Рабочая программа кружка Соленое тестоПрограмма объединения «Соленое тесто» относится к художественно-эстетическому направлению и ориентирована на приобщение детей к древнему виду творчества – тестопластике. Особое влияние занятие тестопластикой оказыва
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дерябинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по УР: Директор МКОУ «Дерябинская СОШ» ______________/Л.АВалиева/ /Л.Ю.Плетнева
от «____» ___________ 2016 г. от «____» ___________ 2016 г
Рабочая программа кружка
«Соленое тесто»
(Художественно – эстетическое направление)
Срок реализации: 3 года; возраст 8-12 лет
Составитель: Сыстерова Любовь Ивановна,
педагог дополнительного образования
с.Дерябино,2016г
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
В соответствие с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа дополнительного образования «Соленое тесто» имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для разновозрастных категорий обучающихся, имеет различные уровни её освоения:общекультурный,функциональной грамотности, профессиональной компетентности.
Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Данная программа соответствует закону Российской Федерации «Об образовании» (статья № 9) и определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
Программа реализуется в общеобразовательном учреждении на ступени начального общего образования.
Актуальность: процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Новые стандарты образования направлены на развитие и воспитание детей через традиционную народную культуру. Занятия в кружке «Солёное тесто» - это не только организация свободного времени с пользой для себя, но и развитие мелкой моторики рук, абстрактного и логического мышления, воображения и творческих способностей.
3
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности воспитанника, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Соленое тесто» - средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса и мышления детей.
Одной из главных задач развития и воспитания обучающихся на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работа в кружке организовывается с учётом опыта воспитанников и их возрастных особенностей. С воспитанниками, не имеющих навыков работы с соленым тестом начинать с более простых поделок. Занятия построены по принципу "от простого – к сложному".
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Соленое тесто» рассчитана на детей с 7 до 10 лет, то есть с 1 по 2 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка: 1 год обучения- 33 часа, 2 год обучения- 35 часа. Практические занятия составляют большую часть программы.
Продолжительность занятий для первого класса 30-35 минут.
Цель программы - развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
4
Задачи программы
Развивающие:
Развивать интеллектуальные, эмоционально-волевые качества детей: усидчивость, добросовестность, аккуратность ;Развивать мелкую моторику пальцев;
Развивать фантазию, творческое воображение;
Развивать творческую активность детей;
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, познавательный интерес ,художественный вкус .
Воспитывающие:
Воспитывать доброту, общительность, отзывчивость, дружелюбие, аккуратность, бережливость, самостоятельность, трудолюбие,
Формировать умение самостоятельно выражать свое мнение о своей и чужой работе; формировать упорство в достижении желаемого результата;
Формировать положительную самооценку, чувства коллективизма.
Обучающие:
Научить пользоваться основными инструментами и материалами;
Научить экономично использовать материал, пользуясь шаблонами, простейшими схемами, соблюдать правила безопасности и труда.
Научить самостоятельно применять полученные знания, планировать и организовывать свою работу и работу товарищей;
Принципы, лежащие в основе программы:
Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
По принципу «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, воспитанник применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным
5
обучающимся будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать
Форма организации деятельности обучающихся на занятиях:Фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
Индивидуально-фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
Групповой – организация работы в группах;
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Методы:
Словесные: (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка)
Наглядные: (демонстрация готовых изделий, экскурсии)
Практические: (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
Игровые, ситуация успеха, поощрения.
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей воспитанников самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий:
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, т.е. знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия обеспечивают воспитанниками организацию их учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, постановку и решение проблемы.
6
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Компетенции обучающихсяОбщекультурная
Способен к проявлению доброты, искренности, отзывчивости;
Проявляет эстетические чувства;
Обладает развитой эмоциональной сферой;
Соблюдает нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни;
Коммуникативная Способен взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
Умеет самостоятельно выражать мнение о своей и чужой работе;
Способен к эмоциональным переживаниям.
ДеятельностнаяВладеет приемами работы инструментами и материалам;
Самостоятельно применяет полученные знания.
Способен экономно использовать материалы и соблюдать правила безопасности труда.
Учебно - материальная база.
Помещение, рабочие места, методическая литература, наглядные пособия, таблицы, схемы., компьютер, интерактивная доска, соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, краски, кисти, подручный материал, Преимущества соленого теста
- можно приготовить в любой момент;
- легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот;
- если тесто правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
-краска пристает любая, а возможности для росписи- практически неограниченные;
- с готовыми фигурками можно играть без боязни, что они потеряют форму.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для родителей, друзей, ветеранов, учителей и т.д.
Требования к знаниям и умениям.
7
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ занятияТема занятия Теория Практика Всего часов
1 Вводное занятие. Правила техники безопасности. Знакомство детей с историей соленого теста. 1 1
2-3 Замес и состав теста.
