики.
В своей практике я использую следующие методы обучения обучаю щихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
Частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Для развития познавательных интересов стараюсь выполнять следующие условия:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности работы, использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной деятельности над учебным материалом.
В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями:
индивидуально – дифференцированный подход,
проблемные ситуации,
практические упражнения.
Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки (памятки).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
5 класс (6 ч в неделю)
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождения неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).
Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1 м =1 000 мм, 1 км =1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т =1000 кг, 1 т =10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение; 1 год=365 (366) сут. Високосный год.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины стоимости (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1 м – 45 см; 8 м 55 см ± З м 19 см; 8м 55 см ± 19 см; 4 м 55 см ± З м; 8 м ± 19 см; 8 м ± 4 м 45 см).
Римские цифры. Обозначение чисел I-ХII.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
Умножение числа 100. Знак умножения (*). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40Ч2; 400Ч2; 420Ч2; 40:2; 300:3; 480:4; 450:5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24Ч2;243Ч2;48:4;168:4 и т. п).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составные арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.
Масштаб: 1:2; 1: 5; 1: 10; 1:100.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5 КЛАСС
В результате изучения математики обучающиеся должны
знать:
класс единиц, разряды в классе единиц;
десятичный состав чисел в пределах 1000;
единицы измерения длины, массы времени; их соотношения;
римские цифры;
дроби, их виды;
виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
уметь:
выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000;
считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1 000;
выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с последующей проверкой;
выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1 000;
умножать и делить на однозначное число;
получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
различать радиус и диаметр.
ПРИМЕЧАНИЯ
Обязательно:
продолжать складывать и вычитать числа, а пределах 100 с переходом через десяток письменно;
овладеть табличным умножением и делением;
определять время по часам тремя способами;
самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Не обязательно:
решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1 000
(510 – 183; 503 – 138);
решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);
чертить треугольник по трем данным сторонам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
теоретические
практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)
1
Сотня.
23
22
1 – контрольная работа
2
Тысяча.
17
15
2 – контрольные работы
3
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд
49
46
3 – контрольная работа
4
Обыкновенные дроби.
12
11
1 – контрольные работы
5
Умножение и деление на однозначное число
45
43
2 – контрольная работа
6
Все действия в пределах 1000. Повторение.
27
25
2 – контрольная работа
7
Геометрический материал.
30
29
1 – контрольная работа
Итого:
203
191
12
Поурочное планирование « Математика 5 класс»
( 203 час в год, 6 час в неделю).
№
Тема урока
Кол - во часов
Дата
Корр.
I четверть (47 час)
Сотня
1.
Нумерация в пределах 100
1
1.09
2.
Таблица разрядов
1
2.09
3.
Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. Задачи.
1
3.09
4.
Вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Задачи.
1
4.09
5.
Умножение и его компоненты. Таблица умножения
1
5.09
6.
Виды линий. Длина ломаной линии.
1
6.09
7.
Деление и его компоненты. Табличное деление.
1
8.09
8.
Решение задач на все арифметические действия
1
9.09
9.
Нахождение неизвестного слагаемого
1
10.09
10.
Нахождение неизвестного слагаемого. Решение задач.
1
11.09
11.
Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Арифметические действия с числами в пределах 100».
1
12.09
12.
Отрезок. Построение отрезков
1
13.09
13.
Компоненты действия вычитания. Нахождение неизвестного уменьшаемого
1
15.09
14.
Нахождение неизвестного уменьшаемого.
1
16.09
15.
Нахождение неизвестного уменьшаемого. Задачи.
1
17.09.
16.
Нахождение неизвестных уменьшаемого и слагаемого.
1
18.09
17.
Нахождение неизвестного вычитаемого.
1
19.09
18.
Луч, отрезок, прямая. Решение задач на построение отрезков заданной длины
1
20.09
19.
Нахождение неизвестного вычитаемого. Задачи.
1
22.09
20.
Нахождение неизвестных компонентов вычитания.
1
23.09
21
Нахождение неизвестных компонентов вычитания и сложения
1
24.09
22
Нахождение неизвестных компонентов вычитания и сложения. Самостоятельная работа «Решение примеров с неизвестным»
1
25.09
23.
Устное сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.
1
26.09
24.
Виды углов. Сравнение углов.
1
27.09
25.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
1
29.09
26.
Контрольная работа по теме «Сотня»
1
30.09
27.
Решение примеров и задач в пределах 100. Работа над ошибками контрольной работы.
1
01.10
Тысяча
28.
Нумерация чисел в пределах 1000 Сложение и вычитание круглых сотен
1
02.10
29.
Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц.
1
03.10
30.
