Конспект внеклассного мероприятия по истории :«XIX век в истории России – век науки и образования».

Конспект внеклассного мероприятия, 8 класса:
Тема «XIX век в истории России – век науки и образования»

Цель: раскрыть реформирование системы образования в XIX в. путем анализа деятельности реформаторов того времени, в том числе К.П. Победоносцева.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о реформах образования, проводимых в XIX в., углубить представления о ярких представителях того периода:
Развивающие: создать условия для развития устной и письменной речи учащихся, внимания, мышления, исторического воображения, создание условий для самореализации личности ученика, творческого применения полученных знаний на уроке.
Воспитательные: воспитание любви к Родине, национального достоинства, уважения к богатому наследию русской культуры и истории, гордость за своих предков,
Оборудование: мультимедийное оборудование, творческие работы учащихся, раздаточный материал кроссворды, а также портреты М.М. Сперанского, Д.А. Толстого, К .П. Победоносцева, С.А. Рачинского.
Литература:
Сперанский М.М. биография – [Электронный ресурс]: Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - (дата обращения 14. 04. 2015г.).
Бельчиков Н.Ф. Достоевский и Победоносцев // Красный архив – [Электронный ресурс]: Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - (дата обращения 12.03.2015г.).
Рачинский С.А. Сельская школа / С.А. Рачинский - [Электронный ресурс]: Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - (дата обращения 10.03.2015г.).