Основные способы и приемы лепки. 1 1 2
4 Хранение теста. Набор инструментов. Порядок выполнения работы. 1 1
5-8 Лепка простых элементов. Оформление. 1 3 4
9-11 Соединение деталей между собой. 3 3
12-15 Ягоды, фрукты и овощи (индивид. работа) 1 3 4
16-18 «Елочные украшения» (работа в парах) 3 3
19-21 Лепка на свободную тему. Оформление поделки. 3 3
22-24 "Земляничная поляна" лепка. Оформление (индивид. работа) 3 3
25-27 "Пчелка на цветке" лепка. Оформление (работа в парах) 3 3
28-29 Панно "Рыбка в море".(кол. работа) Оформление панно. 2 2
30-32 "Божья коровка на кленовом листочке" Лепка. Оформление. 3 3
33 Выставка работ. 1 1
Итого: 6 27 33
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
История соленого теста. Техника безопасности.
2. Материалы и инструменты.
Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста.
Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.
Технология изготовления соленого теста.
3. Способы лепки.
Конструктивный, пластический, комбинированный способы лепки.
4. Лепка на плоскости. Особенности сушки и раскрашивания.
Лепка различных видов цветов, листьев, фигурок, животных. Создание рельефа.
5. Лепка объемных фигурок на каркасе и без каркаса.
8
Основные приемы лепки фруктов, овощей, грибов. Особенности поэтапного изготовления изделий. Способы сушки.
6. Основы цветоведения.
Холодные и теплые цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека.
7. Использование дополнительного материала при изготовлении изделий из соленого теста(зубочисток, трубочек для коктейля, крышек и т.п.
8.Самостоятельное изготовление сюжетных работ.
Знакомство с оформлением композиции. Выразительность персонажей.
9. Выполнение коллективных работ.
Определение темы работы. Изготовление элементов работы. Оформление законченной композиции.
10. Итоговое занятие.
Выставка работ. Контроль знаний и анализ работ.
К концу первого года обучающиеся должны знать:
* правильно организовать свое рабочее место;
* правила пользования инструментами и материалами;
* историю народной игрушки, её характерные особенности;
* основы выполнения (лепки) игрушки;
* правила оформления игрушки;
* декоративные элементы, применяемые в работе;
* способы нанесения рисунка на игрушку;
* правила сочетания цветов;
* правила окончательного оформления работы;
* определять основные части поделок, выделять общие и индивидуальные признаки предметов, анализировать под руководством педагога различные изделия( определять их назначение, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей и последовательность изготовления);
* называть и различать плоские геометрические фигуры ( треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) и объемные ( конус, цилиндр, пирамида, шар);
* прочно соединять детали между собой, применяя воду, клей;
* сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;
* применять приобретенные навыки на практике.
9
К концу года обучающиеся должны уметь:
* самостоятельно приготовить тесто;
* работать с опорой на рисунок-план;
* соединять детали из соленого теста ;* применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.;
* выполнять роспись работы;
* применить декоративные элементы в работу;
* перенести рисунок на выполненную работу:
* правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком;
* использовать при оформлении поделки подручные средства;
* изготовлять небольшую картину из соленого теста;
* работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
10
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ занятия Тема занятия Теория Практика Всего часов
1 Вводное занятие. Правила техники безопасности и охрана труда. 1 1
2-4 «Виноградная лоза»"- лепка. Оформление поделки. 3 3
5-6 Лепка на свободную тему. Оформление поделки 3 3
7-9 Рамка для фотографии - лепка. Оформление поделки 3 3
10-12 Лепка на свободную тему. Оформление поделки. 3 3
13-15 Фигурки животных «Ёжик»,«Котик», «Чудо-рыбка» 3 3
16 Знакомство с профессией повара. Экскурсия. 1 1
17-19 «Поваренок»- лепка. Оформление поделки 3 3
20-22 Лепка подковы с цветами, ягодами и др.элементами. 3 3
23-25 Лепка на свободную тему. Оформление поделки. 3 3
26-28 «Пасхальная корзинка» - лепка (кол. работа) Оформление 3 3
29-31 "Ёжик на поляне"- лепка. Оформление поделки. 3 3
32-34 Лепка на свободную тему. Оформление поделки. 3 3
35 Выставка работ. 1 1
Итого: 3 32 35
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Техника безопасности. Технология изготовления соленого теста.
2. Материалы и инструменты.
Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста, вспомогательные материалы .
3. Способы лепки.
Конструктивный, пластический, комбинированный способы лепки.
4. Лепка на плоскости. Особенности сушки и раскрашивания.
Лепка различных видов цветов, листьев, фигурок людей, животных. Создание рельефа.
5. Лепка объемных фигурок на каркасе и без каркаса.
Основные приемы лепки фруктов, овощей, грибов. Приемы создания плетеных изделий.. Особенности поэтапного изготовления изделий. Способы сушки.
