Статья. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста..
Статья. Экологическое воспитание дошкольников.
Сказочна и богата природа. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.
Мы редко задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами – всё то, что обычно называют природой, помогают воспитывать детей.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
К сожалению, в последние годы произошло катастрофическое ухудшение экологической обстановки. Транспорт с бензиновыми и керосиновыми двигателями, многочисленные химические предприятия, теплоэлектростанции отравляют, загрязняют окружающую среду. Техногенные катастрофы превращают плодородные поля, чистые реки и озёра, живительные леса в мёртвую пустыню.
Одна из главнейших задач государства – отказаться от потребительского подхода к природе, рационально использовать её ресурсы. Задачи детского сада и школы – воспитать у детей позитивное отношение к природе, окружающему миру, формировать основы культуры рационального природопользования.
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребёнка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажем родных мест. Заинтересовавшись природой, ребёнок полюбит её, захочет узнать о ней больше.
Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных, будет стараться охранять природу.
Удивительный мир природы Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься
Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.
Необходимо вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нём что то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребёнок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю» (В.А. Сухомлинский).
К шести – семи годам у детей складываются определённые представления о физических явлениях: о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторых явлениях оптики и т.д. И это не удивительно. Телевидение, радио, технические игры и игрушки – вот источники этих представлений.
Но если взрослыми не ставится задача объяснить физические явления, дать им истолкование, понятия детей о них не могут быть достаточно правильными и точными. Больше того, они носят весьма поверхностный и зачастую ложный характер.
Не объясняя ребёнку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнаёт, взрослые упускают отличную возможность развить умственные способности дошкольника. Ведь «всякое физическое явление есть превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребёнок наглядно и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели, назначения, выводы и умозаключения» (К.Д. Ушинский).
Ознакомление с законами живой и неживой природы в той или иной мере связано с анализом и сравнением происходящих явлений; пониманием, почему они протекают так; установлением простейших связей между несколькими явлениями. Растёт сам интерес ребёнка к окружающему миру, развивается его любознательность.
Важно и то, что ребёнок при этом от поверхностного восприятия отдельных предметов поднимается до объяснений, учится логически мыслить, расширяет свой словарный запас. Чем больше правильных представлений о природе получает дошкольник, тем лучше он будет в дальнейшем усваивать школьные знания.
Но как знакомить детей – дошкольников с физическими явлениями? Прежде всего, надо всегда учитывать особенности детского мышления. Они, эти особенности, требуют, чтобы при объяснении ребёнок и сам действовал с предметами, со свойствами которых его знакомят.
Зелёный мир на окне привлекает интерес ребёнка. Растения на первый взгляд неподвижны, безжизненны. Задача воспитателей показать красоту и многообразие комнатных растений.
Приучая детей к регулярным наблюдениям, необходимо обращать внимание детей на окраску и рисунок на листьях растений, на ниспадающие стебли ампельных растений, на приспособления, необходимые в жизни растений.
Декоративность растений обуславливается богатством и разнообразием стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения.
Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом, притягивает взор. Каждый цветок – это удивительное явление. Надо научить ребёнка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений.
Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребёнка.
Наблюдая за растениями, дети учатся распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной температуры или с добавлением удобрений.
При систематическом общении с растениями дети открывают, что внешние показатели: цвет, форма, размер – являются показателями относительного благополучия растения.
Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им сочувствовать и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно, дети могут оказывать настоящую помощь растениям.
Наблюдение за растениями лучше начинать с полива. Необходимо установить причинно – следственную связь между интенсивностью полива и ростом растения. Так у ребёнка начинает пробуждаться осмысленная любознательность.
Нельзя, чтобы остался без внимания маленьких детей период цветения. Цветущее растение, особенно в холодное время года, как нельзя лучше украшает жилище, радует взор, создаёт хорошее настроение, Надо научиться замечать эту красоту.
Нельзя ограничиться только показом появившихся цветов, надо ещё приобщить ребёнка к наблюдению за ними в течение всего периода их цветения. Прежде всего надо показать, что цветы украшают само растение: в сочетании с зеленью они создают очень красивое зрелище. Дети полюбят и оценят растения, если услышат рассказы об их происхождении. Одни – из влажных тропических мест – им надо много воды для полива, опрыскивать . Другие – родом из засушливых мест и даже из пустынь, где воды совсем мало. Они привыкли запасать её в толстых листьях или стеблях. Такие растения следует поливать умеренно и не часто.
Наблюдение за комнатными растениями и их периодическое рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребёнка. Одним из видов её может быть рисование. Для рисования лучше выбрать цветущее знакомое растение, которое нравится ребёнку.
На базе познания у детей начнёт формироваться отношение – важный аспект нравственно – эстетического становления личности.
В дошкольном возрасте труд – это прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязательность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 115