Презентация для родителей Наши дети — подростки (особенности подросткового возраста)
Тема родительского собрания:Наши дети – подростки(особенности подросткового возраста) Доказать, что подростковый возраст - трудный, но очень нужный возраст. Кто такой подросток? -ребенок в возрасте 10,5-16 лет переживающий переход от детства к юности. Взрослые, уже давно забывшие, как были детьми, закатят глаза, усмехнутся и скажут: «Все пройдет». Как будто подростковый возраст— болезнь сродни ветрянке. О нем все вспоминают как о досадной неприятности, но совершенно забывают, насколько болезненно переживали его в свое время.Джоди Пиколт физиологическом; психологическом; социальном. Изменения в подростке видны на всех уровнях: Физиологическая перестройка.Период полового созревания Снижениеработоспособности Невнимательность, рассеянность Снижениеинтереса к учебе Повышенная чувствительность Вспыльчивость Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организмеИнтенсивное физическое и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкимиПоявляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созреванияВозникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроенияИменно поэтому в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Но все эти физические изменения, приводят к формированию образу физического «Я» Резко повышается интерес к своей внешности:Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимыеНепропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозуРебенок узнает возможности своего тела!!!!!важно знать!Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и « Я-концепция » отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастноПодросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы бытьЛичностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии Часто!Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой Формируется «Я - концепция» ребенка Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания - Представления о собственной внешней привлекательности- Представления о своем уме- Представления о своих способностях в разных областях- Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествахпознавательный компонент Познание себяПознание своих различных качествОценочный и поведенческий компонент Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенностиОценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе Реальное «Я» Идеальное «Я» может сильно отличаться от реальногоПри высоком уровне притязанийПри недостаточном осознании своих возможностей Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивностиКогда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитаниюПодростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качестваУ подростка развивается саморегуляция Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителямиВедущая деятельность в этот период – интимно-личностное общениеПодростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление«Счастье – это когда тебя понимают»Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же средеНеформальные группыВзаимная симпатияОбщие интересы, занятияСпособы развлечений, место проведения свободного времени Влияние родителей уже ограниченоЦенностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителейДля подростков характерно стремление к эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых: нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. !!!! То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка. Поведенческие особенности подростков: Подростковый возраст: - Стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности- Выбирают себе кумиров- Проявляется соревновательный мотив - Чувствительность к оценке посторонних своей внешности - Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро меняется ранимостью и неуверенностью в себе; крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров 1. Кризис независимости («не трогай мои вещи», «не входи в мою комнату», «не лезь мне в душу»2. Кризис зависимости ( «Я ребенок и хочу оставаться им» ) Подростковый возраст, один самых сложных возрастов и родителям важно знать, что является нормой, а что не является нормальным в поведении подростка. Норма Отклонения от нормы Стремление к самоутверждению, отстаиванию равных со взрослыми прав умеренной пределах Чрезвычайное, заостренное проявление стремления к самоутверждению, отстаивания равных со взрослыми прав Противостояние взрослым связано со стремлением доказать свою самостоятельность, независимость Противостояние носит излишне болезненный характер, доходит до враждебности Проявление симптомов кризиса зависит отситуации, поведение достаточно гибко приспосабливается к ситуации Симптомы кризиса проявляются без какой-либо видимой причины Относительно разнообразные формы проявления, поведения Однообразное проявление «бунтарства» (поведение) на различные ситуации, поводы, устойчивы в проявлении Проявления бывают временами, кратковременны, «вспышки» Симптомы кризиса наблюдаются постоянно Относительно легко поддаются коррекции – можно договориться Не приемлют доводов и компромиссов Проявляются примерно так же (по интенсивности, частоте, форме проявления), как у большинства одноклассников и других сверстников подростка Проявляются гораздо резче, интенсивнее, в более грубых формах, чем у большинства одноклассников и других сверстников подростка Не выходят за рамки социальных норм поведения Выходят за рамки социальных норм поведения «Поймите, у нас не так много времени. Все мы очень скоро станем такими же, как вы — у нас будет работа, счета в банке, свои семьи, и нам придется волноваться о собственных детях. Потому что такая у родителей работа — волноваться. И это нормально. А мы, подростки, хотим жить — врубать музыку на полную, вести себя как идиоты и совершать ошибки.»Х/Ф Свободные