Класс единиц. Таблица классов и разрядов.
1
06.10
31.
Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Сумма разрядных слагаемых.
1
07.10
32.
Порядковый счёт. Уменьшение, увеличение числа на единицу.
1
08.10
33.
Сравнение чисел
1
09.10
34.
Счет числовыми группами по 2,20,200
1
10.10
35.
Прямоугольник. Его элементы.
1
11.10
36.
Округление чисел до десятков.
1
13.10
37.
Округление чисел до сотен.
1
14.10
38.
Римские цифры. Обозначение чисел I-ХII.
1
15.10
39.
Единицы измерения длины
1
16.10
40.
Единицы измерения массы
1
17.10
41.
Квадрат и его свойства
1
18.10
42.
Единицы стоимости. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной
1
20.10
43.
Устное сложение чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости
1
21.10
44.
Устное вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости
1
22.10
45.
Обобщение по темам «Сотня», «Нумерация в пределах 1000»
1
23.10
46.
Контрольная работа за 1 четверть
1
24.10
47.
Практическая работа «Построение: прямоугольник и квадрат»
1
25.10
II четверть (48 час)
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд
1
1.
Сложение круглых сотен и десятков
1
05.11
2.
Вычитание круглых сотен и десятков
06.11
3.
Сложение и вычитание без перехода через разряд. Задачи.
1
07.11
4.
Многоугольник. Периметр прямоугольника
1
08.11
5.
Сложение и вычитание без перехода через разряд Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание круглых сотен и десятков».
1
10.11
6.
Сложение и вычитание круглых сотен.
1
11.11
7.
Увеличение числа на несколько единиц.
1
12.11
8.
Уменьшение числа на несколько единиц.
1
13.11
9.
Сложение и вычитание в пределах 1000. Самостоятельная работа «Сложение и вычитание без перехода через разряд».
1
14.11
10.
Периметр прямоугольника
1
15.11
11.
Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.
1
17.11
12.
Контрольная работа по теме «Тысяча».
1
18.11
13.
Разностное сравнение чисел.
1
19.11
14.
Решение задач на разностное сравнение чисел
20.11
15.
Кратное сравнение чисел
1
21.11
16.
Треугольник. Его элементы
1
22.11
17.
Кратное сравнение чисел. Простейшие задачи.
1
24.11
18.
Решение задач на кратное сравнение чисел.
1
25.11
19.
Сопоставление разностного и кратного сравнения. Задачи.
1
26.11
20.
Обобщение по теме «Разностное и кратное сравнение чисел». Самостоятельная работа «Разностное и кратное сравнение чисел».
1
27.11
21.
Сложение в пределах 1000 с переходом через разряд единиц
1
28.11
22.
Виды треугольников в зависимости от длины сторон.
1
29.11
23.
Сложение в пределах 1000 с переходом через разряд десятков
1
01.12
24.
Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд
1
02.12
25.
Сложение целых чисел с переходом через разряд
1
03.12
26.
Сложение трехзначных чисел с двойным переходом
1
04.12
27.
Сложение трехзначных чисел с двойным переходом. Упражнения.
1
05.12
28.
Виды треугольников в зависимости от величины углов.
1
06.12
29.
Сложение трехзначных чисел с двойным переходом.
1
08.12
30.
Вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд
1
09.12
31.
Вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд десятков и единиц
1
10.12
32.
Вычитание трехзначных чисел от круглых десятков
1
11.12
33.
Вычитание трехзначных чисел. Порядок действий в примерах
1
12.12
34.
Периметр треугольника. Решение задач
1
13.12
35.
Сложение и вычитание многозначных чисел. Примеры.
1
15.12
36.
Сложение и вычитание многозначных чисел. Задачи.
1
16.12
37.
Решение задач по теме «Кратное и разностное сравнение чисел».
1
17.12
38.
Решение примеров со скобками и без скобок
1
18.12
39.
Решение примеров и задач «Действия сложения и вычитания в пределах 1000».
1
19.12
40.
Проверочная работа по геометрии по теме «Треугольники»
1
20.12
41.
Вычитание из круглых сотен
1
22.12
42.
Вычитание из тысячи
1
23.12
43.
Вычитание из круглых десятков (110)
1
24.12
44.
Все случаи вычитания трехзначных чисел
1
25.12
45.
Контрольная работа за 2 четверть
1
26.12
46.
Треугольники. Построение треугольника по трем данным сторонам.
1
27.12
47.
Вычитание и сложение трёхзначных чисел
1
29.12
48.
Вычитание и сложение трёхзначных чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.
1
30.12
3 четверть (57 час )
1.
Решение примеров на сложение и вычитание в два действия
1
12.01
2.