Ход мероприятия
Организационный момент
Класс делится на 3 команды , каждая из команд получает задание и знакомится с условиями оценки.
Вступительное слово учителя: В начале XIX века в России становятся явственными изменения, порождавшиеся  развитием буржуазных отношений во всех областях экономики, а также растущими международными торговыми отношениями. Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических  методов в сельском хозяйстве, растущие города, которые требовали развития транспорта, средств связи – все это усиливало потребность  не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени.
Но в то же время, по данным 1797 года, процент грамотного населения был очень низким: 9,2% в городе и всего 2,7%  в селе. И этот показатель становится еще более удручающим, если учитывать, что только 4% жителей страны было городским. При этом следует помнить, что в начале XIX века грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись (вместо обозначения крестиком). Это очень низкий критерий грамотности.
Вашему вниманию предлагаются сообщения о наиболее значимых реформаторах системы образования в XIX в.
Прослушав доклады о реформаторах этой эпохи, мы сможем проследить эти перемены,. А для того чтобы, понять насколько внимательно мы слушали докладчиков и как успешно понимаем изучаемую тему, выполним задание. Для выполнения задания разделимся на 3 команды в соответствии с тем как вы сидите по рядам. То есть первая команда – 1 ряд, вторая – 2, третья -3. После прослушивания сообщений, Вы получите задание, по правильности и скорости выполнения которого и будем судить о том кто лучше всех разбирается в реформах образования XIX.
Выступления учащихся:
Докладчик 1. Вашему вниманию предлагается доклад о роли Михаила Михайловича Сперанского.
Молодой монарх Александр I, взошедший на престол в начале XIX века, с первых лет царствования мечтал о либеральных реформах.  Его главным помощником в этом деле стал т [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Человек незнатный, сын сельского священника, питомец духовной семинарии, Сперанский возвысился до положения секретаря императора без всякой протекции, одними личными талантами. Блестяще владея иностранными языками, он ознакомился с лучшими политическими, экономическими и юридическими сочинениями своего времени. По широте образования со Сперанским в России могли сравниться лишь немногие. Но по характеру он был склонен к отвлечённому доктринёрству, к составлению чересчур абстрактных планов – стройных в теории, но обречённых встретить крупные препятствия на практике, при внедрении их среди живых людей, со всеми их человеческими недостатками и противоречивыми интересами.
В 1802г. по распоряжению Александра I создается Министерство  народного просвещения. Его задачей становится  полная реорганизация  всего учебного процесса. В 1804 г. были опубликованы результаты работы Министерства: «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам».
Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени: приходские училища; уездные училища; гимназии; университеты.
Все эти этапы обучения были взаимосвязаны. Кроме того, вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль Министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета.
Ректор и профессора университета курировали гимназии, которые входили в округ, контролировали работу директора и преподавателей.
Соответственно, директор гимназии курировал  работу уездных училищ своего округа, а смотритель уездных училищ – деятельность приходских училищ. Эта система действовала не только в области контроля, но и содержала преемственность  учебных программ всех ступеней.
Рассмотрим каждую из них. Приходское училище. Срок обучения – 1 год. В них велось обучение детей низших слоев, в которое входило  религиозное воспитание, навыки чтения, письма, счета и подготовка к поступлению в уездное училище.
Уездные училища (в уездных и губернских городах). Срок обучения – 2 года. Предназначались для детей мелких торговцев, ремесленников, зажиточных крестьян. Учебный план предусматривал подготовку к поступлению в гимназию.
Гимназии (в губернских городах). Срок обучения – 4 года. Цель обучения – подготовка дворянских детей  к госслужбе или  к поступлению в университет.
Университеты. Срок обучения – 3 года. Согласно Уставу, разработка учебных планов, выбор ректора, деканов и профессоров  производились ученым советом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. Портрет М.М.Сперанского (1824) (худ. Варнек  Александр Григорьевич (17821843))
Докладчик 2: Разрешите зачитать сообщение о вкладе в реформу системы образования Толстым Дмитрием Андреевичем.
 Толстой Дмитрий Андреевич (1823, Москва - 1889, Петербург), государственный деятель. Происходил из аристократического графского рода. В 1843 с отличием окончил Царскосельский лицей и, увлекшись наукой, исследовал распространение в России различных религий, за что был награжден премией Академии наук и пожалован бриллиантовым перстнем от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В 1853 был назначен директором канцелярии Морского министерства. В 1861 стал управляющим департаментом Министерства народного просвещения. Либеральные воззрения Толстой не шли дальше отмены крепостного права, он оставался противником реформ 60 - 70-х гг. - судебной, земской и др., видя в них угрозу самодержавной власти. В 1865 Толстой был назначен обер-прокурором Синода. 
Толстой провел реформу среднего образования, направленную на уничтожение какой бы то ни было самостоятельности мысли учащихся. Вводил изучение мертвых языков вместо общеобразовательных предметов; реорганизовал реальные гимназии в училища, сократив в них срок обучения, и проводил в жизнь сословный принцип: церковноприходская школа для "народа", реальное училище для купцов и промышленников, классическая гимназия и ун-т для дворян. Толстой выступал также противником высшего образования женщин.
30 июля 1871 Александр II утвердил проект Толстого. Получив Высочайшее одобрение, он железной рукой начал вводить классицизм. Сразу выяснилось, что стране не хватает нужного числа учителей древних языков, но Толстого это не смутило. По его распоряжению в Россию было приглашено большое количество учителей-классицистов из Европы, в основном чехов, у которых не возникало больших проблем с русским языком. Кроме того, в Лейпциге (известном европейском центре классического образования) было открыто специальное русское филологическое училище для подготовки командированных из России учителей гимназий.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. Граф Дмитрий Андреевич Толстой (Фотография ателье «Левицкий и сын». Санкт-Петербург, конец 1870-х. Из поступлений 1920-х гг. Инв. ПД – 20395 ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН)
Докладчик 3. Разрешите зачитать сообщение о вкладе в реформу системы образования Победоносцева Константина Петровича.
Константин Петрович Победоносцев родился в марте 1827 года в семье профессора российской словесности Петра Васильевича Победоносцева. Его мать принадлежала к старинному дворянскому роду Левашовых; дед был священником в церкви святого великомученика Георгия, находившейся в Москве на Варварке.
