КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ С(К)ОУ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ, ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУЖКА «СОЛЕНОЕ ТЕСТО» (С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ)
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ С(К)ОУ
С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ, ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУЖКА «СОЛЕНОЕ ТЕСТО» (С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ)
Ребенок Татьяна Алексеевна, воспитатель ГБС(К)ОУ
школы-интерната VIII вида, пос. Ильского Краснодарского края
На современном этапе специального образования выделяется основная задача, стоящая перед государством в отношении детей с ОВЗ - создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
Специальные коррекционные школы одновременно выполняют специфические задачи, направленные на восстановление утраченных функций, коррекцию первичных и вторичных нарушений, развитие сохранных анализаторов и формирование компенсаторных навыков, способствующих реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции детей и подростков в обществе.
Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задачи состоят в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся условиях. Одним из путей внедрения эффективных инновационных направлений в развитие образовательного процесса, является использование современных образовательных (педагогических) технологий.
В качестве наиболее эффективных средств коррекции недостатков эмоционального развития выделяют игру и творчество. В процессе которых, рождаются эмоциональные откровения, полные неожиданности, новизны, творческого самораскрытия. Лепка - представляет один таких из видов творчества. В нашей школе четыре года назад был создан кружок лепки из солёного теста. Почему была выбрана именно лепка? Чем же она хороша? Почему именно её часто выбирают как средство коррекции, в работе с детьми С(К)ОУ? Потому что лепка из соленого теста, обладает большим развивающим потенциалом, техника работы с солёным тестом доступна для детей с ОВЗ, она не требует значительных материальных затрат и специального оборудования.
Большое значение имеет то, что в кружке «Соленое тесто» занимаются ребята, имеющие желание заниматься творчеством и основывается в первую очередь на интересе к данному занятию.
Соленое тесто – замечательный материал для творчества. Работа с тестом оказывает помощь в развитии тонких дифференцированных движений, тактильных ощущений детей, координации. Все это, так необходимо ребенку в школе: аккуратность, усидчивость, терпение. Лепка способствует развитию точности глазомера, ловкости рук, овладению технологическими операциями и, конечно же, творческому подходу к любой работе.
Таким образом, актуальность проблемы использования лепки как средства коррекции психофизических недостатков детей с проблемами в развитии процессе кружковой работы, несомненна.
В настоящее время, дети, поступающие в школу, имеют много нарушений и дефектов. Большинство детей имеют сопутствующие дефекты: нарушения эмоционально-волевой сферы, нейродинамические расстройства. Поэтому большое значение уделяется компенсирующему обучению и коррекционной работе. Компенсация и коррекция - это основные составляющие в работе с такими детьми. Работа кружков должна находиться в непрерывной связи с учебно-воспитательной работой, и призвана решать единые с ней педагогические задачи. Привлечение ребят, имеющих различные нарушения, на занятия кружка оказывает положительное влияние на их психофизическое состояние. Эти дети не всегда успешны в учебной деятельности, имеют неустойчивость настроения, обидчивость, конфликтны. Кружковые занятия помогают ребенку раскрыть себя в творчестве и компенсировать свои недостатки психофизического состояния. К компенсирующим средствам, в первую очередь относятся: принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками, понимание детских трудностей, оказание необходимой помощи и поддержки. С первых занятий стараюсь установить положительный психологический контакт с учащимися, увлечь их творческой работой. Это позволяет им уверовать в свои силы, получить одобрение и поддержку со стороны педагога и других детей.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на всестороннее развитие детей. А именно, она направлена на преодоление или ослабление присущих детям с ОВЗ дефектов, кроме того, в процессе работы осуществляется:
Формирование трудовой и технологической культуры школьника.
Обучение детей знаниям в области лепки, выработка практических умений и навыков, необходимых в работе.
Воспитание художественно – эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности.
Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность.
Помощь детям в их желании сделать свои работы общественно – значимыми.
Лепка, как и каждый из видов творчества, позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно полноценное формирование социально-активной личности.
На занятиях кружка «Соленое тесто» решается ряд задач направленных на формирование умения сравнивать и анализировать свойства предметов объёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве, усваивается целый ряд математических представлений. В процессе лепке ребята сопоставляют между собой части изделия и со всей фигурой в целом, определяют размеры предмета, его длину, толщину, учатся делить на части.
Как всякая деятельность, лепка из теста имеет большое значение для умственного воспитания детей с проблемами в развитии. Обучение продуктивной деятельности учащихся с ОВЗ невозможно без формирования у них таких мыслительных операций как: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Овладение умением изображать, невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Поэтому, прежде чем приступить к выполнению того или иного изделия, в начале занятия, необходим тщательный анализ предмета, уточнение его формы, расположения частей, их величины и цвета. Таким образом, дети учатся сравнивать предметы, объединять их по сходству, выделять в них общие и различные признаки. Занятия лепкой способствуют развитию таких психических процессов, как: мышление, внимание, память, а также совершенствуют восприятие, пространственную ориентацию, то есть те значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.