Решение примеров в два действия со скобками
1
13.01
3.
Решение задач на сложение и вычитание чисел
1
14.01
4.
Решение составных задач на сложение и вычитание чисел.
1
15.01
5.
Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания
1
16.01
6.
Построение равнобедренного треугольника
1
17.01
7.
Составление задач на сложение и вычитание, и их решение.
1
19.01
8.
Решение составных задач
1
20.01
9.
Обобщение по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд»
1
21.01
10.
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд»
1
22.01
Нахождение одной, нескольких долей предмета, чмсла.
23.01
11.
Построение равностороннего треугольника
1
24.01
Обыкновенные дроби
12.
Образование обыкновенных дробей
1
26.01
13.
Чтение и запись обыкновенных дробей. Упражнения.
1
27.01
14.
Сравнение дробей с одинаковым знаменателем
1
28.01
15.
Сравнение дробей с одинаковым числителем
1
29.01
16.
Сравнение обыкновенных дробей.
1
30.01
17.
Все случаи построения треугольников.
1
31.01
18.
Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей
1
02.02
19.
Правильные и неправильные дроби
1
03.02
20.
Правильные и неправильные дроби Самостоятельная работа «Виды дробей».
1
04.02
21.
Нахождение одной доли числа, предмета. Называние, обозначение
1
05.02
22.
Вычисление нескольких долей предмета, числа.
1
06.02
23.
Практическая работа «Построение треугольников»
1
07.02
24.
Обобщение по теме «Обыкновенные дроби».
1
09.02
25.
Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби»
1
10.02
Умножение и деление на однозначное число
26.
Умножение чисел 10, 100.
1
11.02
27.
Деление на 10,100 без остатка
1
12.02
28.
Деление на 10,100 с остатком
1
13.02
29
Практическая работа «Треугольники. Периметр».
1
14.02
30.
Решение задач на умножение и деление
1
16.02
31.
Решение составных задач на умножение и деление чисел в пределах 1000
1
17.02
32.
Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины.
1
18.02
33.
Преобразование чисел, полученных при измерении массы.
1
19.02
34.
Замена крупных мер стоимости мелкими
1
20.02
35.
Обобщение геометрического материала по темам «Треугольники», «Периметр»
21.02
36.
Замена мелких мер стоимости, длины крупными
1
24.02
37.
Преобразование чисел, полученных от измерения величин. Самостоятельная работа «Преобразование чисел от измерений».
1
25.02
38.
Единицы измерения времени. Високосный год
1
26.02
39.
Устное умножение и деление круглых десятков и сотен на однозначное число
1
27.02
40.
Контрольная работа по теме «Построение треугольника», «Периметр».
1
28.02
41.
Устное умножение и деление круглых десятков и сотен на однозначное число. Задачи.
1
02.03
42.
Устное умножение двузначных чисел на однозначное число. Задачи.
1
03.03
43.
Устное деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Задачи.
1
04.03
44.
Устное умножение и деление двузначных чисел на однозначное без перехода через разряд.
1
05.03
45.
Решение примеров с многозначными числами. Порядок действий.
1
06.03
47.
Решение примеров в три действия
1
10.03
48.
Задачи. Умножение и деление двузначных чисел на однозначное без перехода через разряд.
1
11.03
49.
Задачи и примеры. Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное без перехода через разряд
1
12.03
50.
Умножение и деление многозначных чисел на однозначное без перехода через разряд. Самостоятельная работа «Умножение и деление двухзначных чисел на однозначное без перехода через разряд»
1
13.03
51.
Линии в круге: радиус
1
14.03
52.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа.
1
16.03
53.
Умножение трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Примеры и задачи.
1
17.03
54.
Обобщение материала по теме «Умножение и деление двузначных чисел на однозначное без перехода через разряд»
1
18.03
55.
Контрольная работа за 3 четверть
1
19.03
56.
Работа над ошибками.простые арифметические задачи на нахождение части числа.
1
20.03
57.
Линии в круге:диаметр.
1
21.03
4 четверть ( 51 час )
1.
Деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд
1
30.03
2.
Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд
1
31.03
3.
Проверка умножения
1
01.04
4.
Проверка деления
1
02.04
5.
Проверка умножения и деления
1
03.04
6.
Линии в круге: хорда.
1
04.04
7.
Проверка умножения и деления Самостоятельная работа «Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число»
1
06.04
8.
Умножение трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд (204*7)
1
07.04
9.
Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд
1
08.04
10.
Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
1
09.04
11.
Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд в случае первой цифры делимого больше делителя
1
10.04
12.
Практическая работа по теме «Окружность, круг».
1
11.04
13.
Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд в случае: первая цифра делимого меньше делителя
1
13.04
14.