В 1846 году Константин Петрович поступил в Петербургское училище правоведения. После окончания училища жизнь Победоносцева в течение длительного времени была связана с судебной деятельностью в департаментах Правительствующего Сената, которая выявила его способности юриста и государственного деятеля. В первой половине 1860-х годов Победоносцев получил приглашение преподавать в Московском университете, где он читал лекции по русскому гражданскому праву и гражданскому судопроизводству. Константин Петрович написал и издал большое количество работ в области права, богословия, истории, христианского просвещения и воспитания. Его «Курс гражданского права», являясь первой самостоятельной и детальной работой такого рода в России, считался классическим исследованием действующего русского права; именно им написана одна из первых монографий по истории крепостного права в России.
В конце 1861 года главный воспитатель великих князей граф Строганов пригласил Победоносцева преподавать юридические науки наследнику престола великому князю Николаю Александровичу. Начиная с 1861 года на протяжении нескольких лет он преподавал законоведение членам царской семьи. Среди его учеников были будущие императоры Александр III и Николай II [с.10 – 14].
В 1868 году Победоносцев был назначен сенатором, в 1872 году стал членом Государственного совета, а в апреле 1880 года занял пост обер-прокурора Святейшего Синода и вошел в состав Кабинета Министров.
Свыше двадцати пяти лет, с 24 апреля 1880 года до 19 октября 1905 года, Победоносцев занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви. 
С 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ. В 1884 г. были изданы правила
· церковно-приходских школах, которые по новому наладили дело народного образования в религиозном духе. Приходские школы и школы грамотности были отданы в полное ведение духовенства. Для управления ими учреждены епархиальные и училищные советы, а при Синоде с 1885 г. – училищный совет. Школы ведомства Синода разделялись на два разряда: церковно-приходские и грамоты. Первые были с двухлетним, или четырехлетним курсом. Обучали в них священники или утверждаемые епархиальным архиереем лица, преимущественно из кончивших духовные учебные заведения. Общее наблюдение принадлежало священнику. В школах грамоты преподавался Закон Божий, церковное пение с голоса, чтение церковно-славянское и русское, письмо и начальное счисление. В приходских школах программа была шире, преподавалась начальная арифметика, а в четырехлетних сведения из церковной и отечественной истории. Число школ быстро увеличивалось.
В 70-х годах происходил быстрый рост числа Духовно-учебных заведений. К 1881 г. в России насчитывалось уже 4 Академии, 53 Семинарии и 183 Духовных училища, а к концу века в дополнение к ним открыто еще 5 новых Семинарий и 2 училища. Однако ревизии, проведенные в 70-е годы, обнаружили серьезные недостатки в постановке учебно-воспитательной работы, снижение церковности учащихся и падение дисциплины. Уход выпускников Семинарии на светскую службу и в университеты был непомерно велик. В 1881 г, при Святейшем Синоде была образована, комиссия для пересмотра учебных уставов. Новые уставы были разработаны в 1884 г. На характер нововведений большое влияние оказали мнения Победоносцева. Во всех Духовных школах была усилена власть епархиальных архиереев и ректоров [с.37 – 40].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. Портрет обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева (А.В. Маковский, (1899), Государственный Русский музей)
Докладчик 4: Разрешите зачитать сообщение о вкладе в реформу системы образования Сергея Александровича Рачинского. Сергей Александрович родился 2(14) мая 1833 года в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских, в родовом поместье в селе. Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области).
Получив прекрасное домашнее образование, он в 1849 году поступил в Московский университет. Сферой его научных интересов стала ботаника, физиология растений. В 1866 году он защищает докторскую диссертацию «О некоторых химических превращениях растительных тканей». Но его интересы не ограничивались естественными науками. Рачинский активно занимается философией, а также общественной и преподавательской деятельностью.
Уйдя в 1868 году в отставку с должности профессора Московского университета, С.А. Рачинский поселился в своем родовом имении Татеве. Здесь он основал школу и еще 18 школ в округе, которые образовали некое воспитательное и образовательное пространство. Возникло сообщество педагогов, объединенных одной идеей и одним лидером. Ключом к пониманию всей педагогической концепции этого ученого и педагога-практика является, по мнению исследователей, то, что в основе его школы, лежали семейное воспитание, традиции русской народной жизни и ее православные устои.
Рачинский усматривал в религии прежде всего основу духовности ребенка в условиях своего времени. В служителях церкви в условиях тогдашней деревни он видел наиболее подготовленных учителей и замечал, что «народ сам признает духовенство своим учителем».
Главная отличительная особенность сельской школы, по убеждению Рачинского, состоит в том, что она, прежде всего, учреждение воспитательное. В школе Рачинского господствовали дух народной культуры, традиции сельской общинной. Его школу можно назвать школой «добрых нравов». Ее учебная программа имела художественно-эстетическую направленность. Жизнь в школе основывалась на творческом труде, большую роль выполняли игра и праздники. 
Школы С.А. Рачинского - учреждения своего времени. Организация учебно-воспитательного процесса в них учитывала интересы родителей и особенности крестьянского быта. В его школе обучали культуре земледелия, пчеловодства и садоводства, основам плотницкого и столярного дела, приобщали к народным промыслам. Основной дидактической задачей было привитие ученикам умений. При этом использовался такой методический прием, как самостоятельный учебный труд учеников при помощи и под руководством учителя. Воспитательная система Рачинского была основана на трех фундаментальных идеях: гуманизме, народности и нравственности.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. С.А. Рачинский ((Фотография ателье «Левицкий и сын». Санкт-Петербург, конец 1870-х. Из поступлений 1920-х гг. Инв. ПД – 20395 ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН)
И так мы рассмотрели вклад каждого из данных реформаторов в становление системы образования России. На основании прослушанного материала выполните кроссворды.



















Кроссворд















4










2



3




























1













5





п

о
с
в

щ
е

и
я























































4



































3







































2

































1






в









По вертикали:
1.Обер-прокурор Святейшего Синода, занимавший данный пост свыше 25 лет.
2.Главный помощник в либеральных реформах Александра I.
3.В каком селе было расположено родовое имение Рачинского.
4. Изучение каких языков вводил Толстой.

По горизонтали:
1. К кому старинному роду принадлежал Победоносцев.
2.С какой организацией была связана школа в XIX веке.
3.Обер-прокурор Святейшего Синода 1865 года.
4. Школы, получившие распространение в России во второй половине XIX века.
5.Что преподавал Победоносцев в Московском Университете.
6.В 1802 году было создано Министерство народного

III.Подведение итогов

Учитель: Таким образом, сегодня нам удалось проследить ход развития образования в России в XIX веке в лицах. В проведенном мероприятии победила команда номер

IV. Рефлексия

Учитель: на доске вы видите дерево, а на партах у каждого из вас есть два листочка желтый и зеленый. Пожалуйста каждый прикрепите к дереву один листочек: зеленый, если сегодняшнее мероприятие Вам понравилось, желтый –если нет.
























4000579_527PX1 (527x599, 48Kb)