6. Основы цветоведения.
Холодные и теплые цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека.
7. История матрешки и других народных игрушек.
Изготовление работ по мотивам народных игрушек.
8. Использование природных материалов в работе с соленым тестом.
Изготовление изделий с использованием шишек, бисера, ракушек и т.п.
9. Использование дополнительного материала при изготовлении изделий из соленого теста.
10.Самостоятельное изготовление сюжетных работ.
Знакомство с последовательностью композиции. Выразительность персонажей.
11. Выполнение коллективных работ.
Определение темы работы. Изготовление элементов работы. Оформление законченной композиции.
12. Итоговое занятие.
Выставка работ. Контроль знаний и анализ работ.
К концу второго года обучающиеся должны знать:
* правильно организовать свое рабочее место;
* правила пользования инструментами и материалами;
* основы выполнения (лепки) игрушки;
* правила оформления игрушки;
* декоративные элементы, применяемые в работе;
* способы нанесения рисунка на игрушку;
* правила сочетания цветов;
* правила окончательного оформления работы;
* называть и различать плоские геометрические фигуры ( треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) и объемные ( конус, цилиндр, пирамида, шар);
* прочно соединять детали между собой, применяя воду, клей;
* сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;
* применять приобретенные навыки на практике.
К концу года обучающиеся должны уметь:
* самостоятельно приготовить тесто;
* работать с опорой на рисунок-план;
* соединять детали из соленого теста ;* применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.;
* выполнять роспись работы;
* применить декоративные элементы в работу;
* перенести рисунок на выполненную работу:
* правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком;
* использовать при оформлении поделки подручные средства;
* изготовлять небольшую картину из соленого теста;
* работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
№ занятия Тема занятия Теория Практика Всего часов
1 Вводное занятие. Правила техники безопасности и охрана труда. 1 1
2-9 Предметная лепка (животных) Оформление поделки. 2 6 8
10-12 Лепка на свободную тему. Оформление поделки 3 3
13-20 Сюжетная лепка. Оформление. 2 6 8
21-23 Лепка на свободную тему. Оформление поделки. 3 3
24-31 Декоративная лепка. Оформление. 2 6 8
32-34 Лепка на свободную тему. Оформление 3 3
35 Выставка работ. 1 1
Итого: 8 27 35
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Техника безопасности. Технология изготовления соленого теста.
2. Материалы и инструменты.
Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста, вспомогательные материалы .
3. Предметная лепка.
Самостоятельное изготовление предметной лепки.
4. Свободный выбор изготовления поделок.
5. Сюжетная лепка.
Самостоятельное изготовление сюжетных работ.
Знакомство с последовательностью композиции. Выразительность персонажей.
6. Декоративная лепка.
Изготовление работ по мотивам народных игрушек.
7. Самостоятельное изготовление декоративных работ.
8. Итоговое занятие.
Выставка работ. Контроль знаний и анализ работ.
К концу третьего года обучающиеся должны знать:
* правильно организовать свое рабочее место;
* правила пользования инструментами и материалами;
* основы выполнения (лепки) игрушки;
* правила оформления игрушки;
* декоративные элементы, применяемые в работе;
* способы нанесения рисунка на игрушку;
* правила сочетания цветов;
* правила окончательного оформления работы;
* прочно соединять детали между собой, применяя воду, клей;
* сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;
* применять приобретенные навыки на практике.
К концу года обучающиеся должны уметь:
* самостоятельно приготовить тесто;
* работать с опорой на рисунок-план;
* соединять детали из соленого теста ;* применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.;
* выполнять роспись работы;
* применить декоративные элементы в работу;
* перенести рисунок на выполненную работу:
* правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком;
* использовать при оформлении поделки подручные средства;
* изготовлять панно из соленого теста;
* работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
Список литературы для педагога
1. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста 2008- 76с.
2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
3. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009- 105 с.
4. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
5. И. Кискальт. Соленое тесто. М. : «Аст –пресс», 2002- 142с.
6. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
7. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
8. .Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Соленое тесто. М. : «Просвещение», 2008 -140 с.
9. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М. : «Аст-пресс», 104с.
10. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008 –32с.
11. О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону «Феникс», 2005-316с.
12. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
13.Письмо министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях программ ДО детей»
14.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
15.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
16.Федеральный закон о дополнительном образовании
Список литературы для детей.
1. Антипова М.А. Соленое тесто. – Ростов н/Д.: ИД Владис, 2008г.
2. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. – М. Детская литература, 2001.
3. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.– Ярославль. Академия развития, 2008.
4. Колдина Д.Н. Лепка с детьми. – М. Мозаика-синтез, 2009.
5.Морозова О.А. Волшебный пластилин – М.: Мозаика синтез.2009
6.. Романовская А. Л., Е. М. Чезлов. «Поделки из соленого теста» -М. : «АСТ-Пресс».