Презентация на тему Формирование поддерживающей среды для замещающих родителей
Формирование поддерживающей среды для замещающих родителей ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» Выполнила: психолог Золотарева Т.Л. Слагаемые замещающей семьи Ребенок Приемные родители Члены семьи приемных родителей Социальное окружение Социальная поддержка Общественное мнение Успешная замещающая семья Социальная поддержка Социальная поддержка – тот круг лиц, которые в трудные моменты жизни могут оказать помощь. Поддерживающая среда – это система социальных отношений, удовлетворяющая специфические потребности семьи и ребенка в психологической и социальной поддержке, т. е. в информации, помощи, защите. Успешная адаптация ребенка к семье и социуму, гармоничное развитие ребенка Помощь специалистов Опека родителей Поддержка педагогов Поддержка родственников Поддерживающая среда Межведомственное взаимодействие Служба сопровождениязамещающих семей ОВД Образовательные учреждения Органы опеки и попечительства Администрация и департамент культуры Учреждения здраво-охранения Ошибки приемных родителей противопоставление кровных и приемных детейзавышенные требования к приемным детямугрозы, когда поведение ребенка не нравится родителюнеоправданные ожидания, отсутствие скорых сдвигов в формировании привязанности к замещающим родителям у ребенка Технологии работы с замещающей семьей Консультирование семьи в целом: разрешение конфликтов, развитие коммуникаций, помощь в выработке и принятии новых семейных правил, интеграция семьи.Консультирование супружеской и родительской пары: выработка единого стиля взаимодействия с детьми, развитие форм поддержки друг друга, разрешение конфликтов.Консультирование семьи по вопросам интеграции историй кровной и замещающей семей. Групповое консультирование членов семьи (тематические группы: развития коммуникативной компетентности, эмоционального развития, детско-родительского взаимодействия).Детское консультирование: преодоление эмоциональных сложностей, сложностей взаимодействия, развитие у ребенка навыков понимания и регуляции эмоциональных состояний.Диагностика познавательной сферы ребенка. интерактивные лекции, беседы с членами семьи об особенностях познавательной и эмоциональной сферы ребенка.тренинги родительской компетентности по актуальным вопросам.предоставление родителям литературы, видео- и аудиоматериалов по вопросам воспитания приемных детей.Клуб замещающих семей: организация родительских встреч по обмену опытом. тренинг по выработке новых семейных правил с замещающим родителем и ребенком; визит в семью, проведение консультации и оказание поддержки в кризисной ситуации.профориентационная диагностика и консультирование учащихся выпускных классов.индивидуальная и групповая работа с детьми и подростками (игровые и арт-терапевтические методы), совместные занятия с кровными детьми. Картасоциально-поддерживающей сети семьи Позволяет не только наладить и урегулировать социальные связи, но и обнаружить новые ресурсы поддерживающей сети. Заполнение карты делает возможным общее собрание членов семьи и тех, в ком семья видит свою поддержку. Ход работы: члены семьи отвечают на вопросы (например, кого они считают близкими людьми, могут попросить о помощи, кто лучше всего понимает их проблемы, кому они доверяют). Обсуждается размер социальной сети, субъекты сети, качество и направленность их поддержки, возможности данной сети в поддержке семьи на сложных этапах приема; возможность привлечения новых субъектов к социально-поддерживающей сети. Строится карта сети. Отмечается вектор направленности ресурсных потоков, сила его выраженности. Организуется общая встреча с членами сети. Карта СПСС Родственники Школа Служба сопровождения Друзья родителей Технологии работыс близкими родственниками семьи консультации с родными для выявления их потребностей, приглашение члена замещающей семьи и выработка стратегий поведения.принципы взаимодействия членов замещающей семьи с прародителями: спокойное отношение к их точке зрения, положительная оценка родительского воспитания, рассказ о хороших сторонах и общих чертах ребенка с родительской семьей. Принципы взаимодействия родителей с кровными детьми: заверить детей в том, что в приходе нового члена семьи есть много плюсов. отметить, что неприятности тоже могут возникнуть (болезнь, трудности), но с ними семья обязательно справится, действуя сообща. честно отвечать на вопросы детей, пусть честно отвечают на вопросы детей, делая упор на положительные стороны. можно съездить с ребенком в детский дом, чтобы показать, как живут дети, и как хорошо будет ребенку в семье. Ни в коем случае не прибегать к шантажу и угрозам. Технологии работы психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях Статистика: почти 31 % учителей требуется дальнейшая поддержка по разделу «Психология» и психология семьи. По разделу «Педагогика» требуется поддержка 24%. Приоритетные способы получения помощи в процессе педагогического сопровождения приемных детей: консультация у коллег, имеющих опыт сопровождения таких детей и проведение комплексной поддержки по всем разделам путем привлечения других специалистов.24% педагогов предпочитают приглашать приемную семью для беседы и выяснять все у приемных родителей. 14,2% предпочитают проконсультироваться со специалистом по опеке по всем интересующим вопросам. 4,7 % опрошенных помощь не требуется. Повышение психолого-педагогической компетентности Консультации и семинары. Педагоги получают необходимую информацию о возможностях и особенностях приемных детей. Занятия в виде тренинга. Педагоги имеют возможность высказать свои точки зрения по данному вопросу, могут проработать интроекты, мифы. Темы для проведения семинаров-тренингов и консультаций:особенности личности приемных детей,учебная деятельность и трудности (причины),мифы о детях и семьях,коррекция педагогического процесса: организация школьных мероприятий, занятий,неадекватное поведение ребенка,профилактика конфликтов и насилия Формирование коммуникативных компетенций У педагога необходимо развивать умение правильно реагировать на вопросы, задаваемые учениками, а также умение взаимодействовать с классом в нестандартных ситуациях, касающихся приемного ребенка.Принципы работы с детьми следующие:1) принятие. Ответы на вопросы должны содержать четкое послание о том, что прием детей с замещающую семью – нормальный способ создания семьи, и ребенок может чувствовать себя комфортно. 2) точность информации. Важно давать детям точную информацию о приеме детей своевременно, в понятной им и интересной форме. 3) помощь. Учитель должен быть готов вмешаться и поддержать приемного ребенка, когда одноклассники задают ему вопросы, которые ранят или унижают его.4) защита прав и интересов ребенка. Технологии работы по формированию позитивного образа замещающей семьи Привлечение средств массовой информации: освещение положительных сторон замещающей семьи. Размещение информации в сети Интернет.Размещение информации на наружных носителях (плакаты, объявления, листовки, буклеты).Привлечение волонтеров из числа действующих и бывших замещающих родителей. Выводы негативное отношение со стороны окружения способствует возникновению семейных конфликтов и увеличивает риск возврата ребенка, отрицание и игнорирование приемного ребенка ведет к нарушению его адаптации в семье,совместные мероприятия с представителями опеки, а также педагогами и психологами образовательных организаций будут эффективны для формирования положительного отношения социума к замещающим семьям;в целях формирования позитивного имиджа приемных семей и привлечения кандидатов необходимо сотрудничество со средствами массовой информации. Спасибо за внимание! г. Воронежул. Славы, 13 а,тел.: 8 (473) 234-38-72,http://detstvo-vrn.ru/