В процессе занятий кружковой деятельностью дети приобретают такие умения, качества и навыки, которые оказывают большое влияние на их умственное развитие, а именно: планирование своих действий, обдумывание и воплощение собственного замысла, ориентировка на предложенный образец и инструкции педагога, использование для выполнения работы, имеющихся в данный момент материалов и инструментов. Во время практических занятий создаются условия для формирования таких качеств, как инициатива, самостоятельность, любознательность, умственная активность.
При подготовке к лепке, необходимым условием является проведение тщательного анализа образца изделия, особое внимание необходимо уделить свойствам и качествам изображаемого предмета (величина, цвет, форма и т.д.), таким образом, в процессе кружковой деятельности осуществляется сенсорное воспитание, развитие наглядно-образного мышления.
На всех этапах кружкового занятия осуществляется развитие речи детей. Эта работа должна носить организованный характер и осуществляться при постоянном внимании педагога к высказываниям детей (грамматический строй, последовательность и полнота изложения и т.д.). Привлечение ребят к объяснению задания, последовательности его выполнения, усвоение названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений - все это способствует обогащению их словарного запаса. К словесным методам и приёмам относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Художественный образ, воплощенный в слове (загадка, рассказ, стихотворение), обладают своеобразной наглядностью, в нем заключается характерные особенности, свойственные данному предмету.
В конце занятия, при подведении итогов, даю ребятам возможность оценить свою поделку, высказать суждения о работе других детей – это также стимулирует их речевое развитие. Здесь важно отметить, что от развития мелкой моторики ребенка, напрямую зависит его речь и мыслительная деятельность.
Кружковые занятия по лепке из соленого теста открывают большие возможности для развития творческого воображения учащихся, их фантазии. Ребята приобщаются к миру прекрасного, знакомятся с произведениями искусства, изделиями народных мастеров, что оказывает положительное влияние на формирование личности, развитие у них художественного вкуса. При знакомстве с предметом, для усиления эстетического восприятия у воспитанников, стараюсь подобрать образные сравнения, подчеркнуть его красоту, использую поэтическое слово.
Занятия лепкой проводятся как индивидуально, так и коллективно. Коллективные занятия способствуют воспитанию дружеских взаимоотношений. В процессе таких занятий у детей воспитываются нравственные волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, целенаправленно заниматься и т.д. При создании коллективных работ у учащихся прививается умение договариваться, подчинять свою работу общему замыслу, оказывать помощь товарищам, понимание того, что от каждого зависит общий результат работы.
Результаты работы нашего кружка можно увидеть на выставках детского творчества: как школьных, так и краевых, несколько ребят приняли участие во Всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества, где заняли призовые места и были награждены дипломами. Поделки украшают наш кабинет, интерьер школы, – все это выступает стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста, и представляет собой значимое средство поощрения и развития детского творчества. Ребёнок, удовлетворённый полученным результатом, будет проявлять стремление снова и снова, показать свои способности.
Таким образом, занятия в кружках позволяют более успешно решать вопросы коррекции личности с нарушением интеллекта, оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуют закреплению положительных эмоций, увеличивают длительность хорошего, уравновешенного настроения, повышают самооценку ребенку. Эти занятия способны реально помочь ребенку социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью нашей работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Н.С. Боголюбов «Лепка на занятиях в школьном кружке» Москва, 1979г.
2. В.В. Воронкова «воспитание и обучение детей во вспомогательной школе». Москва «Школа-пресс», 1994г.
3.В.Ф. Мачихина, «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». Москва «Просвещение», 1985г.
4. Т.И. Пороцкая «Работа воспитателя во вспомогательной школе», Москва «Просвещение», 1984г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://www.ronl.ru/referaty/pedagogika/169234/2 http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635b3bc7864c53a89521316c27_0.htm/3http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625a2bd68b4c43b89521316d37_0.html
4 http://uchil.net/?cm=153879 5. http://collegy.ucoz/ru/pudl/92-1-0-8597 6.http://xreferat.ru/71/4566-1-razvitie-tvorcheskih-sposobnosteiy-umstvenno-otstalyh-deteiy-v-hode-kruzhkovoiy-raboty.html7. http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped_kor/ped/tech.htm8. http://centr-tvorchestva.ru/pedsovet/biblioteka/sovremennyie-pedagogicheskie-tehnologii-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detey/