Деление круглых десятков на однозначное число с переходом через разряд
1
14.04
15.
Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, в случае нуля, содержащегося в середине частного
1
15.04
16.
Все случаи деления на однозначное число
1
16.04
17.
Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное с переходом через разряд
1
17.04
18.
Масштаб
1
18.04
19.
Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное с переходом через разряд Самостоятельная работа «Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное с переходом через разряд»
1
20.04
20.
Контрольная работа по теме «Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд»
1
21.04
21.
Арифметические задачи на нахождение одной, нескольких долей числа
1
22.04
Все действия в пределах 1000
22.
Класс единиц. Таблица классов и разрядов
1
23.04
23.
Сумма разрядных слагаемых.
1
24.04
24.
Практическая работа по теме «Масштаб»
1
25.04
25.
Счёт равными числовыми группами в прямом и обратном порядке
1
27.04
26.
Сложение двузначных и трёхзначных чисел с переходом через разряд.
1
28.04
27.
Составные задачи на сложение с переходом через разряд
1
29.04
28.
Вычитание двузначных и трёхзначных чисел с переходом через разряд.
1
30.04
30.
Вычитание из тысячи. Уменьшение, увеличение числа на несколько единиц.
1
05.05
31.
Задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц
1
06.05
32.
Увеличение числа в несколько раз
1
07.04
33.
Уменьшение числа в несколько раз
1
08.05
34.
Задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз
1
11.05
35.
Числа от измерения. Преобразования.
1
12.05
36.
Сложение чисел от измерения
1
13.05
37.
Вычитание чисел от измерения
1
14.05
38.
Все действия с числами от измерения. Задачи.
1
15.05
39.
Геометрические тела – куб, брус.
1
16.05
40.
Обобщение материала по теме «Все действия в пределах 1000»
1
18.05
41.
Контрольная работа за 4 четверть
1
19.05
42.
Работа над ошибками. Нахождение неизвестного слагаемого.
1
20.05
43.
Нахождение неизвестных компонентов вычитания.
1
21.05
44.
Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.
1
22.05
45.
Геометрические тела - шар.
1
23.05
46.
Кратное сравнение чисел. Примеры и задачи.
1
25.05
47.
Разностное сравнение чисел. Задачи.
1
26.05
48.
Решение текстовых задач.
1
27.05
49.
Годовая контрольная работа
1
28.05
50.
Все действия с числами в пределах 1000. Работа над ошибками.
1
29.05
51.
Обобщение материала «Геометрические фигуры и тела».
1
30.05
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Знания и умения обучающихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Оценка «5»ставится ученику, если он:
дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости их пространстве,
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится ученику, если он:
при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила может их применять;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы демонстрации приёмов ее выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает, незнание большей части программного материала не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.
2. Письменная проверка знаний и умений обучающихся
Учитель проверяет и оценивает все самостоятельные и домашние письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение обучающимся требовалось: во втором полугодии I класса 25-35 мин, во II-IV классах 25-40 мин, в V-IХ классах 35-40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены; 1-3 простые задачи, или 1-3 простые задачи и составная (начиная со II класса), или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса) математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задании, но не более 10 действий.
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать; неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил и неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей. Небольшая неточность в измерении и черчении (1 мм) .
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов, действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не приступал к решению задач; не выполнил других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3-4 грубые шибки и ряд негрубых.
Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.
Оценка «1» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные геометрические фигура.
3. Итоговая оценка знаний и умений обучающихся
1. За год знания и умения обучаю щихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Тип пособия
Автор
Наименование
Издательство, год
Учебник
М.Н.Перова, Г.М.Капустина
Математика Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Москва «Просвещение»,
2013
Рабочая
тетрадь
М.Н.Перова, И.М.Яковлева
Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – 2е издание
М. «Просвещение», 2014
Программно – методические материалы
Составитель С.Г. Шевченко - 2е издание
Коррекционно – развивающее обучение. Начальная школа: Математика и др.
М. «Дрофа» 1994
Пособие для учителя
В.В.Эк, М.Н. Перова
Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе
М. «Просвещение» 1985
Литература для учителя
Г.Н. Сычёва
Нестандартные уроки математики в начальной школе
Ростов – на – Дону
«Феникс»
2010
Литература для учителя
Г.Н. Сычёва
Устный счёт 1 - 5
Ростов – на – Дону
«Издательство БАРО – ПРЕСС» 2009
Литература для учителя
М.Н. Перова
Методика преподавания математики во вспомогательной школе
Москва «Просвещение», 1984 год
Литература для учителя
В.В.Воронкова
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1.
Допущено Министерством образования Российской Федерации
Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2011
15